Сущность взаимосвязи процесса воображения и творчества как свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить сущность взаимосвязи процесса воображения и творчества как свойства личности.
Задачи исследования
1. Раскрыть сущность понятия, виды и функции воображения;
2. Рассмотреть проблему развития креативности в психолого-педагогических исследованиях;
3. Определить особенности влияния воображения на развитие творчества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, виды и функции воображения 5
1.1. Понятие воображения 5
1.2. Формы и виды воображения 7
1.3. «Техника» воображения 9
1.4. Функции воображения 11
Глава 2. Проблема развития творчества
в психолого-педагогических исследованиях 12
Глава 3. Воображение в творчестве 17
3.1. Воображение в литературном и художественном творчестве 17
3.2. Воображение и научное творчество 19
3.3. Воображение и талантливость 20
Заключение 22
Литература 25
Приложение 27

Файлы: 1 файл

Воображение и творчество.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [22, c. 36].

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека.

Психологи. (В.В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов) утверждают, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойства личности. Личность – термин, обозначающий:  человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности [23].

Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе
человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм,
обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика
личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству.
Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных,
определяют креативность как способность или свойство личности (Л. С.
Выготский, Гилфорд, Торранс).

Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [2, c. 24].

В ряде исследований креативность связывают с интеллектом (Ж. Плаже, В. Штерн). Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта [15, c. 12].

Существует как минимум три основных подхода к, отношению интеллекта и креативности.

Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих
способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в
области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др.). В концепции
Торренса, названной "теория интеллектуального порога", автор считает,
что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше
коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность [1, c. 36].

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Ветлугина и др.).

Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого
воображения у детей относит:

                         Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

                         Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других [8, 131].

Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др.). Такие попытки были
предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии [17, c. 112].

Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

                         оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

                         семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

                         образная адаптативная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

                         семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

                         способность к обнаружению и постановки проблем;

                         способность к генерированию большого числа идей;

                         гибкость – способность к продуцированию различных идей;

                         оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

                         способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

                         способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [6, с.114].

Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как с интеллектом, так и личностью.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные  способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории.

Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий. 

                         Умение видеть целое раньше частей. 

                         Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

                         Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда­вать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [11, с.15-16]. 

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му­зыкантов выделяет следующие творческие способности.

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 

7. Гибкость мышления. 

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией. 

11. Лёгкость генерирования идей. 

12. Творческое воображение. 

13.Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла [13, c. 28].

Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей позволил нам выяснить, что творчество (креативность) понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения.

Таким образом, опираясь на исследования Л. С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом творчества является его способность к воображению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ВООБРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ

 

3.1. Воображение в литературном и художественном творчестве

 

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности [9, c. 12].

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной.  Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.       Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем  это может сделать даже фотография [10, c. 159].

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности,  значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о  действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него  важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что “она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Информация о работе Сущность взаимосвязи процесса воображения и творчества как свойства личности