Танцевальная терапия как способ развития социальных навыков младших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том что, сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Танец помогает человеку справиться с его психологическими проблемами и развить навыки, помогающие в общении с другими людьми. Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Следует отметить, что проблема зарождения межличностных отношений детей в раннем возрасте изучена явно недостаточно.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I: Теоретические основы изучения танцевальной терапии и социальных навыков дошкольника…5
1.1.Особенности использования танцевальной терапии в работе с дошколь-никами……………………………………………………………………………… 5 1.2. Особенности социальных навыков у младших дошкольников…………….10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………20
ГЛАВА II: Выявление особенностей и уровня развития социальных навыков у младших дошкольников……………………………………………………………21
2.1.Организация и ход эксперимента………………………………………….21
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………………23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II. ………………………………………………………….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 50.92 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I: Теоретические основы изучения танцевальной терапии и социальных навыков дошкольника…………………………………………………….…………5          1.1.Особенности использования танцевальной терапии в работе с дошколь-никами……………………………………………………………………………… 5                                                                                                                           1.2. Особенности социальных навыков у младших дошкольников…………….10  ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………20 ГЛАВА II: Выявление особенностей и уровня развития социальных навыков у младших дошкольников……………………………………………………………21 2.1.Организация и ход эксперимента………………………………………….21 2.2. Анализ полученных результатов……………………………………………23           ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II. ………………………………………………………….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………27 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………28

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования заключается в том что, сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Танец помогает человеку справиться с его психологическими проблемами и развить навыки, помогающие в общении с другими людьми. Социальные навыки предполагают обучение  детей  этически  ценным  формам и  способам  поведения в отношениях  с  другими людьми.  Для этого  необходимо  формировать  коммуникативные  навыки, умение  устанавливать  и  поддерживать  контакты, сотрудничать,  избегать  конфликтных  ситуаций. Следует отметить, что проблема зарождения межличностных отношений детей в раннем возрасте изучена явно недостаточно. Наиболее систематическое и подробное исследование общения детей младшего дошкольного возраста предпринято Л.Н. Галигузовой.

Проблема исследования: на данный момент не разработаны эффективные средства по развитию социальных навыков младших дошкольников.

Цель исследования: изучить влияние танцевальной терапии на развитие социальных навыков младших дошкольников.

Объект исследования: социальные навыки младших дошкольников.

Предмет исследования: влияние танцевальной терапии на развитие социальных навыков младших дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный нами комплекс упражнений по танцевальной терапии будет способствовать развитию социальных навыков у младших дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Изучить особенности использования танцевальной терапии с младшими дошкольниками.
  3. Выявить особенности и уровень развития социальных навыков у младших дошкольников.
  4. Разработать комплекс упражнений с использованием танцевальной терапии для развития социальных навыков младших дошкольников.

Методы исследования:

  1. Организационные методы (формирующий эксперимент)
  2. Эмпирические методы: методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей трех-семи лет (Л.А. Дубинина).
  3. Методы обработки данных: качественный анализ.
  4. Интерпретационные методы.

Методологическая основа: Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека (Барбара Бутон).

Коммуникативные навыки - это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора (Адамьянц Т.З.).

Значимость исследования: Разработанный нами комплекс упражнений для воспитателей по развитию социальных навыков у младших дошкольников, могут использоваться в работе воспитателей.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №399 городского округа Самара. Всего в исследовании приняло участие 18 младших дошкольников.

Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

Глава I: Теоретические основы изучения танцевальной терапии и социальных навыков дошкольника.

 

    1. Танцевальная терапия

Танцевальная терапия - это вид  психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни  человека [6]. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуаль-ных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность. Теперь рассмотрим происхождение танцевальной терапии. Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им, больше обращаться к свободе движения, а не механике танца. 

Вскоре местные врачи стали  посылать ей своих пациентов. Это  были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Постепенно Чейс стала работать как сотрудница Красного Креста в больнице Св. Елизаветы. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец. Некоторые из них были шизофрениками, другие бывшими военными с посттравматическим синдромом. Для этих пациентов улучшение состояло в возможности участия в классах движения под ритмичную музыку.                                               

Чейс затем окончила Школу психиатрии в Вашингтоне и могла ставить  диагноз и назначать лечение  своим пациентам наравне с  другими врачами. Ее работа привлекла  многих последователей, и первые стажеры  начали изучать и преподавать  танцевальную терапию в больнице Св. Елизаветы в 50-е годы. 

В тот же период другие танцоры  также стали использовать танцевальную терапию, чтобы помочь людям лучше  чувствовать свое тело и самих  себя. Среди этих танцоров были, Труди Шуп и Мэри Уайтхауз. Уайтхауз позднее стала юнгианским аналитиком и влиятельным членом сообщества танцтерапевтов. Она разработала процесс, который назвала "movement-in-depth" (движение-в-глубину), который воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую "аутентичным движением". В этом виде движения, базирующимся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше помочь движущие силы прошлого и настоящего. Одна из учениц Уайтхауз, Джанет Адлер, развивала аутентичное движение и в 1981 г. Основала

Институт Мэри Старкс Уайтхауз.В 1966 г. была основана Американская Ассоциация Танцевальной Терапии(ADTA) и танцевальная терапия стала признанным и формально организованным движением [7].

Джоан Смолвуд выделила три компонента терапевтического процесса:                                                                                                                                  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, "double messages", когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека). 

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение). 

3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танце-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус [4].

Рассмотрим пользу танцевальной терапии. Танцевальная терапия может  помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться  балансу и координации.

Танцевальная терапия  применима, как для тех, кто имеет  танцевальное образование, так и  для тех, кто на танцполе двигается  очень неуклюже. В танцевальной терапии  акцент ставится на честном выражении  чувств и свободном движении, а  не на определенных движениях. Дети, которые  не могут танцевать сложные танцы  и не могут в течение долгого  времени сидеть неподвижно (что необходимо в традиционной психотерапии), могут  получить пользу от свободно протекающей сессии танцевальной терапии [4].

Теперь рассмотрим, какие методы применяются в танцевальной терапии. Вот некоторые из основных направлений танцевальной терапии: фрейдистский подход, юнгианская техника и направление объектных отношений. В то же время, многие терапевты не придерживаются только одного подхода и используют техники разных подходов.

Техника аутентичного движения исходит из юнгианского метода анализа, где люди работают с повторяющимися образами своих снов или фантазий, чтобы постичь смысл своей  жизни. Вместо того чтобы просить  пациента протанцевать определенную эмоцию, терапевт предлагает пациенту двигаться, когда он (а) чувствует «внутренний  импульс». Движение направляется самим  пациентом, и терапевт является неосуждающим свидетелем его движения. Предполагается, что такие движения исходят из глубинного уровня сознания пациента.

Во фрейдистской технике  работа танцевального терапевта  направлена на то, чтобы раскрыть чувства  пациента, скрытые глубоко в бессознательном, через выражение этих чувств в  танце.

В технике объектных отношений  терапевт помогает пациенту исследовать  основные проблемы его жизни, обращаясь  к первичным отношениям с родителями. Эмоции выражаются конкретным, физическим образом. Например, пациент может  работать со своим страхом потери, приближаясь к терапевту и  отдаляясь от него в танце.

Танцевальные терапевты  часто используют вместе с танцем другие виды терапии, такие как арт-терапия  и драма. Терапевты также обсуждают  с пациентом, что произошло во время танцевальной сессии, используя  обычную «разговорную терапию». Также  они используют во время сессий визуализации. Например, терапевт может предложить пациентам представить, что они  танцуют на прекрасном берегу моря.

С помощью танцтерапии  людям легче выражать болезненные, пугающие чувства и проживая, освободиться от них [4].

Существует ряд различных  методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и пять танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал. Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.

Танцтерапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцтерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного. И многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.

Самый широкий круг разнообразных  жизненных ситуаций тесно связан с этой терапией. При этом музыка вовсе не является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические.

Рассмотрим влияние танцевальной терапии на дошкольников. Уже в  раннем возрасте у ребенка появляется желание общаться, этот навык можно развивать с помощью танца. Танцевальная терапия помогает не только людям с уже имеющимися психологическими проблемами, но и помогает развивать  различные навыки. В танце ребенок, как и любой другой человек, раскрепощается. С помощью танца дошкольник может выражать свои эмоции. Проведя несколько занятий танцевальной терапии, психолог может выявить какие психологические проблемы или трудности есть у дошкольника и начать работу по их устранению, либо просто помочь развить те или иные навыки, которые пригодятся дошкольнику в будущем.

Таким образом, можно сделать  вывод что, танцевальная терапия  многогранна, она помогает не только людям с отклонениями, но и тем, кто хочет развить какие-либо навыки. Танцевальная терапия может быть как индивидуальной, так и групповой. С помощью танца очень легко выразить свои эмоции, чувства. Танцевальная терапия помогает лучше осознать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния участников.

Информация о работе Танцевальная терапия как способ развития социальных навыков младших дошкольников