Сущность процесса социализации дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить формы, методы, приемы сюжетно-ролевой игры, влияющие на социализацию личности ребенка дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность процесса социализации дошкольника……………………….6
Детский сад как важный институт социализации в жизни ребенка…...10
Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника………………………………...16
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте…………….21
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи….......27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

механизмы социализации детей дошкольного возраста курсовая.docx

— 61.44 Кб (Скачать)

Для реализации представлений  о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные  виды деятельности, для чего важно  сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии  и под контролем взрослого  мальчиков можно научить: разрезать  плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной  мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять  посильную им физическую работу. Для  мальчиков старшего дошкольного  возраста должно стать привычным  уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь  тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его  труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова  матери: «Как я рада, что в семье  растет настоящий мужчина!» - воспримутся  сыном как настоящая награда.

Девочек следует обучать  шитью, вязанию (потом они с удовольствием  будут играть в ателье), сервировать  стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему  труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок  детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков  и девочек, чтобы оно стало  привлекательным для тех и  других: девочки сгребают опавшие  листья, накладывают их на тачку, а  мальчики отвозят ее в установленное  место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а  мальчики - выпиливать резные наличники  для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого  помощника.

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные  эталоны мужского и женского поведения  становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия  взрослого на эмоциональную сферу  ребенка, одобрение и положительная  оценка его социально ценного  полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком  или орденом «За доброту и  богатырскую силу», «За помощь прекрасному  полу» или «За благородный  поступок».

Значительное место в  половом воспитании принадлежит  различным видам игр, среди них  игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью  педагога развертываются сюжетно-ролевые  игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь  семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем  гостей», «Идем в гости» (Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в  знакомые нам с детства русские  народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе «невесту»  из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать  у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С  удовольствием дети играют в аналогичные  игры, распространенные в культурах  других народов.

Половое воспитание ориентировано  на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать  счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление  разобщенности мальчиков и девочек  в дошкольные годы, формирование у  них

 

 

    1. Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи

Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников были составлены рекомендации:

1. Необходимо претворять в жизнь  психологию доверия в ДОУ.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в  силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Родители должны быть уверены в  хорошем отношении к своему ребенку  воспитателя. Для того чтобы заслужить  доверие родителей, педагог может  организовать свое взаимодействие с  ними следующим образом (В.А. Петровский).

1-й этап - «Трансляция родителям  положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется  на ребенка, даже если он  что-то натворил.

2-й этап - «Трансляция родителям  знаний о ребенке, которых они  не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах  и особенностях развития ребенка  в ДОУ, особенностях общения  его с другими детьми, результатах  учебной деятельности, данных социометрии  и т.д. При этом соблюдается  принцип «ваш ребенок лучше  всех».

3-й этап - «Ознакомление воспитателя  с проблемами семьи в воспитании  ребенка». На данном этапе активная  роль принадлежит родителям, воспитатель  только поддерживает диалог, не  давая оценочных суждений.

4-й этап - «Совместное исследование  и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог,  завоевавший доверие родителей  при успешном проведении предыдущих  этапов, может начинать осторожно  давать советы родителям.

Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. (3)

2. Осуществление педагогами ДОУ  работы по вовлечению родителей  в учебно-воспитательный процесс  дошкольного учреждения.

В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:

а) проведение неформальных бесед  о детях или запланированных  встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

б) предоставление родителям письменного  материала об их детях;

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской  деятельности или режимные моменты;

г) оформление доски объявлений для  родителей;

д) организация «родительских дней»  с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с  работой ДОУ.

- Привлечение родителей для  оказания помощи ДОУ:

а) в организации совместных целевых  прогулок, досуга;

б) организация видеосъемки занятий  или праздников и т.д.;

г) сбор материала для детских  нужд

- Участие родителей в ежедневном  посещении детьми ДОУ:

а) приглашение остаться со своим  ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;

б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.

- Вклад родителей в развитие  и обучение своего ребенка:

а) родители работают вместе со своим  ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания  педагогами необходимости научить  родителей взаимодействию с ребенком);

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.

- Организация общественной деятельности  для родителей:

а) установление социальных контактов  на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего  кафе;

б) постоянная группа или клуб общения  для родителей;

в) приглашение лекторов по интересующим вопросам.

3) Своевременное проведение диагностики  общих и частных проблем в  воспитании и развитии ребенка  (с учетом стиля и особенностей  семейного воспитания) для оказания  помощи родителям.

Оказание помощи родителям в  воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому  к нему отношению для гуманизации  детско-родительских отношений.

- Накопление информации и практических  советов.

- Помощь в решении проблем,  в поисках выхода из кризисных  ситуаций;

Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям  или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

В рамках психологической поддержки  семьи возможна реализация следующих  направлений: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция.

На совместных занятиях воспитатель  демонстрирует родителям те приемы и упражнения, проводимые с детьми, которые помогают предупредить нежелательные  проявления в поведении и развитии детей.

Воспитатель избирательно работает с  теми детьми и их родителями, у которых  замечены затруднения в общении, замкнутость, повышенный агрессивный  фон во взаимодействии.

Психологическое просвещение родителей (развитие психологической грамотности).

В отдельных случаях предполагается индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Таким образом, в ходе занятий с  детьми (при наблюдении) намечается план работы с родителями по профилактике, диагностике психических состояний, поведения, а также психическому развитию детей (Приложен. № 2).

Выполнение данных рекомендаций, по нашему мнению, способен оказать положительное  воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях  успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный  эмоциональный настрой педагогов  и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут  уверенность в том, что ДОУ  всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться  мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении  проблем (от материальных до хозяйственных). В полной мере будет учитываться  индивидуальность ребенка, так как  педагог, постоянно поддерживая  контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает  их в работе, учитывает тип семьи  и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению  эффективности педагогического  процесса. Также дает возможность  реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и  семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели процесс социализации личности ребенка как процесс его активного включения в существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Социализация по сути является отображением процесса становления  человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как "вхождение" в семью и  социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная  социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных  культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья  обладает признаками социального института  и является для ребенка-дошкольника  первой общественной средой, через  которую он познает весь окружающий его социальный мир.

Исходя из признания  важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов  и родителей объединяет одна и  та же цель - воспитание развитой личности.

Исследования теоретических  источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и  зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить  сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности. Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника. В работе были разработаны критерии и показатели оценки эффективности  процесса социализации детей дошкольного  возраста.

Анализ теоретических  источников и исследования, проводимые в курсовой работе, позволили сделать  следующие выводы:

Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет  эффективным, если в ДОУ будут  соблюдены условия включения  семьи как микрофактора в воспитательно-образовательный  процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка для более  полной и успешной социализации его  личности. Родители должны быть вовлечены  в воспитательно-образовательный  процесс для создания единой развивающей  среды. Только в случае тесного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей  возможно соблюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического  процесса. ДОУ должно нести ответственность  за налаживание атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая  за семьей приоритет в выборе основной линии развития ребенка.

Для того чтобы процесс  социализации детей дошкольного  возраста происходил наиболее полноценно, необходимо использовать в ДОУ программу  ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического  аспекта их жизнедеятельности. Это  условие необходимо соблюдать для  того, чтобы развивающая среда  в дошкольном учреждении способствовала формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному  отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную  деятельность и общение. Учитывая эти  компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность  к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.

Информация о работе Сущность процесса социализации дошкольника