Сущность процесса социализации дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить формы, методы, приемы сюжетно-ролевой игры, влияющие на социализацию личности ребенка дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность процесса социализации дошкольника……………………….6
Детский сад как важный институт социализации в жизни ребенка…...10
Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника………………………………...16
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте…………….21
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи….......27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

механизмы социализации детей дошкольного возраста курсовая.docx

— 61.44 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Сущность процесса социализации дошкольника……………………….6
  2. Детский сад как важный институт социализации в жизни ребенка…...10
  3. Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника………………………………...16
  4. Полоролевая социализация в дошкольном возрасте…………….21
  5. Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи….......27

Заключение………………………………………………………………………31

Список литературы…………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С первых дней своего существования  человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает  еще до того, как научится говорить.

Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется  только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно  усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается  и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к  выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и  поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического  опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда  научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим  активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный  к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие  проблемы.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для  социального, интеллектуального и  личностного развития. Именно в детском  возрасте у человека формируется  самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка  происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или  лица, постоянно заботящиеся и  общающиеся

с ребенком, братья или  сестры);

- детский сад (в первую  очередь воспитатели);

- общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в  зависимости от того, насколько они  значимы для ребенка, как выстраивается  взаимодействие с ними, в каком  направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования (Л.С. Выготского, 1966; Л.И. Божович, 1968; А.В. Запорожца, 1966; А.Н. Леонтьева, 1983; Л.С. Славиной, 1948; Ф.И. Фрадкиной, 1966; Д.Б. Эльконина, 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности ребенка к школе. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. (Л.С. Выготский 1966; А.Н. Леонтьев, 1983; Д.Б. Эльконин, 1978).

Объект: процесс социализации дошкольника

Предмет: механизмы социализации личности ребенка дошкольного возраста.

Цель: определить формы, методы, приемы сюжетно-ролевой игры, влияющие на социализацию личности ребенка дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования поставлены следующие задачи:

- на основе анализа основных проблем социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;

- выявить организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения;

- разработать систему критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста.

Методы исследования: сравнительный, теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методы статистической обработки и анализа результатов, изучение документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста

Социализация – процесс  приобщения людей к достижениям  человеческой цивилизации, процесс  усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для  современного человека, необходимые  для нормальной, культурной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального  окружения, испытывает на себе все новые  разнообразные влияния этого  окружения, включается во все новые  виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что  индивид в течение своей жизни  усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит  те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и  непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

оно идет стихийно, так как  ребенок с самых первых шагов  выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.

овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.

социальный опыт складывается и спонтанно.

Современная наука выявила  феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что  каждый ребенок знает о жизни  гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация – это  процесс, посредством которого ребенок  усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней  необходимыми и желательными.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое  он должен усвоить, - варьируют от одной  культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для  социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность  в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и  умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность  своей группе и общности, эмоциональная  сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и  скромность.

В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом  которого является включение социального  в структуру личности.

Чаще всего процесс  социализации понимается как процесс  адаптации или приспособления. Эта  трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом  и сегодня.

В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который  является необходимым условием социального  развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который  личность будет ориентироваться  при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и  эмоционального отношения, от связи  с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.

Возникает необходимость  раскрыть особенности и специфику  процесса социализации ребенка дошкольного  возраста. Важно выявить, какие факторы  и механизмы оказывают влияние  на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных  наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Элементы социальной и  психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка  были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Особый социальный феномен  на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина  и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка  и раскрытие сущности и структуры  явления социализации освещены в  трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Исключительно важное место  в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно  воспитывать себя, но внимание к  себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому  и психическому здоровью. Осознав  себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более  осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)

На первый план выдвигается  задача приобщения детей дошкольного  возраста к социальному миру, что  означает для него “открытие путей  для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

Следует отметить положения  концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые  отмечают, что ребёнок дошкольного  возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной  психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и  различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному  миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности”  ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова  и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Информация о работе Сущность процесса социализации дошкольника