Танцевальная терапия как способ развития социальных навыков младших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том что, сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Танец помогает человеку справиться с его психологическими проблемами и развить навыки, помогающие в общении с другими людьми. Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Следует отметить, что проблема зарождения межличностных отношений детей в раннем возрасте изучена явно недостаточно.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I: Теоретические основы изучения танцевальной терапии и социальных навыков дошкольника…5
1.1.Особенности использования танцевальной терапии в работе с дошколь-никами……………………………………………………………………………… 5 1.2. Особенности социальных навыков у младших дошкольников…………….10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………20
ГЛАВА II: Выявление особенностей и уровня развития социальных навыков у младших дошкольников……………………………………………………………21
2.1.Организация и ход эксперимента………………………………………….21
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………………23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II. ………………………………………………………….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 50.92 Кб (Скачать)

 Результаты заключительных, контрольных экспериментов проводимых Галигузовой показали, что наиболее значительные изменения в отношениях детей произошли во второй экспериментальной группе. В этой группе значительно возросли частота и выраженность эмоциональных экспрессий, адресованных сверстнику, стали появляться эмоционально окрашенные игровые действия, свойственные детям третьего года жизни. После формирующих занятий дети впервые стали обращаться друг к другу по имени и повторять действия сверстника. Наиболее располагающей к осуществлению игровых действий оказалась ситуация «чистого общения». В этой группе значительно возросло число субъектных действий, и сократились действия со сверстником как с объектом.

В первой экспериментальной  и в контрольной группах поведение  детей, направленное на сверстника, почти  не изменилось. Они по-прежнему в  одиночку манипулировали с предметом, лишь изредка поглядывая на сверстника. Примерно половина их субъектных действий характеризовалась отрицательной  направленностью: малыши недовольно смотрели в глаза ровеснику, настороженно замирали, сердито требовали у  него игрушку, протестовали против всякого  вмешательства в свою игру.

Анализ поведения детей  первой группы на занятиях показал, что  на них каждый ребенок занимался  в основном индивидуальной игрой  с игрушками. Инициативные обращения  детей друг к другу выражались в основном в обмене игрушками  или в попытках отобрать их. Эмоционально окрашенные действия носили преимущественно  негативный характер: малыши сердито  отбирали игрушки друг у друга, замахивались один на другого. Чувствительность к  инициативе сверстника также была слабой; она сводилась в основном к  тому, что дети брали у сверстника предлагаемую игрушку. На просьбу ровесника  дать игрушку дети либо не отвечали, либо отказывались ее выполнить.

Во второй экспериментальной  группе на протяжении формирующих занятий  неуклонно увеличивался интерес  детей друг к другу. Несмотря на то, что индивидуальная игра по-прежнему занимала их, они с интересом рассматривали лицо и руки ровесника. Малыши радостно улыбались, наблюдая за игрой сверстника, смеялись над его необычными действиями. После 4—6-го занятия возникли эмоционально-окрашенные действия, адресованные сверстнику (игра «в прятки», «в козу» и т. п.). В результате между детьми возникали совместные игры, протекающие очень оживленно. Периоды индивидуальной игры сменялись эмоционально-практическим взаимодействием детей, и взрослому все реже приходилось организовывать контакты малышей. Характерно, что взрослый не обучал детей тем способам общения, которые они демонстрировали на занятиях. Он просто привлекал внимание детей к сверстнику, его достоинствам, стремился вызвать к нему интерес и сочувствие. В результате этого появились не только интерес к ровеснику и доброжелательное отношение к нему, но и специфические способы взаимодействия, характерные для общения детей старшего возраста[2;211].

Можно сделать вывод, что  переход детей к  субъективному  взаимодействию становится возможным  благодаря взрослому.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальные навыки начинают развиваться уже в раннем детстве, для правильного развития в этом возрасте необходима помощь взрослого. В младшем дошкольном возрасте ребенок воспринимает сверстника как игрушку, поэтому целью работы взрослого является объяснить ребенку, что сверстник это такой же человек и с ним нужно договариваться о совместной деятельности. Социальные навыки очень важны с помощью них ребенок учится взаимодействовать с окружающими, поэтому очень важно их развивать в соответствии с возрастом.

 

 

 

 

 

Выводы по главе I.

 

Таким образом, 1)танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека (Барбара Бутон). 2) С помощью танцевальной терапии человек лучше познает свое тело и возможности его использования, что приводит к улучшению физического и эмоционального состояния человека. 3) Танцевальная терапия помогает не только в решении психологических проблем, но и развивать различные навыки. Дети с помощью танцевальной терапии обучаются ритму, коммуникативным навыкам. 4)Коммуникативные навыки - это характеристика особенностей ориентации человека в коммуни-кационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им основных смысловых доминант коммуникатора (Адамьянц Т.З.). 5)Эти навыки начинают формироваться в раннем возрасте и для того чтобы они развивались правильно необходимо участие взрослого в процессе взаимодействия детей. 6) с помощью коммуникативных навыков человек взаимодействует с окружающими, набирается жизненного опыта. 7)Коммуникативные навыки очень важны, нужно их развивать самым тщательным образом, в этом может помочь танцевальная терапия, так как в ней ребенок раскрепощается и свободнее выражает свои эмоции и чувства.

 

 

 

 

 

 

ГлаваII: Выявление особенностей и уровня развития социальных навыков у младших дошкольников.

2.1диагностика  уровня коммуникативных навыков  младших дошкольников.

Целью нашего исследования стало изучение влияния танцевальной терапии на развитие социальных навыков младших дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный нами комплекс упражнений по танцевальной терапии будет способствовать развитию социальных навыков у младших дошкольников.

В исследовании мы использовали следующие методы:

  1. Организационные методы (формирующий эксперимент)
  2. Эмпирические методы: методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей трех-семи лет (Л.А. Дубинина).
  3. Методы обработки данных: качественный анализ.
  4. Интерпретационные методы.

Базой исследования было Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №399 городского округа Самара. Всего в исследовании приняло участие 18 младших дошкольников (по 9 в контрольной и экспериментальной группах).

Наша работа шла в 3 этапа:

  1. Диагностика уровня коммуникативных навыков младших дошколь-ников.
  2. Разработка комплекса упражнений по повышению уровня коммуни-кативных навыков у младших дошкольников.
  3. Повторная диагностика уровня коммуникативных навыков младших дошкольников.

Для изучения уровня коммуникативных  навыков младших дошкольников мы взяли методику для выявления  уровня развития коммуникативной деятельности детей трех-семи лет.[1] Она позволяет  определить ведущую форму общения  ребенка со взрослыми. Для выполнения методики педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел сделать: поиграть; почитать книжку или поговорить.

Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел  ребенок. После этого ребенку  предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает: 1)поиграть; 2)почитать; 3)поговорить.

Каждая ситуация длится не более 15 минут. Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка  индивидуальный лист протокола.

В случае если ребенок снова  и снова выбирает одну и ту же деятельность, педагог после самостоятельного выбора ребенка, мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.

В протоколе фиксируется  шесть показателей поведения  детей:

    • Порядок выбора ситуации;
    • Основной объект внимания в первые минуты опыта;
    • Характер активности по отношению к объекту внимания;
    • Уровень комфортности во время эксперимента;
    • Анализ речевых высказываний детей;
    • Желательная для ребенка продолжительность деятельности.

 

 

2.2 Анализ полученных  результатов.

На первом этапе работы мы определили ведущую форму общения  ребенка с взрослым.

Таблица 1- формы общения  с взрослым у детей до проведения комплекса упражнений. (количество человек выбравших форму общения)

Форма общения

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Ситуативно-деловая

2

4

Внеситуативно - познавательная

2

3

Внеситуативно - личностная

7

9


Как видно из таблицы в  исследуемых группах преобладают  дети с внеситуативно - личностной формой общения(16); с внеситуативно - деловой формой общения(6); с ситуативно - познавательной формой общения(5).

После этого мы провели  ряд упражнений по развитию коммуникативных  навыков у младших дошкольников (см приложения) в экспериментальной группе.

После проведения в экспериментальной  группе упражнений по развитию коммуникативных  навыков у младших дошкольников, мы снова провели методику для  выявления уровня развития коммуникативной  деятельности детей трех-семи лет, в  контрольной и экспериментальной  группах и сравнили результаты с  полученными в начале.

Таблица 2 - формы общения  с взрослым у детей после проведения комплекса упражнений. (количество человек выбравших форму общения)

Форма общения

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Ситуативно-деловая

2

1

Внеситуативно - познавательная

2

1

Внеситуативно - личностная

7

9


Как видно из таблицы в  исследуемых группах преобладают  дети с внеситуативно - личностной формой общения(16); с внеситуативно - деловой формой общения(3); с ситуативно - познавательной формой общения(3).

Сравнив полученные результаты до и после проведения комплекса  упражнений можно сделать вывод, что в контрольной группе результаты не изменились, а в экспериментальной  у детей более явно проявилась внеситуативно - личностная форма общения.

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе  II.

Как отмечалось ранее, целью  предлагаемых экспериментов является изучение влияния танцевальной терапии  на развитие социальных навыков у  детей младшего дошкольного возраста. Подведем итог выполненной работы.

В результате исследований, проведенных в ходе данного эксперимента, было получено представление о выявлении  особенностей и уровня развития социальных навыков у младших дошкольников, а также сделаны выводы и заключения по собранному материалу.

Так на основании вышеизложенного, можно подвести некий промежуточный  подитог, а именно: сравнивая полученные результаты до и после проведения комплекса предложенных упражнений, несложно заметить, что в контрольной группе испытуемых результаты ничуть не изменились, а в экспериментальной у детей более явно проявилась внеситуативно - личностная форма общения.

Учитывая, что наше исследование мы проводили, опираясь на гипотезу о  том, что разработанный при выполнении данной работы комплекс упражнений будет  оказывать некоторое положительное  влияние на развитие социальных навыков  у младших дошкольников, также  можно сделать вывод и о  правильности утверждения, взятого  за основу нашей работы.

 


Информация о работе Танцевальная терапия как способ развития социальных навыков младших дошкольников