Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть сущность и содержание данных теорий.
Задачи:
-Дать определение эмоциям;
-Определить источники, процесс развития и функции эмоций;
- Рассмотреть теории эмоций Рубинштейна и Леонтьева.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие и особенности эмоции. Теории эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Понятие и особенности эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2Теория эмоций С. Л. Рубинштейна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3Теория эмоций А. Н. Леонтьева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Яныкин ИП-ИОБ-21 (3.0).docx

— 66.96 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет истории и права

Кафедра психологии

 

 

Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

курсовая работа

по дисциплине «Психология»

направления 44. 03. 05 «Педагогическое образование»

профиль «История, обществознание»

 

 

 

«Прошла защиту»                                         Исполнитель:

Оценка_____________________               Яныкин Е.Н. (гр. ИП-ИОБ-21)

Дата     _____________________                _____________________________

 

Преподаватели                                               Научный руководитель:

____________________________               Севастьянов Ю.О., канд. псих. наук,

____________________________               доцент каф. психологии__________

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2015

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Понятие и особенности эмоции. Теории эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1Понятие и особенности эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2Теория эмоций С. Л. Рубинштейна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

1.3Теория эмоций А. Н. Леонтьева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы наблюдаем за каким либо явлением, занимаемся любимым делом или просто отдыхаем то одновременно с активной познавательной деятельностью, мы проявляем своё отношение к окружающей нас действительности. Любой вид деятельности, будь то чтение книги, выполнение определённой деятельности или общение с окружающими нас людьми могут одновременно радовать и разочаровывать нас. Удивление, радость, озлобленность – список эмоций довольно обширен. Эмоции отвечают за отражения настоящей действительности в человеческой психической деятельности.

При восприятии, в своих ощущениях и представлениях человек лишь отражает своё понятие о сути и свойствах предмета, то посредством эмоций он проявляет свое отношение к данному предмету.

Эмоции сильно зависят от особенностей отражаемого предмета. Эмоции - это личное отношение человека к самому себе и к окружающей действительности.

Вне деятельности человек эмоций не существует. Они возникают в её процессе и влияют на весь ход деятельности.

Источниками эмоций могут являться и предметы, существующие объективно, и явления, какая-то деятельность, выполняемая человеком, или изменения, касающиеся нашего организма и психики. В разных ситуациях значимость одного предмета бывает разная. Например, стакан воды приносит удовольствие, если будет выпит для утоления жажды, но если стакан был выпит против воли, то возникает чувство неудовольствия. Ну, или просмотр интересной театральной постановки вызывает удовольствие, но если выступление затянется, то у зрителей может наступить состояние утомления.

Своеобразие эмоций определяется, прежде всего, индивидуальными особенностями характера человека, присущими ему потребностями и мотивами. С изменениями в этих компонентах может измениться и отношение к предмету.

Палитра эмоций крайне многообразна, а их мир невероятно сложен. Нередко тонкость и многогранность его организации не осознаются человеком. Сложность анализа чувств испытываемых человеком, объясняется также индивидуальностью отношений к предметам и явлениям у людей.

Общеизвестно, что бывает очень трудно выразить свои чувства посредством речи. Несомненно, словами практически невозможно передать всю яркость и глубину эмоционального состояния в разных ситуациях. Нельзя утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки" или "я люблю маму" выражает одинаковые чувства. Исходя из выше сказанного следует отметить, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции деятельности и функционального состояния организма человека.

Объектом данной курсовой работы является теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

 Предметом являются сходные и различающиеся черты данных теорий

Цель исследования: Рассмотреть сущность и содержание данных теорий.

Задачи:

-Дать определение эмоциям;

-Определить источники, процесс развития и функции эмоций;

- Рассмотреть теории эмоций Рубинштейна и Леонтьева. 
Глава 1. Понятие и особенности эмоции. Теории эмоций.

    1. Понятие и особенности эмоций.

К. Изард в своей дифференциальной теории даёт следующее определение эмоции: "Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия". [Изард, 1980 г.]

Также он выделяет базовые эмоции. Например: интерес, удовольствие, изумление, гнев, ярость и т.д.

Два учёных, У. Джемс и К. Ланге, определяли эмоции как восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения.

Касаемо отечественных исследователей можно выделить позиции П.А.Рудика, П.К.Анохина, и Е.П.Ильина.

П. К. Анохин определяет эмоцию как «...физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее все виды чувствований и переживаний человека» [Анохин, 1984 г.]

Г. А. Фортунатов считает эмоциями какие-либо конкретные формы переживания чувств. [Фортунатов, 1976 г, с. 21-35.].

Давая определение эмоциям, П. А. Рудик отождествляет переживание с отношением. Вот что он думает по этому вопросу: «Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживание, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности». [Рудик, 1976 г, с.75].

По Р. С. Немову, эмоции — это «элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» [Немов, 1994 г, с. 573].

Лебединский говорит о том, что эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности [Изард, 2002 г, с.134].

В понимании П. К. Анохина, эмоции это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека [Анохин, 1984 г, с. 177].

И так, проанализировав всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что эмоциями чаще всего называют переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо.

Эмоции имеют определённые особенности.

1)Субъективный характер. Выражаемое в эмоциях отношение  субъективно, и отличается от  понятия, устанавливаемых в процессе  познания окружающего нас мира  вещей, объективных связей.

Предположим что выглянув в окно, мы видим устланный снегом двор, и, связывая появление снега с временем года мы делаем суждение о том что наступила зима. Связь объектов внешней действительности, установлена в при помощи процесса мышления.

Но это явление может вызвать у разных людей разную реакцию. Так, один человек может обрадоваться от вида снега и осознания того что наступила зима, а другой, напротив, чувство грусти. В этих данных эмоциях отражается субъективное отношение людей к объективной действительности.

2)Многообразие качеств. Палитра  эмоций, испытываемых человеком  невероятно широка и разнообразна. Например: грусть, радость, восхищение, стыд и т.д.;

3)Пластичность. Одна эмоция  может переживаться человеком  в разных оттенках. Это зависит  от событий, происходящих с человеком  в объективной действительности. И эти эмоции могут иметь  разные оттенки и разную форму. Например: человек может испытывать  чувство злости из-за встречи  с неприятным ему человеком, неприятностей  на работе или плохой погоды.

4)Связь с внутриорганическими  процессами. Эта связь двойственна  по своей сути. Во-первых: внутриорганические  процессы – это главные возбудители для разных эмоций; Во-вторых: все эмоции отражаются телесно. Эмоции, по большей части, сигнализируют о потребностях человеческого тела, побуждая непосредственно самого индивида к деятельности по поддержанию жизнедеятельности и целостности организма.

5)Связь с непосредственным  переживанием собственного «Я». Любая эмоция способна захлестнуть  человека целиком. Взаимодействуя  с внешним миром человек меняется. и эти изменения спровоцированы  извне. В этот момент эмоции  человека переходят в разряд  эмоциональных состояний. Если же  эмоции взаимодействуют с активными  проявлениями личности, а также  побуждают к изменяющим окружающий  мир действиям, то тогда они  выступают в роли отношений  к окружающей человека действительности. Оба этих разряда испытываются  людьми непосредственно, оставаясь  при этом почти всегда неосознанными.

Так же как и в случае с понятием эмоций, существует множество взглядов и на возникновение эмоций.

Согласно теории разработанной В. Джемсом и К. Ланге, своим возникновением эмоции обязаны связи инородного раздражителя и поведенческого акта, приводящего к эмоциональному переживанию. Первопричинами эмоций, согласно теории Джеймса-Ланге, являются именно органические изменения. Сначала происходят изменения в организме, вслед за которыми появляется эмоция. Теория Джемса-Ланге вызвала ряд возражений и привела к появлению ряда альтернативных теорий. Одной из этих альтернатив является теория Кеннона. [Маклаков, 2001 г.].

Физиолог У. Кеннон предложил свою собственную теорию эмоций. Он утверждал, что изменения во внутренних органах не предшествуют эмоциям, я следуют за ними. Более того, искусственно вызванные у человека органические изменения не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. [Ильин, 2001 г. с. 20.].

Теорию Кеннона в дальнейшем продолжил развивать П. Бард. Ему удалось доказать что и телесные и эмоциональные явления происходят в одно и тоже время. [Ильин, 2001 г. с. 20.]

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех частей головного мозга с эмоциями связаны не таламус, а гипоталамус и части лимботической системы. Посредством экспериментов, проведенных на животных, было подтверждено, что при электрическом воздействии на эти структуры можно управлять любыми эмоциональными состояниями.[Немов Р. С. 1994 г. с.448]

Отечественный физиолог П.В. Симонов утверждает, что эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. А то есть, если у человека нет потребности, то и эмоции он не испытывает; эмоция не возникает, когда человек, испытывающий потребность, может её удовлетворить. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные качества. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Получается, что сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции. [Симонов, 1975 г.]

Сложность проведения границы между явлениями эмоционального и неэмоционального плана вынуждает нас искать отличительные признаки эмоций в более широком спектре. Существующие на данный момент концепции имеют разные взгляды на значение данного вопроса: если одни смотрят на него как на один из многих, то другие считают его центральным в своих теориях. К последним относятся теории У. Джемса, П.В. Симонова, П.К. Анохина. Эти концепции едины в том мнении, что эмоции возникают при значимых для отдельного человека событиях. Расходятся они в определении степени значимости этих событий. Для В. Вундта, например, любое событие значимо в одинаковой степени, а Р.С. Лазарус утверждает, что эмоции возникают только при наличии неизбежной угрозы, заключение о наличии которой сделано на основе когнитивных процессов. В своей теории Лазарус говорит об аффектах.  Этого же мнения придерживается Клапаред, при этом утверждая, что за оценку угрозы отвечают чувства. Эти две теории не взаимоисключающи, так как рассматриваю разные аспекты данного вопроса.

Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется рассматриваемым классом эмоциональных явлений. Если понятие эмоций трактовать в широком смысле, то их возникновение связывают со стандартными, обычными условиями существования индивида, такими как например обострение потребностей. Если в узком смысле, то они понимаются как реакция на какие-либо особые условия. Многочисленные экспериментальные данные, подтверждающие эти не редко противоречащие друг другу точки зрения, позволяют сделать вывод об крайней ограниченности попыток обобщить условия возникновения эмоций вследствие их дифференцированности. Такие попытки дают только отвлечённые, неполные знания, которые в своей высшей степени констатируют только двойственный характер обусловленности эмоций: мотивацией с одной стороны, особенностями воздействий – с другой.

Информация о работе Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева