Технология модерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:00, доклад

Краткое описание

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. А это ни что иное как компетентностный системно-деятельный подход к построению учебного процесса.

Файлы: 1 файл

Модерация.doc

— 563.50 Кб (Скачать)

               

              

               

      

     Для визуализации можно использовать привычные  цветные мелки,    разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные    краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели    предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также    обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала.    На самом деле, варианты представления процесса и результатов    обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела    урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся    и ресурсными возможностями.

     Активные  методы представления информации, различные  техники и    способы визуализации материала оживляют образовательный процесс,    позитивно воспринимаются обучающимися и положительно сказываются на    результатах обучения. Не жалейте времени, Ирина, на    планирование и осуществление на уроке данного процесса, окупится    сторицей!       

      

     Глава 6 «Процессы    модерации»   

       Мотивация   

       Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного    настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование    познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и    развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному    сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.

     Оптимально, если в школе разработана и  поставлена комплексная    система мотивирования обучающихся. В этом случае технология    модерации является органичной составляющей данной системы. Пока, к    сожалению, в большинстве наших школ только начинают задумываться о    влиянии мотивации на качество обучения, не говоря уже о построении    полноценной системы мотивирования. Однако, использование модерации    само по себе уже приводит к повышению мотивированности обучающихся.    От чего это зависит? На это влияют несколько факторов. Назовем    главные из них.

      

                          

      

     Любого        нормального человека не мотивирует выполнение       бессмысленной работы, дети не исключение, скорее,       наоборот. Постановка, в соответствии с технологией       модерации, ясных и понятных целей урока, выяснение       ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание       их в канву урока делает процесс обучения понятным и       желанным для детей. Поставленные цели сами по себе       обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание       перестает быть чем-то искусственным, пугающим,       навязанным извне. Освоение новых знаний и умений       становится естественным процессом достижения понятных и       важных для обучающихся целей.      

      

             

             

     Признание равноправной роли ученика в образовательном  процессе несет       мощнейший мотивационный потенциал. Это убедительно показывают уже    ставшие привычными для школ уроки самоуправления. Реально ощутить    свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих    товарищей придает привычным школьным процессам совсем иной,    мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обучения,    значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его    результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность    ученика обладают значительным мотивирующим влиянием. 
     
            

             

     Работа  в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись    за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер,    поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде    просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная    цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в    достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот,    мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей    цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в    работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками    команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся,    концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие    потенциала каждого участника команды. 
      
             

             

     Использование в каждой части урока игровых методов обучения,    позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности,    командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые    роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты    обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего    урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.          
             

             

     Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс    обучения понятным и интересным для детей. Активное использование    визуальных форм при подаче нового материала учителем, для    представления итогов работы в малых группах обучающимися,    обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и    устойчивое сохранение полученных знаний. Превращение черно-белого    (или серого образовательного процесса в яркий красочный фестиваль    знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект!           
      

                   

     Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не    только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора    такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч    накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться    энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и    качественного обучения.          
             

             

             

     Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и    педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего    самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество,    командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также    его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают    сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить    работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.         

 

      

       Таким образом, использование  модерации уже само по себе  приводит к    повышению мотивированности обучающихся, устойчивой активизации    познавательных мотивов, сохранении живого интереса к обучению на    протяжении всего учебного года. Конечно, применение модерации не    исключает необходимости создания и внедрения в школе системы    мотивирования обучающихся, однако технология модерация в этой    системе будет играть одну из ключевых ролей. 

     Глава 7 «Процессы модерации»  

     Мониторинг  образовательного процесса  

     Проведение  мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

     Мониторинг  образовательного процесса.

     Хороший план – половина дела, но остается и  вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.

     Для этого, особенно на первых порах внедрения  новой технологии, педагог может вести специальный журнал, с помощью которого можно сверять запланированные показатели с реальным состоянием дел. Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом.

     Для усиления структурированности урока  и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.

     Мониторинг  групповой динамики.

     Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации  является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать  групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу.

     При мониторинге первой стадии развития группы – формирования – педагогу важно не допустить застревания  группы на этом этапе. Если учитель сумел настроить участников группы на дальнейшее движение, успокаиваться не стоит, поскольку группа перейдет в фазу конфликта. Эта фаза очень важна для формирования эффективных навыков работы в команде, становления лидерских качеств, развития самостоятельности и уверенности в своих силах, поэтому, педагог должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи и достижения общих для всех участников целей. Успех на этом этапе – успех во всей групповой работе. Группа переходит в фазу распределения ролей и сотрудничества – это успех и ребят и учителя!   
 
 

      Итак, задача мониторинга групповой  динамики – обеспечить плавность  прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеСЯ реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование модерации позволяет еще в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях.

     Что еще важно учитывать при мониторинге  групповой динамики? Надо внимательно следить за тем, чтобы часто возникающее соревнование между участниками команды не вызывало негативных эффектов, а, наоборот, повышало продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий соревнующихся. Вовремя сказанные нужные слова учителя, уместная корректная штука помогут создать позитивный микроклимат в группе и обеспечить эффективность ее работы. Однако не стоит вмешиваться больше, чем это необходимо, доверяя ученикам и повышая их самостоятельность и ответственность. 

     Глава 8 «Процессы модерации»  

     Рефлексия  

     Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.  

                 
 

 

     Достижение  обучающимся необходимого уровня понимания  нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.

     Технология  модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

     Завершения  раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия  закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.

     Необходимо  на каждом уроке помнить о важности этой фазы модерации и сохранять возможности для полноценного ее проведения. Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии.  

                 
 

 Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми  участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

     Урок  закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.

     Очень важно в процессе анализа и  оценки, как для учителя, так и  для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.

     По  итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.

        
 
 
 
 
 
 

Глава 9 «Эффекты применения технологии модерации» 

Давайте, резюмируем эффекты применения технологии модерации. 
 
Итак, какие результаты мы вправе ожидать от применения модерации в образовательном процессе? 
 
 

Информация о работе Технология модерации