Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:06, курсовая работа
Цель: определить формы, методы, приемы сюжетно-ролевой игры, влияющие на социализацию личности ребенка дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность процесса социализации дошкольника……………………….6
Детский сад как важный институт социализации в жизни ребенка…...10
Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника………………………………...16
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте…………….21
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи….......27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….33
Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества..
Благодаря усилиям отечественных
учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И.
Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин
и др.) воспитание, образование и
развитие детей в детском саду
строится на научной основе и обеспечивает
решение воспитательно-
В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.
Рассмотрев, что же такое социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи».
Итак, детский сад – это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста является первым звеном в общей системе народного образования [6].
В детский сад принимают детей по желанию их родителей. Задача: оказать помощь семье в воспитании детей.
В детском саду дети в возрасте
до 3 лет находятся на попечении
сестер-воспитательниц (лица со специальным
медицинским образованием); детей
с 3 до 7 лет воспитывают педагоги
со специальным педагогическим образованием.
Возглавляет детский сад
Каждый детский сад тесно связан с семьями детей. Воспитатели ведут пропаганду педагогических знаний среди родителей.
В детском саду детей объединяют в группы по 20-25 человек по возрастному принципу: 1-ая группа раннего возраста – дети до года, 2-ая группа раннего возраста – дети второго года жизни; 1-ая младшая группа – дети третьего года; 2-ая младшая группа – дети четвертого года; средняя группа – дети пятого года; старшая группа – дети шестого года; подготовительная к школе группа – дети седьмого года. В случае необходимости организуются параллельные группы.
Прием детей в детский сад
производится осенью после организованной
передачи семилетних детей в школу;
на свободные места детей
Дети в детском саду находятся по 9 или 12 часов в день; для детей, родители которых работают по сменам или работа которых связана с отъездами, имеются интернатные детские сады, откуда детей берут домой только на выходной день. Дети собираются в детском саду с 8 до 9 часов утра. Этот час они проводят в играх, разговорах друг с другом, с воспитателями, рассматривают картинки в книгах, поливают комнатные цветы, кормят обитателей уголка живой природы и т.п. Затем под руководством воспитателя дети проделывают утреннюю гимнастику, моют руки и завтракают. После завтрака воспитатель проводит занятия (с детьми 3-4 лет – одно занятие продолжительностью 10-15 мин., с детьми 5-6 лет – два занятия по 20-30 мин. С небольшим перерывом). На занятиях дети рисуют, лепят, заучивают стихи, слушают чтение книг и рассказы воспитателя, учатся считать, рассказывать, петь, танцевать, слушать музыку.
У детей постепенно формируются элементарные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца и т.п. Такие навыки вырабатываются и во время экскурсий в парк, в лес, по улицам города и т.д. На экскурсиях детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к природе, к труду людей. Время после занятий дети проводят на воздухе: играют, бегают, играют в песочнице. В 12 часов – обед, а затем 1,5 – 2 часа – сон. После сна дети играют самостоятельно или, по их желанию, воспитатель организует игры, показывает диафильмы, читает книги и т.д. После полдника или ужина до ухода домой дети гуляют на воздухе.
По мнению Трубайчук.Л.В., сравнительно
недавно первая ступень отечественной
образовательной системы
Новые задачи, встающие перед дошкольным
учреждением, предполагают его открытость,
тесное сотрудничество и взаимодействие
с другими социальными
Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.
Т.И. Алексанрова выделяет внутренние
и внешние взаимосвязи
Таким образом, можно сделать вывод,
что детский сад играет огромную
роль в развитии личности ребенка. Дошкольник,
при нормальной работе учреждения ребенок
всесторонне развивается и
Сложились различные точки зрения
на определение понятия «школа»
[6]. Школа – это учебно-
Существует также большое
На протяжении всей истории человечества
одним из основных вопросов педагогики
было взаимодействие «школы и жизни».
Уже в первобытном обществе в
подготовке к инициации видны
основные черты формальной школы, какой
она сохранилась до настоящего времени:
она дополняет стихийную, естественную,
в частности семейную, социализацию.
В повседневной жизни растущему
человеку для приобретения необходимых
ему и сообществу качеств недостаточно
только практического показа и подражания.
Для достижения этих целей нужно
также сообщение и усвоение концентрированного,
специально отобранного знания; нужны
упражнения, чтобы овладеть сложными
умениями. Отбор содержания школьного
образования определяется его целями
и принципами, т.е. предполагает осмысленный
план или программу образования.
Образование осуществляется в школе
как институции, которая обеспечивает
контакт, общение сравнительно небольшого
числа более совершенных и
опытных людей (учителей, воспитателей)
со многими менее совершенными и
опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание
образования сообщается и усваивается
благодаря особому
Задачи школы многообразны и
говорит о них можно долго.
Фомина В.П. важнейшей задачей школы
видит в повышении
Итак, школа и поныне остается важным
институтом социализации ребенка, именно
здесь закладывается тот «
Таким образом, из всего выше перечисленного
можно сделать следующие
Детский сад и школа – важные институты социализации в жизни ребенка. В этих учреждениях ребенок проводит большую часть своей жизни (почти 18 лет), здесь он получает самое большое количество информации, здесь он знакомится с обществом взрослых, детей, сверстников, с правилами, нормами, санкциями, традициями, обычаями, принятыми в конкретном обществе. Именно в этих учреждениях ребенок получает огромный социальный опыт. Ребенок учится познавать мир сначала вместе с взрослым, а затем самостоятельно. Он ошибается, учится на своих ошибках, а так как он находится в обществе, учится и на ошибках других, также перенимая их опыт. Именно в этом и заключается главная цель этих учреждений – не дать ребенку потеряться в обществе людей, помочь ему адаптироваться, подтолкнуть его на самостоятельные пути решения его проблем, при этом не давать ему оставаться наедине со своими страхами и неуверенностью в себе. Ребенок должен знать, что он не один в этом мире, что, если что, рядом есть люди, которые ему помогут. То есть необходимо донести до ребенка то, что «мир не без добрых людей», при этом он должен быть готов к неудачам, ведь не все в жизни складывается так, как мы хотим. Это очень сложная задача, именно поэтому с детьми работают специалисты в этом деле, именно поэтому для продуктивной деятельности этих учреждений необходима комплексная работа. Ведь когда человек, например, простужается, с ним работает не один врач, а сразу несколько. Так и здесь только совместно с семьей, обществом в целом, администрацией города, государством и т.д. мы добьемся того успеха, к которому так стремимся. Не нужно все складывать на учителей и воспитателей.
Информация о работе Сущность процесса социализации дошкольника