Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 23:55, курсовая работа
Цель исследования: Рассмотреть сущность и содержание данных теорий.
Задачи:
-Дать определение эмоциям;
-Определить источники, процесс развития и функции эмоций;
- Рассмотреть теории эмоций Рубинштейна и Леонтьева.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие и особенности эмоции. Теории эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Понятие и особенности эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2Теория эмоций С. Л. Рубинштейна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3Теория эмоций А. Н. Леонтьева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Функция компенсации информационного дефицита. Оценочная функция эмоций, описанная выше, полностью проявляет свою эффективность в случае нехватки информации для принятия рационального решения. Эмоция является своеобразным резервом, применяемым для решения задач. Процесс возникновения эмоций в качестве механизма, который компенсирует компенсирующего дефицит информации механизма объясняет позиция советского психофизиолога П.В. Симонова. Учёный, основываясь на данных обследования космонавтов, пришёл к выводу, что переживания эмоций зависят от двух факторов: 1) значимости потребности для индивида и 2)разницей между необходимой и доступной информацией, необходимой для её удовлетворения. Второй фактор, по мнению автора, рассматривая разницу между двумя типами информации, отражает субъективную вероятность достижения поставленной индивидом цели. В случае если доступной информации больше чем информации необходимой, то наблюдается всплеск отрицательных эмоций, таких как гнев или отвращение. При усилении их снижается уровень потребностей. Но если необходимая информация преобладает над доступной – то приоритет в развитии отдаётся положительным эмоциям. Их возникновение усиливает потребности. А то есть, в случае неудаче на пути к результату у человека в следствии эмоции разочарования ослабляется желание о достижении результата.
Функция побуждения и поддержания деятельности. Эмоции - это продукт общественно-исторического развития. Они являются процессами саморегуляции поведения. Их появление всегда предшествует деятельности. В связи с тем что они являются субъективной формой выражения потребностей, то их задачей является побуждение и направление деятельностных процессов. Как уже было упомянуто выше, регуляция деятельности осуществляется не столько за счёт субъективных знаний о мире, сколько за счёт эмоций. Согласно Рубинштейну, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». В наше время человек может обнаружить большое количество мотиваций для своих поступков, но только эмоции открывают ему и окружающим его людям истинные мотивы поступков, совершаемых ими. Динамика эмоций во время осуществления деятельности сигнализирует об успешности оной и о препятствиях на пути к достижению поставленной цели.
Регуляторная функции эмоций (по А.Н. Леонтьеву следообразования) – утверждает способность эмоций оставлять отпечатки в личном опыте индивида. Фиксируются все воздействия и побудившие их действие, какими бы удачными они небыли.
Функция следообразования - эта функция логически продолжает предыдущую. Следы обычно опережают процесс развития событий. Эмоции, в ходе актуализации следов, сигнализируют о возможном исходе выполняемой деятельности. Также эмоции возникают после завершения того или иного события. Вот что по этому поводу говорит Леонтьев: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживающее настроение по отношению к возбуждающей аффект ситуации, то есть аффекты как бы метят данную ситуацию … Мы получаем предупреждение»[Леонтьев, 1970 г.].
Следообразующую функцию можно легко проследить на примере развития ребенка. Общеизвестно, что ребёнку очень трудно запретить делать что-то, что может повредить их здоровью. Но если он «обожжётся», то суть слова «нельзя» доходит до него сразу же. Нередко эмоции имеют обобщающий характер. Любая ситуация, схожая с пережитой ранее, приобретает определенный эмоциональный окрас. В целом этот механизм позитивный характер, но иногда может принять патологический характер и перерасти в стадию фобии.
Функция коммуникации - выразительный компонент эмоций делает их понятными для социального окружения индивида. Эмоциональный опыт человека достаточно широк. Он превосходит опыт индивидуальных переживаний. Его формирование происходит в процессе эмоциональных сопереживаний, которые возникают при общении с другими людьми или например при просмотре произведений искусства. Способность к сопереживанию, сочувствию, состраданию, пожалуй, является важнейшей функцией эмоций.
Выражение одними индивидами эмоции боли, может вызвать у других людей побуждение альтруистического характера. К примеру, мама легко отличит плач ребёнка, вызванный болью, от плача, вызванного другой причиной. Общеизвестно, что некоторые эмоции очень «заразительны». «Заражение» эмоцией происходит благодаря способности примерить на себя состояние другого человека. Легче всего это увидеть на примере смеха. Положим, есть группа людей. Один человек из этой группы начинает смеяться по определённой причине, другие просто подхватывают смех.
Особенно важна коммуникативная функция эмоций для детей, которые ещё не владеют речью. Эмоции являются единственным средством поддержания связи с внешним миром. С природой, картинами и произведениями искусства мы общаемся на эмоциональном уровне.
Чтобы эмоции были истолкованы, верно, они должны быть выражены в конвенциональной форме. В некоторой степени это достигается за счёт врожденных механизмов реализации базовых эмоций. Значение же мимики и пантомимики достигается в ходе процесса социализации. Но следует помнить, что одни и те же жесты в разных культурах трактуются по-разному.
Коммуникативная функция эмоций является одной из наиважнейших.
Эмоции дают нам возможность лучше понимать других людей, не используя при этом речь. Например: два человека, принадлежавших к разным культурам способны быстро и безошибочно оценить эмоциональное состояние друг друга.
Эмоции также являются дополнительным средством коммуникации. Если, например, человек, который не в состоянии донести информацию логическими доводами, начинает повышать голос. Это повышение голоса не только увеличивает воздействие на окружающую аудиторию, но и может являться способом эмоциональной разрядки в следствии раздражения, вызванного какими либо причинами.
Но не все проявления чувств одинаково легко распознать. По данным исследователей легче всего распознаётся ужас (57% испытуемых), на втором месте отвращение (48%), на третьем удивление (34%). Большая часть эмоций, вызванных одним и тем же объектом, у многих людей отображается одинаково. Но есть и сугубо индивидуальные эмоциональные переживания. Данное разнообразие выражается в преобладающем настроении, возникающих под влиянием жизненных ситуаций. Также различия можно наблюдать и в уровнях эмоциональной возбудимости. [Шумский, 1998г, с.25]. Важность этой функции эмоции видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта, а повышают в должности, опираясь на эмоциональный коэффициент, характеризующий способность человека к эмоциональному общению [Вилюнас, 1984 г, с.94.]
Функция дезорганизации. Сильные эмоциональные переживания способны нарушать эффективное протекание совершаемой индивидом деятельности. Однако как отмечал литовский психолог В.К.Вилюнас в своей работе «Психология эмоциональных явлений»: «в положение о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию движения задержки автотранспорта». Иногда даже аффект бывает полезен. Ведь бывают ситуации, где необходимо мобилизовать все силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции может привести к развитию состояния дистресса, приводящего к расстройству поведения и здоровья [Вилюнас, 1976 г.].
П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции при своём ярком проявлении способны надолго запечатлеть в памяти события, их вызвавшие [Чебыкин, 1992 г, с.32].
Мотивационная функция эмоций.
Эмоции отражают отношения побуждающих к действию мотивов и непосредственно деятельности. Эмоции могут стать усилителем побуждения и собственно побудителем мотива. Мотивационная функция эмоции заключает в себе стремление к предмету или от него к другому предмету.
Подводя итоги по написанию первой главы курсовой работы, приходим к следующим выводам.
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Именно эмоции определяют, что значимо для человека, а что нет в данный момент, и тем самым способствуют ориентации его в различных ситуациях. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что эмоция является побудителем
и регулятором поведения человека в целом,
подчиняя его деятельность основным мотивам
и потребностям личности, ее интересам
и склонностям.
1.2 Теория эмоций
С.Л. Рубинштейна.
Отечественный психолог С.Л.Рубинштейн указывал на то, что переживания человека зависят лишь от тех поступков, которые он совершает, и тех событий, что с ним происходят. Эта зависимость проявляется в личном отношении человека к окружающему его миру. Именно переживание отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Рубинштейн определял чувства как отношение человека к миру, к себе, к своим делам, ко всему тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
Также учёный выделяет следующие признаки эмоций:
Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту;
Во вторых, эмоции полярны, а тоесть, обладают как положительными, так и отрицательным характером. При этом стоит отметить, что два полюса во многих случаях не являются неположенными и выражают нередко сложное противоречие [Рубинштейн, 1976 г.].
Рубинштейн также приводит собственную классификацию эмоций. В ней виды эмоций подразделяются на основании отражаемого эмоцией предмета, функций эмоций, уровню развития и степени обобщённости. Всего он выделяет четыре вида эмоций:
Рассмотрим каждое по подробнее. 1.Чувства, по Рубинштейну, - это переживания, передающие отношение человека к внешнему миру.
Психологом, в связи с постепенным развитием мотивационно-потребностной сферы личности, выделяются 3 уровня чувств:
1)Эмоции, напрямую связанные с органическими потребностями. Возникают в связи с физиологическими потребностями человека. А тоесть, вполне элементарные, физические чувства удовольствия и неудовольствия. Любое чувство отражает объективное состояние, организма взаимодействующего с окружающим миром, индивида. Это может быть как и локальное чувство, привязанное к какой-то определённой ситуации, так и общее самочувствие индивида, протекающее в течении довольно продолжительного периода. В последнем случае состояние носит неопределенный характер. Оно не осознаётся и не имеет определённого предмета.
2)Предметное чувство; Эти чувства имеют более высокий уровень осознания. Что же такое предметное чувство? Это устойчивое эмоциональное переживание по отношению к сильно интересующим человека предметам. Эта опредмеченность чувства позволяет сделать вывод о его высоком уровне осознания. Здесь чувство предстаёт перед нами как выраженное в осознанном переживании отношение к миру. Чувства дифференцируются в зависимости от рассматриваемого ими предмета интересов. Это могут быть интересы в сфере познания, моральные ценности и эстетические предпочтения. Это любовь или ненависть, возмущение либо одобрение какого-либо поступка.
3) Обобщенные чувства. Эти чувства выражают устойчивые установки личности в плане мировоззрения. Они на прямую связаны с мыслительными процессами. В качестве примера можно назвать чувства юмора и иронии. Проявляются они обычно в обобщенных жизненных ситуациях. Людям может показаться смешным что-то величественное с первого взгляда, показавшееся потом несостоятельным. Ирония же «расстреливает несовершенство мира с места идеального.
2.Аффект. Согласно Рубинштейну это «стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.» Деятельность сознания во время пребывания в состоянии аффекта пребывает в некоторой заторможенности. Человек может не осознавать всех своих действий. В этом и кроется двойственный характер аффекта. С одной стороны в случае опасности он придаёт новые силы для избегания оной, с другой стороны аффект может привести к непоправимым последствиям, таким как убийство.
3.Страсти. Рубинштейн говорил о страсти как о «сильном, стойком, длительном чувстве, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им.» Страсть всегда выражается в сосредоточении всех мыслей и сил на достижении определенной, сильно желаемой индивидом цели. В этой эмоции очень силён момент стремления. Чувствования имеют слабые позиции. Страсть предстаёт перед нами как единство воли и эмоций.
4.Настроение. Настроением является общее эмоциональное состояние человека. Оно не имеет какого либо чётко выраженной направленность на определённый предмет. Настроение носит личностный характер. Оно не может быть приурочено к какому либо событию. Это бессознательная «оценка» личностью складывающихся в окружающей его действительности обстоятельств, не зависимых от причины [Рубинштейн, 1999г.].
1.3.Теория эмоций А.Н. Леонтьева.
Эмоциональным процессам Леонтьев даёт такое определение: «эмоциональные процессы - это процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.» [Леонтьев, 1970 г.]
В отличии от Рубинштейна, подразделявшего эмоции на четыре типа, Леонтьев, основываясь на уровнях развития эмоциональной жизни и наличии и типах средств управления эмоциями, подразделяет эмоциональные процессы на три группы, это:
Аффекты.
Эмоции.
Чувства.
Данные типы различаются и по степени участия в регулировании деятельности, и по качественным характеристикам. [Леонтьев, 1981 г.]
Информация о работе Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева