Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:00, доклад
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. А это ни что иное как компетентностный системно-деятельный подход к построению учебного процесса.
Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала. На самом деле, варианты представления процесса и результатов обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями.
Активные
методы представления информации, различные
техники и способы визуализации
материала оживляют образовательный процесс,
позитивно воспринимаются обучающимися
и положительно сказываются на результатах
обучения. Не жалейте времени, Ирина, на
планирование и осуществление на уроке
данного процесса, окупится сторицей!
Глава 6 «Процессы модерации»
Мотивация
Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.
Оптимально, если в школе разработана и поставлена комплексная система мотивирования обучающихся. В этом случае технология модерации является органичной составляющей данной системы. Пока, к сожалению, в большинстве наших школ только начинают задумываться о влиянии мотивации на качество обучения, не говоря уже о построении полноценной системы мотивирования. Однако, использование модерации само по себе уже приводит к повышению мотивированности обучающихся. От чего это зависит? На это влияют несколько факторов. Назовем главные из них.
|
Любого
нормального человека не мотивирует выполнение
бессмысленной работы, дети не исключение,
скорее, наоборот. Постановка, в соответствии
с технологией модерации, ясных и понятных
целей урока, выяснение ожиданий обучающихся,
учет этих ожиданий и встраивание их в
канву урока делает процесс обучения понятным
и желанным для детей. Поставленные цели
сами по себе обладают притягивающим,
мотивирующим действием. Знание перестает
быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным
извне. Освоение новых знаний и умений
становится естественным процессом достижения
понятных и важных для обучающихся целей.
|
|
Признание
равноправной роли ученика в образовательном
процессе несет мощнейший мотивационный
потенциал. Это убедительно показывают
уже ставшие привычными для школ уроки
самоуправления. Реально ощутить свою
значимость, свой вклад в своё же обучение
и в обучения своих товарищей придает
привычным школьным процессам совсем
иной, мотивационный, характер. Самостоятельность
в выборе целей обучения, значительная
самостоятельность в процессе обучения,
в оценке его результатов и даже возросшая,
в связи с этим, ответственность ученика
обладают значительным мотивирующим влиянием. |
|
Работа
в команде – еще один мощный
мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины
всего класса, легко можно под шумок послушать
плеер, поболтать с подружкой, дернуть
за косичку и т.д. В мини-команде просто
не до этого. Перед каждой командой поставлена
конкретная цель, от каждого, без исключения,
члена команды зависит успех в достижении
цели, никому не хочется быть хуже других,
наоборот, мотивирует признание твоего
вклада в общий труд, в достижение общей
цели, ощущение твоей нужности команде.
Отклонения, если таковые в работе намечаются,
корректируются зачастую самими участниками
команды. В итоге - значительный рост мотивации
обучающихся, концентрация на образовательных
целях, раскрытие и развитие потенциала
каждого участника команды. |
|
Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми. |
|
Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний. Превращение черно-белого (или серого образовательного процесса в яркий красочный фестиваль знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект! |
|
Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения. |
|
Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день. |
Таким образом, использование
модерации уже само по себе
приводит к повышению мотивированности
обучающихся, устойчивой активизации
познавательных мотивов, сохранении живого
интереса к обучению на протяжении всего
учебного года. Конечно, применение модерации
не исключает необходимости создания
и внедрения в школе системы мотивирования
обучающихся, однако технология модерация
в этой системе будет играть одну из ключевых
ролей.
Глава
7 «Процессы модерации»
Мониторинг
образовательного процесса
Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.
Мониторинг образовательного процесса.
Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.
Для этого, особенно на первых порах внедрения новой технологии, педагог может вести специальный журнал, с помощью которого можно сверять запланированные показатели с реальным состоянием дел. Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом.
Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.
Мониторинг групповой динамики.
Любая
команда в своем развитии проходит
ряд закономерных стадий. Учитывая,
что основой технологии модерации
является групповая работа обучающихся,
педагогу следует внимательно
При
мониторинге первой стадии развития
группы – формирования – педагогу
важно не допустить застревания
группы на этом этапе. Если учитель сумел
настроить участников группы на дальнейшее
движение, успокаиваться не стоит, поскольку
группа перейдет в фазу конфликта. Эта
фаза очень важна для формирования эффективных
навыков работы в команде, становления
лидерских качеств, развития самостоятельности
и уверенности в своих силах, поэтому,
педагог должен внимательно следить, чтобы
в группе не возникало личных конфликтов
и противостояния. В этот момент важно
перевести энергию конфликта в русло решения
общей задачи и достижения общих для всех
участников целей. Успех на этом этапе
– успех во всей групповой работе. Группа
переходит в фазу распределения ролей
и сотрудничества – это успех и ребят
и учителя!
Итак, задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеСЯ реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование модерации позволяет еще в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях.
Что
еще важно учитывать при
Глава
8 «Процессы модерации»
Рефлексия
Рефлексия
– осмысление новых знаний, умений,
качеств и ценностей, критический
анализ информации, генерация ответов
на вызовы окружения, а также самооценка
себя, своего поведения, своей роли, своего
вклада в процессе групповой работы, корректировка
своей деятельности на основе этой оценки
и потребностей группы – обязательный
атрибут современного образования.
Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.
Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Завершения раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.
Необходимо
на каждом уроке помнить о важности
этой фазы модерации и сохранять возможности
для полноценного ее проведения. Понимание
материала в отличие от механического
запоминания дает возможность обучающемуся
гибко встраивать новые знания в существующую
систему знаний и, самое главное, позволяет
активно использовать новые знания в совокупности
с уже существующими. Этот результат обеспечивает
эффективное поведение человека в нестандартных
условиях, когда нет готовых решений и
ответ на вызов внешнего окружения необходимо
сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии
сегодняшней жизни, такой результат является
целью современного обучения, поэтому
столь важное внимание в технологии модерации
уделяется рефлексии.
Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.
Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.
Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.
По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.
Глава
9 «Эффекты применения
технологии модерации»
Давайте, резюмируем
эффекты применения технологии модерации.
Итак, какие результаты мы вправе ожидать
от применения модерации в образовательном
процессе?