Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:29, контрольная работа
Цель данной работы – исследовать судебно-психологическую экспертизу в российском уголовном процессе с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать понятие судебно-психологической экспертизы;
изучить компетенцию судебно-психологической экспертизы;
рассмотреть основные направления данной экспертизы;
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Введение……………………………………………...……………………….3
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………...………..4
1 Понятие судебно-психологической экспертизы…………………………4
2 Компетенция судебно-психологической экспертизы…………………...6
3 Основные направления судебно-психологической экспертизы………...8
4 Проведение судебно-психологической экспертизы и ее значение
е в уголовном процессе……………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованной литературы……………………………………14
5. Установление способности
несовершеннолетних обвиняемых, имеющих
признаки отставания в
6. Применительно к потерпевшему
также может возникать
7. В отношении свидетелей
и потерпевших перед судебно-
психологической экспертизой
8. Эксперт-психолог может
провести посмертную
4 Проведение судебно-психологической экспертизы
и ее значение в уголовном процессе
Качество и результативность
судебно-психологической
1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы - следователь (суд), предвидя возможность проведения психологической экспертизы, направляет свои усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.
2. Сбор информации о личности испытуемого - в ходе изучения личности собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.
3. В процессе расследования собираются сведения об индивидуально-психологических особенностях личности, проявляемых в разнообразных видах деятельности. Эти свойства личности определяются отношением субъекта к различным явлениям окружающей действительности.
4. Сбор информации о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. Так, при изучении конфликтной ситуации выясняются внешние факторы, воздействовавшие на субъекта (условия среды обитания; раздражители, связанные с социоусловиями).
В ходе судебно-психологической экспертизы выявляются ситуационно обусловленные признаки; субъективно воспринимаемая в качестве реальной угрозы жизни здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.
К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные, научные возможности.
Экспертиза должна назначаться и проводиться как только возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания и собраны материалы, необходимые для экспертизы. В постановлении следователя, определении суда о назначении психологической экспертизы излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.7
Взаимодействие и
Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку явлений, интересующих органы правосудия. Оценка может выражаться либо в психологической диагностике, квалификации исследованных фактических данных, либо в аргументированных суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим правоохранительные органы событиям. В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования провели и получили результаты, но и научно обосновать свои выводы.
Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, оценивают научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная работа, какие методы исследования применялись.
В уголовном процессе заключение
судебно-психологической
Таким образом, судебно-психологическая
экспертиза является важным средством
получения доказательств - фактических
данных о психологических
Заключение
По результатам проведенных исследований можно сказать следующее.
Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования.
В предмет судебно-
Объектами судебно-психологической
экспертизы служат источники информации
о психической деятельности человека
- результаты экспериментально-
Методы судебно-
К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии).
Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку явлений, интересующих органы правосудия. Оценка может выражаться либо в психологической диагностике, квалификации исследованных фактических данных, либо в аргументированных суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим правоохранительные органы событиям.
Список использованной литературы
1 Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 2005. –с.259
2 Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология: учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – с.351
3 Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Издательство: Норма, 2006. – с..205
4 Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.156
5 Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Просвещение, 2004. – с.247
6 Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 2005. –с.261-262
7 Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2003. – с. 365
Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе