Сущность процесса социализации дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить формы, методы, приемы сюжетно-ролевой игры, влияющие на социализацию личности ребенка дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность процесса социализации дошкольника……………………….6
Детский сад как важный институт социализации в жизни ребенка…...10
Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника………………………………...16
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте…………….21
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи….......27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

механизмы социализации детей дошкольного возраста курсовая.docx

— 61.44 Кб (Скачать)

Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря  которым индивид воспроизводит  определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как  полноценный член общества..

Благодаря усилиям отечественных  учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и  развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных  задач в процессе социализации личности ребёнка.

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в  науке сложились предпосылки  для решения проблемы обеспечения  социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и  институтов социализации, но не все  используемые на практике образовательные  программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной  социализации личности ребенка в  условиях ДОУ.

    1. Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка

Рассмотрев, что же такое социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи».

Итак, детский сад – это учреждение для общественного воспитания детей  дошкольного возраста является первым звеном в общей системе народного  образования [6].

В детский сад принимают детей  по желанию их родителей. Задача: оказать  помощь семье в воспитании детей.

В детском саду дети в возрасте до 3 лет находятся на попечении  сестер-воспитательниц (лица со специальным  медицинским образованием); детей  с 3 до 7 лет воспитывают педагоги со специальным педагогическим образованием. Возглавляет детский сад заведующая, имеющая высшее или среднее педагогическое образование и стаж воспитательной работы.

Каждый детский сад тесно  связан с семьями детей. Воспитатели  ведут пропаганду педагогических знаний среди родителей.

В детском саду детей объединяют в группы по 20-25 человек по возрастному  принципу: 1-ая группа раннего возраста – дети до года, 2-ая группа раннего  возраста – дети второго года жизни; 1-ая младшая группа – дети третьего года; 2-ая младшая группа – дети четвертого года; средняя группа –  дети пятого года; старшая группа –  дети шестого года; подготовительная к школе группа – дети седьмого года. В случае необходимости организуются параллельные группы.

Прием детей в детский сад  производится осенью после организованной передачи семилетних детей в школу; на свободные места детей принимают  в течение всего года.

Дети в детском саду находятся  по 9 или 12 часов в день; для детей, родители которых работают по сменам или работа которых связана с  отъездами, имеются интернатные  детские сады, откуда детей берут  домой только на выходной день. Дети собираются в детском саду с 8 до 9 часов утра. Этот час они проводят в играх, разговорах друг с другом, с воспитателями, рассматривают  картинки в книгах, поливают комнатные  цветы, кормят обитателей уголка живой  природы и т.п. Затем под руководством воспитателя дети проделывают утреннюю гимнастику, моют руки и завтракают. После завтрака воспитатель проводит занятия (с детьми 3-4 лет – одно занятие продолжительностью 10-15 мин., с детьми 5-6 лет – два занятия  по 20-30 мин. С небольшим перерывом). На занятиях дети рисуют, лепят, заучивают стихи, слушают чтение книг и рассказы воспитателя, учатся считать, рассказывать, петь, танцевать, слушать музыку.

У детей постепенно формируются  элементарные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца  и т.п. Такие навыки вырабатываются и во время экскурсий в парк, в лес, по улицам города и т.д. На экскурсиях детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к природе, к  труду людей. Время после занятий  дети проводят на воздухе: играют, бегают, играют в песочнице. В 12 часов –  обед, а затем 1,5 – 2 часа – сон. После  сна дети играют самостоятельно или, по их желанию, воспитатель организует игры, показывает диафильмы, читает книги  и т.д. После полдника или ужина  до ухода домой дети гуляют на воздухе.

По мнению Трубайчук.Л.В., сравнительно недавно первая ступень отечественной  образовательной системы изменила свое официальное название, вместо традиционного «дошкольного воспитания»  появилось «дошкольное образование».[26].

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные  задачи. В новом веке детский сад  постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной  стороны, педагогический процесс дошкольного  учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются  на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными  институтами.

Сотрудничество предполагает общение  на равных, где никому не принадлежит  привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.

Т.И. Алексанрова выделяет внутренние и внешние взаимосвязи дошкольного  образовательного учреждения. К внутренним она относит сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов. К внешним  – партнерство с государством, школой, вузами, культурными центрами, медицинскими учреждениями, спортивными  организациями и др., обеспечивающее целостное развитие ребенка дошкольного  возраста [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что детский сад играет огромную роль в развитии личности ребенка. Дошкольник, при нормальной работе учреждения ребенок  всесторонне развивается и готов  к дальнейшему этапу развития в своей жизни, готов к обучению в школе.

Сложились различные точки зрения на определение понятия «школа» [6]. Школа – это учебно-воспитательное учреждение. Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в  школе личности, а саму школу рассматривают  как «подготовку к взрослой жизни», другие специалисты подчеркивают образовательные  функции школы, ряд педагогов  считает основными в школе  воспитательные аспекты. В реальности школа объединяет в себе множество  функций, включая и те, на которых  сосредоточивают свое внимание приведенные  точки зрения.

Существует также большое число  самых различных классификаций  типов и видов школ. Школы могут  содержаться на средства государства  или частных лиц и организаций (частные школы, негосударственные  образовательные учреждения). По характеру  сообщаемых знаний школы делятся  на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого  образования – на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся – на мужские, женские, совместного  обучения. По различным принципам  организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (ее подвид – иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий  для нормального существования  и воспитания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, - санаторно-лесные школы и др.

На протяжении всей истории человечества одним из основных вопросов педагогики было взаимодействие «школы и жизни». Уже в первобытном обществе в  подготовке к инициации видны  основные черты формальной школы, какой  она сохранилась до настоящего времени: она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализацию. В повседневной жизни растущему  человеку для приобретения необходимых  ему и сообществу качеств недостаточно только практического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно  также сообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужны  упражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьного  образования определяется его целями и принципами, т.е. предполагает осмысленный  план или программу образования. Образование осуществляется в школе  как институции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и  опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менее совершенными и  опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образования сообщается и усваивается  благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся – преподаванию и обучению. Школьное образование  признается успешным, когда завершается  публичной демонстрацией приобретенных  знаний и умений – экзаменами.

Задачи школы многообразны и  говорит о них можно долго. Фомина В.П. важнейшей задачей школы  видит в повышении эффективности  работы педагогического коллектива [27]. Четкость организации образовательного процесса и охрана труда дают возможность  успешно решать поставленную задачу. Важно также, чтобы присутствовало нормальное распределение нагрузки умственного и физического труда, как педагогов, так и учащихся.

Итак, школа и поныне остается важным институтом социализации ребенка, именно здесь закладывается тот «фундамент», который будет необходим, и который  ребенок будет помнить всю  жизнь. Недаром говорят, что школьные годы - самые яркие годы. На педагогах, в свою очередь, лежит огромная ответственность (не меньше родительской) за будущее своих воспитанников, они становятся им вторыми родителями и в полной мере отвечают за их безопасность, в том числе моральную.

Таким образом, из всего выше перечисленного можно сделать следующие выводы: детский сад и школа – неотъемлемые составляющие жизни каждого человека.

Детский сад и школа – важные институты социализации в жизни  ребенка. В этих учреждениях ребенок  проводит большую часть своей  жизни (почти 18 лет), здесь он получает самое большое количество информации, здесь он знакомится с обществом  взрослых, детей, сверстников, с правилами, нормами, санкциями, традициями, обычаями, принятыми в конкретном обществе. Именно в этих учреждениях ребенок  получает огромный социальный опыт. Ребенок  учится познавать мир сначала  вместе с взрослым, а затем самостоятельно. Он ошибается, учится на своих ошибках, а так как он находится в  обществе, учится и на ошибках других, также перенимая их опыт. Именно в этом и заключается главная  цель этих учреждений – не дать ребенку  потеряться в обществе людей, помочь ему адаптироваться, подтолкнуть  его на самостоятельные пути решения  его проблем, при этом не давать ему  оставаться наедине со своими страхами и неуверенностью в себе. Ребенок  должен знать, что он не один в этом мире, что, если что, рядом есть люди, которые ему помогут. То есть необходимо донести до ребенка то, что «мир не без добрых людей», при этом он должен быть готов к неудачам, ведь не все в жизни складывается так, как мы хотим. Это очень сложная  задача, именно поэтому с детьми работают специалисты в этом деле, именно поэтому для продуктивной деятельности этих учреждений необходима комплексная работа. Ведь когда человек, например, простужается, с ним работает не один врач, а сразу несколько. Так и здесь только совместно  с семьей, обществом в целом, администрацией города, государством и т.д. мы добьемся того успеха, к которому так стремимся. Не нужно все складывать на учителей и воспитателей.

  1. Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре. Она является эффективным средством  формирования личности дошкольника, его  морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

Основной парадокс при  переходе от предметной игры к ролевой  заключается в том, что непосредственно  в предметном окружении детей  в момент этого перехода существенного  изменения может и не произойти. У ребенка были и остались все  те же игрушки - куклы, автомобильчики, кубики, мисочки и т.п. Более того, и в самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Все эти  предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений  ребенка к действительности, в  новую аффективно-привлекательную  деятельность. Благодаря этому они  объективно приобрели новый смысл. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает  ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение  взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная  ориентация в отношениях взрослых и  смыслах их деятельности. Здесь интеллект  следует за эмоционально-действенным  переживанием.

К этому следует добавить еще одну особенность ролевой  игры, которая недостаточно оценивалась. Ведь ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком. Он смотрит  на себя через роль, которую он на себя взял, т.е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще  ребенок, происходит через игру, а  отсюда и возникает новый мотив - стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Есть основания полагать, что при выполнении роли образец  поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым  ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две  функции; с одной стороны, он выполняет  свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение  характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля над  выполнением этого образца. Ролевое  поведение в игре, как это выясняется из анализа, является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий, с одной стороны, как ориентирующий  поведение и, с другой стороны, как  эталон для контроля; в нем есть выполнение действий, определяемых образцом; в нем есть сравнение с образцом, т.е. контроль. Таким образом, при  выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т.е. рефлексия. Конечно, это  еще не сознательный контроль. Вся  игра находится во власти привлекательной  мысли и окрашена аффективным  отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного  поведения. Функция контроля еще  очень слаба и часто еще  требует поддержки со стороны  ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость данной рождающейся  функции, но значение игры в том, что  эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать  школой произвольного поведения.

Информация о работе Сущность процесса социализации дошкольника