Сущность процесса социализации дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить формы, методы, приемы сюжетно-ролевой игры, влияющие на социализацию личности ребенка дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность процесса социализации дошкольника……………………….6
Детский сад как важный институт социализации в жизни ребенка…...10
Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника………………………………...16
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте…………….21
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи….......27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

механизмы социализации детей дошкольного возраста курсовая.docx

— 61.44 Кб (Скачать)

Важно отметить, что существуют различные классификации ролевых  игр, по различным признакам. Игры делятся  на классы в зависимости от способа  их создания, целей, по уровням сложности  и по временному и целевому признаку. Мы выделяем четыре вида игр: воспитательные, образовательные и развлекательные, и организационные.

Далее говоря о содержание ролей, как это мы уже установили, главным образом сосредоточено  вокруг норм отношений между людьми, т.е. ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди  взрослых людей, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка. В этом отношении значение игры едва ли может быть переоценено. Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления  некоторых отклонений в поведении  отдельных детей, и еще для  многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое  игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Те стороны психического развития, которые были нами выделены и в отношении которых было показано определяющее влияние игры, являются самыми существенными, так  как их развитие подготавливает переход  на новую, более высокую ступень  психического развития, переход в  новый период развития.

История становления координации  игровых взаимодействий на протяжении дошкольного детства включает несколько  этапов. Среди них: игра в одиночку; игра-наблюдение; "параллельная" игра - игра рядом, но не вместе; ассоциативная  игра, игра-сотрудничество; совместная, коллективная игра, игра по правилам.

Важная линия генезиса игры связана с проблемой овладения  ребенком собственным поведением. В  сюжетно-ролевой игре необходимо возникает  процесс подчинения ребенка определенным правилам. Л.С. Выготский указывал, что  игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Закон развития игры выражает генетическую связь предметных, процессуальных игр раннего детства  и игр с правилами, которые  возникают в уже старшем дошкольном возрасте. Игры подражательно - процессуальные характеризуются тем, что в них и роль и воображаемая ситуация открыты, а правило скрыто. Сюжетная игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает трансформации; различают такие ее разновидности: сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация. Однако во всякой ролевой игре заключены определенные правила, которые вытекают из взятой на себя ребенком роли (например, как должна вести себя мама, или разбойники, или потерпевшие кораблекрушение).

Игра с правилами - это  игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми  правилами. В игре с зафиксированными правилами внутренне заключена  задача (например, в игре "в классики" нужно достичь цель, соблюдая ряд  условий, о которых специально договариваются). Игра с правилами подготавливает, таким образом, появление обучающей  дидактической игры как переходной рубежной формы на пути к сознательному  учению.

Ряд исследователей выделяют следующие этапы развития игры. Первым этапом развития игровой деятельности является "ознакомительная игра". По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она  представляет собой предметно-игровую  деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро  меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает  в ориентированные действия - операции. Следующий этап игровой деятельности получил название "отобразительной  игры" в которой отдельные предметно - специфические операции переходят  в ранг действии, направленных на выявление  специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного  предмета определённого эффекта. Это  кульминационный момент развития психологического содержание игры в детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и  второго годов жизни ребёнка  развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться  и в способах действий, наступает  следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно  опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки "сюжетно-ролевой игры". На данном этапе развития игры слово  и дело смыкаются, а ролевое поведение  становится моделью осмысленных  детьми отношений между людьми. Наступает  этап "собственно-ролевой игры", в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения  людей. Научные представления о  поэтапном развитии игровой деятельности дают возможность выработать более  чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью  детей в различных возрастных группах. Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой  задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический  опыт ребенка, постепенно переводя его  в условный игровой план, во время  самостоятельных игр побуждать  дошкольника к творческому отражению  действительности. Кроме того, хорошее  игро-действенное средство коррекции  нарушений в эмоциональной сфере  детей, воспитывающиеся в неблагоприятных  семьях.

Эмоции цементируют  игру, делают её увлекательной, создают  благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим  каждому ребёнку доля его душевного  комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника  к воспитательным действиям и  совместной со сверстниками деятельности. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что  значение игры "определяется тем, что  она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его  сознания"

Проблема отношения  взрослого сообщества к игре ребенка  смыкается с очень важной проблемой  непонимания особой роли, проблемой  обесценивания дошкольного детства. Ошибочное представление о "дошкольном" возрасте как о пустом, "предварительном", "ненастоящем", который нужно  переждать, пока ребенок "дозреет" до школы, сменилось другим, но также  неверным. Новая модная тенденция  связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство  посредством обучения по типу школьного. Подобное "перепрыгивание" грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обученностью.

    1. Полоролевая социализация в дошкольном возрасте

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как  мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных  воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в  обществе системе половых ролей  и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.

Полоролевое воспитание - составная  часть полового воспитания. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью  поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Половое развитие - результат  не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны  самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего  осознания ими своей половой  роли.

Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит  образец своей собственной половой  роли, в образе матери - прообраз своей  будущей избранницы. Отношения родителей  служат для него моделью взаимоотношения  полов. То же самое можно сказать  и о дочери: образцом поведения  для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому  оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье  обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и  взаимоуважения. В таком случае у  детей формируются начальные  идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о  роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его  замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель.

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие  женщин в трудовой, общественной и  политической деятельности наложили отпечаток  на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился  традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность - подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).

Для развития у мальчиков  начал мужественности следует усилить  внимание к воспитанию у них эмоциональной  устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь  желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли  женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить  образцом, соответствовать своей  половой роли. Так, вряд ли у мальчиков  в семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться  мужские черты характера.

Половое воспитание детей, как  уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик  осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.

Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества и о мужественных поступках  людей в мирное врем дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются  представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Работа, проводимая в детском  саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке  ее женское начало, были к ней  по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик  дочурке, сестренке. Если сын одевается  самостоятельно, то дочери в его  присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой.

Во время этических  бесед уточняются представления  о мужественности и женственности. Целесообразно проведение бесед  как с мальчиками и девочками  отдельно в форме «секретных совещаний, «разговора по душам», так и со всеми  детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте  и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость  определенных мужских и женских  качеств для того или иного  ремесла. Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и  репродукций картин художников, используются позже для развития у детей  представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между  родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать  их. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту  детей.

Информация о работе Сущность процесса социализации дошкольника