Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть сущность и содержание данных теорий.
Задачи:
-Дать определение эмоциям;
-Определить источники, процесс развития и функции эмоций;
- Рассмотреть теории эмоций Рубинштейна и Леонтьева.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие и особенности эмоции. Теории эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Понятие и особенности эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2Теория эмоций С. Л. Рубинштейна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3Теория эмоций А. Н. Леонтьева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Яныкин ИП-ИОБ-21 (3.0).docx

— 66.96 Кб (Скачать)

Все сложности, которые могут возникнуть при попытке отражения в теории сложности эмоциональной жизни, можно узнать из анализа условий возникновения эмоций Б. Спинозы. В своём анализе великий учёный делает вывод о том, что на возникновение эмоций наряду с фрустрацией и отражением возможности достижения цели могут влиять и другие факторы. Например: ассоциации по сходству или представления о справедливости и др. Конечно теория Спинозы нуждается в адаптации под современные представления и терминологию, но стоит отметить, что его анализ открывает большое количество недостающих в наше время аспектов проблем.

Ранее в психологии преобладала традиция заключения эмоциональных процессов в отдельную сферу. Она принципиально противопоставлялась сфере познания. Также отмечалась тенденция на признания первичности процессов познания при сопоставлении этих сфер. Позиция, которая придерживается этой идеи, называется интеллектуализм. Интеллектуализм рассматривал эмоции как своего рода как особый вид познания или результат взаимодействия представлений. В зарубежной психологии интеллектуализм имеет сильные позиции. Например, американский психолог Роберт Уард Липер свою аргументацию в пользу мотивационной функции эмоций завершает утверждением, о том, что эмоции - это восприятие или его разновидность. [Вилюнас, 1976г.]

Нет сомнений, что позиции, сводящие эмоции к процессам познания, и признающие вторичность эмоций, различаются принципиально. Обоснования этих точек зрения тоже различаются: первая точка зрения акцентирует внимание на теоретических представлениях, то вторая, вдобавок к выше сказанному, подтверждается данными феноменологии. Эти данные констатируются утверждением о том, что эмоции выражают субъективное значение отражаемого содержания и придают ему определённую окрасу. Предметность эмоций признается без особых споров. [Додонов, 1987 г.].

Согласно некоторым теориям, одно эмоциогенное событие, на основе познавательного образа, может вызвать возникновение разного количества новых отношений эмоционального характера, относящихся к различным обстоятельствам этого события. То есть, сильные эмоции способны придать яркую окраску любой ситуации, причастной к её возникновению. Этой теории придерживались такие учёные как А.Р. Лурия и Я.М. Калашник. Хотя предметом возникающих эмоциональных отношений служат создаваемые эмоциогенными воздействиями условия. Согласно определению, данному Б. Спинозой, «предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». В этом случае эмоциональный процесс идет по пути, который проложен процессами познания. Эмоциональный процесс на данном пути подчиняется связям, предусмотренным субъектом в действительности. Процессы познания здесь управляют лишь развитием эмоционального процесса. За возникновение отвечает соответствие познаваемого предмета потребностям индивида.

В отношении к процессам познания эмоции носят не только пассивный характер, но и являются для них регулирующим фактором. [Никифоров, 1974г.] Так, эмоциональная окрашенность какого либо предмета является одним из условий для вызова непроизвольного внимания и запоминания предметов. Этот фактор способен облегчить или затруднить регуляцию данных процессов; эмоций очень сильно влияют на воображение и фантазию; будучи достаточно стимулированы или обладая выраженной интенсивностью, эмоции способны исказить  даже наше восприятие окружающей действительности; от эмоций зависит значительное количество характеристик речи. Все эти разнообразные проявления эмоций изучает экспериментальная психология.

Процессы познания, посредством направления эмоций на причины значимых для человека событий, влияют и на свою дальнейшую судьбу. Посредством эмоций, процессы познания проводят более подробное знакомство с причинами значимых для человека событий и выработки оптимальной модели поведения. Таким образом, благодаря взаимодействию отвечающей за отражение объективных условий деятельности сферы интеллекта и сферы аффекта обеспечивается удовлетворение потребностей.

Исследователей привлекает проблема детерминации поведения, несмотря на то, что данный вопрос рассматривается в относительно новом для психологов разделе мотивации. Если не акцентировать основного внимания на новую терминологию, то можно заметить что история развития представлений об отношении эмоций и мотивации весьма продолжительна и крайне богата.

К мотивационным теориям спокойно можно отнести учение Б. Спинозы, а также концепции В. Вундта и Н. Грота. В этих концепциях эмоциональные переживания отделяются от побуждающих, оставаясь при этом неминуемой стадией развития мотивационных процессов.

Обособление раздела мотивации в психологии обусловлено с акцентированием внимания исследователей с непосредственных причин поведения на опосредствованные. Ведь для объяснения сути поступка недостаточно казать, что он совершён из-за случайно возникшей прихоти. Действие вытекает из жизненного опыта, привычек, потребностей и общего индивида отношения к своей жизни. Всё выше перечисленное, в свою очередь обусловлено закономерностями общего и социального развития, в контексте которых действие получает полное своё объяснение. Проблема мотивации, в широком смысле, предполагает выяснение всех факторов, влияющих, направляющих, побуждающих и поддерживающих поведение индивидов[Вилюнас, 1984 г.].

Лишь человек знает истинные причины своего поведения. Но это знание в основном основано на опосредованном отражении и догадках. С другой стороны, человек отчетливо переживает все эмоциональные побуждения, которые у него возникают. И именно этими побуждениями он обычно и руководствуется в жизни. Но иногда этим побуждениям могут препятствовать другие побуждения, такие как нежелание делать плохо другим людям. Именно этот явление и лежит в основе мотивационной концепции.

Существует также и вторая позиция, которая гласит о различии между эмоциями и побуждающими переживаниями, относя оные к сфере воли, либо игнорируют их. Суть концепции заключается в следующем: поведение регулируется потребностями и мотивами; эмоции возникают в каких либо определённых ситуациях и выполняют свои функции.

На рубеже XX века вторая точка зрения постепенно вытесняет концепцию единства мотивационной и эмоциональной сферы. Однако усиление одной стороны приводит к активизации другой. Данный механизм привел к тому, что в современной психологии появилось много работ, придерживающихся старых идей. Из наиболее активных сторонников этой позиции в России можно назвать Л.И. Петражицкого, а в зарубежной Р.У. Липера.

Суммируя все выше сказанное можно привести утверждение американского психотерапевта Миндела Арнольда: «Отношение между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической литературе, остается совершенно неясным. Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит»[Arnold, 1969, с. 1041].

Неутешительность данной ситуации не вызывает удивления по двум причинам. Во-первых, современные мотивационные теории формируются на основе параллелизма и позитивизма, недопускающих выделения мира субъективных переживаний в независимую часть процессов регуляции, хотя именно это условие позволяет объединять и разделять в рамках единой интерпретации мотивацию и эмоциональные процессы. Во-вторых, мотивационные теории, призывающие к возвращению старых идей, не используют накопленного в прошлом, довольно богатого опыта.

Лишь в контексте отстаиваемой советской школой психологии положения об активном и необходимом участии в регуляции деятельности субъективных переживаний. Формулировка С.Л. Рубинштейна наиболее полно передаёт решения вопроса об отношении эмоции к мотивации. В ней утверждается, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей. А то есть, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, сигнализирующих о потребностях субъекта и  побуждает его к действию по отношению к ним. Эмоции и мотивационные процессы при этом не являются тождественными, так как эмоциональные переживания являются субъективной формой существования мотивации, представляющие собой результат её существования, не отражая процессов, определяющих появления эмоциональных оценок и побуждений.

Решение вопроса об универсальности мотивационной интерпретации эмоций зависит от рассматриваемого объема, относимого к эмоциональным явлениям. Согласно Липеру, эмоции - это одна из форм мотивации, отвечающая за побуждение поведения вместе с мотивами, обусловленными физическими потребностями. [Вилюнас, 1984 г.]  Поэтому решение вопроса о том, всякая ли мотивация открывается субъекту в виде эмоций, также зависит от проведения границы между эмоциональными и неэмоциональными переживаниями.

С раннего детства у человека начинается развитие эмоций. Этот процесс крайне важен для родителей, ибо от их действий и зависит дальнейший характер ребёнка. Важно проявлять при воспитанию любовь и ласку, иначе вполне вероятно, что ребёнок вырастет пассивным и холодным. Так же для развития эмоциональной чуткости необходимо постепенно давать ребёнку почувствовать ответственность. Идеально подойдёт забота о младших детях, домашних животных и помощь пожилым людям. Также необходимо научить ребёнка вкладывать свои эмоции в действия, дабы избежать в дальнейшем сентиментального поведения.

Раньше всего у ребёнка проявляются эмоции связанные с органическими потребностями. То есть связанные с проявлением неудовольствия или удовольствия, потребностями в еде, сне, внимании и т.д. Также начинают проявляться страх и гнев, носящие бессознательный характер. Столь же рано проявляется и сострадание. Игра также занимает важное место в формировании положительных эмоций. Сначала ребёнок получает удовлетворение от полученного результата, после он получает удовольствие от процесса игры. А у детей старшего возраста эмоции может вызвать сам факт начала игры как таковой.

Отрицательные эмоции развиваются в связи с присущей детям общей эмоциональной неустойчивостью и фрустрацией. Частое нахождение в состоянии фрустрации чревато в одних случаях к безынициативности и вялости, а в других к крайней агрессивности и озлобленности. Обычно фрустрация возникает в случае принуждения ребёнка к выполнению требований родителей. Так, настаивая на немедленном и беспрекословном выполнении своих требований, родители лишают ребёнка возможности самостоятельно прийти к цели, продумав при этом свой путь. Не стоит забывать и о роли наказания в формировании негативных эмоций, а именно агрессивности. Ведь чем обиднее наказание, тем сильнее дети хотят выместить злобу на окружающем мире. Отсутствие наказаний тоже оказывает крайне негативную реакцию на ребёнка.

Попутно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей начинает формироваться понятие нравственности. Зачатки этого понятия появляются у ребёнка под воздействием похвалы, одобрения или каких либо замечаний со стороны взрослых. Так же формируются первые представления ребенка о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Формирование обычно связано с личными интересами ребёнка и людей, которые его окружают.

Также примерно в это время у детей начинает формироваться чувство прекрасного. Одним из его основных проявлений считается удовольствие, испытываемое детьми от прослушивания музыки. К концу первого года дети начинают отдавать предпочтение определённым вещам, будь то игрушки или одежда. Развитие эстетические чувства развивают путём занятия рисованием, музыкой, пением и посещение театров или театральных кружков.

В школьном возрасте у детей меняются жизненные приоритеты. Это происходит в связи с расширением кругозора у ребёнка. В качестве примера для подражания уже выступают не только родные и близкие люди, но и учителя, исторические и литературные герои.

Эмоции – это одна из важнейших «вещей» в жизни человека. Сегодня никто не отрицает связь эмоций и особенностей жизнедеятельности организма. Известно, что эмоций довольно ощутимо влияют на процессы кровообращения, дыхания, пищеварения и д.р. Излишняя эмоциональная напряжённость, протекающая в течение долгого времени может вызвать серьёзные нарушения в процессе жизнедеятельности. [Рубинштейн, 1976 г.]

Ч.Дарвин выделял у эмоций функцию приспособления. Эмоции, как правило, возникают уже после актуализации мотива, но до рациональной оценки совершённой или протекаемой деятельности субъекта. Если эмоция возникла вовремя, то организм может быстрее отреагировать на какое-либо воздействие извне, не определив его тип и характерные признаки. Данная ситуация позволяет эффективно к окружающим условиям[Дарвин, 1987 г. с.287]

Организующая функция – эмоции, организуя какую либо деятельность, отвлекают на её выполнение нередко все силы и внимание. Это естественно способно помещать параллельно осуществляемой деятельности. Даже состояние аффекта, несмотря на свой дезорганизующей характер, в зависимости от ситуации может оказаться полезным.

Функция мобилизации – функция напрямую связанная с физиологическими процессами организма. Например, высокая концентрация адреналина в крови при испуге повышает способности к бегству, либо приводит к ступору. Ну или феномен «сужения сознания», способности абсолютной концентрации на какой-либо цели. Этот феномен наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях.

Оценочная функция - эта функция приравнивает эмоций к другим формам познания. Эмоции в форме непосредственного переживания отражают значимость для индивида явлений или ситуаций, а также служат основным механизмом регуляции поведения и психической деятельности. Благодаря эмоциям человек способен мгновенно оценить окружающую его ситуацию. Перед непосредственно анализом полученной информации происходит её эмоциональная оценка, которая направляет анализ в определённую сторону. Как пример можно привести оставление первого впечатления о человеке. Если оно будет благоприятным, то и при дальнейшем общении с ним будет выстраиваться благоприятный образ.

Эмоция, являясь особым внутренним состоянием, способна к оценке обстоятельств ситуации. Эмоциональная оценка отличается от осознанных оценочных операций ума лишь тем, что выполняется на чувственном уровне. [Симонов, 1962 г, с.119].

Информация о работе Сущность и содержание теории эмоций С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева