Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:00, доклад
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. А это ни что иное как компетентностный системно-деятельный подход к построению учебного процесса.
На достижение поставленной цели должна быть направлена вся энергия группы, поэтому учителю важно учитывать этапы развития группы. Сложно ожидать высокой отдачи от группы на начальных этапах ориентации, конфликта и распределения ролей. Только на этапе сотрудничества возникает эффективное заинтересованное взаимодействие участников команды. Поэтому учителю необходимо внимательно отслеживать ход группового процесса и, в случае его замедления, оказывать помощь обучающимся, чтобы группа не застряла на первых этапах и динамично перешла к состоянию солидарности и сотрудничества.
В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды.
Достижение
и поддержание состояния сотрудничества
в групповой работе обеспечивают качественное
формирование новых знаний и умений, активное
развитие социальных навыков. Таким образом,
недостаточно просто организовать работу
в группах, усилия и мастерство педагога
должны быть направлены на построение
эффективного взаимодействия обучающихся.
Эту цель организации взаимодействия
(интеракции) участников образовательного
процесса надо ставить при планировании
урока и непосредственно в процессе его
осуществления.
Глава 4 «Процессы
модерации»
Коммуникация
Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.
Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.
|
|
| |
Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его участника. Планируя урок, семинар, внеклассное занятие, другое образовательное мероприятие, обязательно придется задуматься об особенностях коммуникаций, возникающих в процессе обучения.
Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. Для достижения эффективности обучения учитель должен организовывать, стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.
На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.
Разрабатывая
план урока важно помнить о
значении модальностей (репрезентативных
систем) для качественного восприятия
информации.
В зависимости от индивидуальных особенностей
восприятия информации, часть обучающихся
предпочитает получать новую информацию
в виде картинок, образов, другая часть
лучше понимает учителя при устном изложении
темы, а третьим для качественного усвоения
новых знаний требуется, что называется,
попробовать их «на зубок» - потрогать,
ощутить, повертеть в руках, разобрать
и собрать, сделать что-то самим.
Поэтому, например, использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, мультмедиакомпонентов позволит активно включиться в обсуждение темы урока визуалам, выразительная речь с учетом соответствующих субмодальностей, музыкальное оформление презентации обеспечит полную вовлеченность в образовательный процесс аудиалов. Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с предметами, использовать язык тела в процессе представления и обсуждения материалов урока эффективно поможет кинестетикам в понимании и усвоении новой информации.
|
При моделировании благоприятной ситуации для развития образовательного процесса следует учитывать не только необходимость создания условий для свободного формирования, передачи и получения содержательной информации, но также и важность создания способствующего обучению настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений. Эти важные составляющие коммуникации во многом определяют ход и результативность обучения.
Нередко
учителя мало внимания уделяют эмоционально-
Коммуникация
– это еще и процесс как
прямого, так и непрямого
Говоря о невербальном общении, надо сказать,
что и учитель, внимательно наблюдая за
учащимися, может видеть и понимать о происходящем
в голове обучающегося намного больше,
чем о том будет сказано вслух. Эта дополнительная
информация позволяет более эффективно
строить отношения с обучающимся, а понимание
и проницательность ценятся детьми не
меньше, чем взрослыми.
Знание
«многослойности» коммуникации, учет
перечисленных особенностей при планировании,
организации и проведении урока или иного
образовательного мероприятия позволяет
педагогу уверенно управлять процессами
и эффектами, происходящими при взаимодействии
обучающихся. Качественное коммуникативное
пространство обеспечивает легкость взаимодействия
и обмена информацией всех участников,
формирование ясных и понятных представлений
по обсуждаемой теме, взаимопонимание
и высокую скорость решения общих задач,
а также получение удовольствия от совместной
работы.
Глава 5 «Процессы модерации»
Визуализация
Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию.
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.
Визуализация
каждого этапа образовательного
процесса позволяет материализовать
ход обучения, дает возможность «потрогать»
результаты и достижения обучающихся.
Красочно оформленные презентации создают
приподнятое настроение у обучающихся
и учителя, праздничную атмосферу и позитивное
мотивационное поле в классе. Имея визуализированный
ход образовательного процесса учителю
очень легко подводить промежуточные
и итоговые результаты урока, а обучающимся
вспомнить и закрепить новый материал.
Кроме того, подключение зрительной памяти
обеспечит повышенную выживаемость знаний.
Включение
визуализации в образовательный процесс
позволяет активно задействовать мощный
зрительный канал получения информации.
Какой эффект это имеет для образования,
особенно для обучения детей, Ирина, уверены,
Вы отлично знаете! Помимо более понятной
и наглядной формы получения информации,
происходит дополнительная активизация
нервной системы, обеспечивающая повышенное
внимание и концентрацию учащихся на предмете
изучения.
Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!
Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен.