Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть сущность и содержание данных теорий.
Задачи:
-Дать определение эмоциям;
-Определить источники, процесс развития и функции эмоций;
- Рассмотреть теории эмоций Рубинштейна и Леонтьева.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие и особенности эмоции. Теории эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Понятие и особенности эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2Теория эмоций С. Л. Рубинштейна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3Теория эмоций А. Н. Леонтьева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Яныкин ИП-ИОБ-21 (3.0).docx

— 66.96 Кб (Скачать)

Какое же определение давал Леонтьев каждому из типов?

Аффект по Леонтьеву это сильное и довольно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое сильно выраженными двигательными  проявлениями, возникающее в ответ на наступившую в данный момент ситуацию. Имеют способность к аккумуляции, накапливанию, не являясь при этом управляемыми.

Вся суть основной функции эмоций, регулирующей, состоит в образовании специфического опыта, основанного на аффективных следах. Эти следы определяют избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Так же наблюдается тенденция к таким качествам как навязчивость и торможение. Определение аффекта по Рубинштейну имеет более деятельностный характер, в то время как Леонтьев наделяет аффекту регулирующей ролью.

Эмоции. Этим термином Леонтьев обозначает более длительные состояния, нередко слабо выраженные во внешнем поведении человека. Имеют ситуативный характер. Выражают личностную оценку индивида к складывающейся и возможной в будущем ситуации, а также к своим действиям и их последствиям. Эмоции способны предвосхищать ситуации ещё не наступившие в объективном мире. Также они могут возникнуть в связи с устоявшимися представлениями, о каком либо пережитом или воображаемом событии. Всё выше сказанное говорит об идеаторном характере эмоций. Они имеют тенденцию к обобщению и коммуникации, так как эмоциональный опыт несколько шире опыта индивидуальных переживаний. Выражение эмоций происходит благодаря «эмоциональному языку».

Чувства, по Леонтьеву, это эмоциональные состояния, связанные с каким либо предметом, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, связанные с представлением или идеей о некотором конкретном или обобщенном объекте. Чувства постоянны и независимы от конкретной ситуации. Внеситуативные, имеющие значения в социальном и личностном плане эмоциональные состояния управляются с помощью различных культурных средств, что характеризует их устойчивость. Также можно наблюдать в эмоциональных состояниях амбивалентность, т.е. несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. [Леонтьев, 1971.]

Исходя из обзора обеих позиций, можно сделать вывод, что несуществует в отечественной психологии единой позиции, отвечавшей бы на все вопросы психологии эмоций.

Теория Леонтьева носит, прежде всего, предметный характер. Позиция Рубинштейна более деятельностного характера.

Эти теории взаимодополняют друг друга в теоретическом и практическом плане. Эти теории сходны в ряде утверждений, а то есть, эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющие живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненноважные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат эмоций. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее.

 

Заключение.

Итак, эмоции это психологические реакции на хорошие либо плохие события, наши тревоги и радости, отчаяние и наслаждение, свойственные каждому из нас. Эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают в нас интерес к жизни и к окружающему миру. Эмоции являются частью нашей психологической деятельности и нашего «я».

В современном мире человеку по большей части приходится руководствоваться в своих делах разумом, отодвигая эмоции на второй план. Но это не значит, что во всех ситуациях они вторичны. Во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. Также стоит отметить то, что наличие у себя и у других хорошего настроения положительно влияет на здоровье.

Но все-таки, какую, же роль играют эмоции в жизни человека? Во-первых, они по своим качественным характеристикам рассказывают о характере протекания различных жизненных процессов. Во- вторых, они осуществляют управление этими процессами, по необходимости активизируя или тормозя их.

Так же, с недавнего времени, эмоциональная жизнь человека, стала объектом пристального изучения физиологов и врачей. Это связано с рядом причин. Во-первых, человек в силу своей любознательности стремиться проникнуть во все уголки своего сознания. Во-вторых, что связано с научно-техническим прогрессом, моделирование эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин и искусственного интеллекта в частности. Но в большей степени эмоции стали объектом исследования из-за того, что в большей части заболеваний современного человека повинны психические процессы. В пример можно привести гипертонию, атеросклероз, инфаркт Миокарда, многие желудочно-кишечные заболевания, кожные и другие заболевания. Роковую роль в возникновении этих заболеваний играют отрицательные эмоции.

Врачи давно заметили связь индивидуального преобладания тех или иных эмоций с предрасположенностью к определённым заболеваниям. М.И. Аствацатуров говорил, что сердце поражается страхом, печень-гневом, желудок - апатией.

Значение эмоций в процессе отражения действительности в жизни человека не исчерпывается тем простым фактом, что под влиянием того или другого внешнего социального и природного фактора человек испытывает одно или другое чувство. Познание сущности эмоций и их роли в жизни человека возможно лишь при определении места этого сложного явления в структуре психических функций в целостном отражении и изменении действительности.

Особое значение эмоций для всей психической деятельности определяется тем, что они находятся как бы между познавательной и волевой деятельностью и, связывая их, как уже подчёркивалось, имеют самое непосредственное отношение к тому, что называется активностью человеческого сознания.

В итоге можно сказать, что роль эмоций в нашей жизни очень велика. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человека, жизни. Ведь какое счастье - любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Анохин, П.К. Эмоции / Анохин П.К. – М.: 1984 г.

2.Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений/ Вилюнас В. К. - М.: 1976 г.

3.Изард, К. Эмоции человека/ Изард К. - М.: 1980 г.

4.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Леонтьев А.Н. - М.: 1975г.

5.Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции/ Леонтьев А.Н. - М.: 1971 г.

6.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ Леонтьев А.Н. - М.: 1981 г.

7.Никифоров, А.С. Эмоции вашей жизни/ Никифоров А.С. - М.: Советская Россия, 1974 г.

8.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ Рубинштейн С.Л. - СПб.: Питер, 1999 г.

9.Вилюнас, В.К. Психология эмоций. Тексты/ под ред. Вилюнас В.К. Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Издательство МГУ, 1984 г.

10.Симонов, П.В. ВНД человека. Мотивационно - эмоциональные аспекты/ Симонов П.В. – М.: Наука, 1975 г.

11.Рубинштейн, С.Л. «Принцип творческой самодеятельности»/ Рубинштейн С.Л. – 1922 г.

12.Леонтьев, А.Н. Эмоции.- В кн.: Философ, энциклопедия, т. 5/ Леонтьев Л.Я. - М.: 1970 г.

13.Леонтьев, А.Н. Эмоции.- БСЭ, т. 30/Судаков К. Я. Леонтьев А.Я. - М.: 1978 г.

14.Изард, К. Психология эмоций/ Изард К.– СПб.: Питер, 2002 г.

15.Симонов, П.В. Что такое эмоция?/ Симонов П.В. – М.: 1962 г.

16.Немов, Р.С. Общие основы психологии./ Немов Р.С. - М.: 1994 г.

17. Рудик, П.А. Психология: Учебник./ Рудик П.А. - М.: 1976 г.

18.Фортунатов, Г.А. Чувства/Общая психология: Учебное пособие./Фортунатов Г.А. - М.: 1970 г.

19. Маклаков, А.Г. Общая психология./ Маклаков А.Г. - СПб.: Питер, 2001 г.

20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства./Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2001 г.

21.Arnold ,M. Feelings and emotions./Arnold M. - N. Y.: 1967 г.

22.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии./Рубинштейн С.Л. - М.: Педагогика, 1976 г.

23.Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии /Дарвин Ч.; Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1987 г.

24.Шумский, П.П. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека./ Шумский П.П.; Иванова Л.Н. – Мозырь.: 1998 г.

25.Чебыкин, А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности./Чебыкин А.Я. – Одесса, 1992.

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева