Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«Южно-Уральский
государственный университет» ИОДО
Кафедра
управления и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: «Юридическая психология»
Тема:
«Судебно-психологическая экспертиза
в уголовном процессе»
Проверил(а)
____________ И.В. Брыкова
____________ 20__ г.
Выполнил(а)
студентка группы ИОДО –
308
____________ Л.А. Брухаль
____________ 20__ г.
Челябинск
2013
Содержание
Введение……………………………………………...……………………….3
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………...………..4
1
Понятие судебно-психологической экспертизы…………………………4
2
Компетенция судебно-психологической
экспертизы…………………...6
3
Основные направления судебно-психологической
экспертизы………...8
4
Проведение судебно-психологической экспертизы
и ее значение
е
в уголовном процессе……………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованной
литературы……………………………………14
Введение
Изучение следственной
и судебной практики показывает, что
в результате своевременного и обоснованного
применения специальных психологических
познаний и методов научной психологии,
позволяющих объективно устанавливать
причины и внутренние механизмы
конкретных поступков людей, вовлеченных
в сферу уголовного судопроизводства,
существенно расширяются возможности
доказывания многих фактов, необходимых
для правильного разрешения уголовных
дел. Основная форма использования
психологических познаний в современном
уголовном процессе – это судебно-
психологическая экспертиза. Она
способна оказывать значительную помощь
в решении вопросов о виновности
лиц, совершивших общественно опасные
деяния, квалификации преступлений, индивидуализации
ответственности.
Цель данной работы –
исследовать судебно-психологическую
экспертизу в российском уголовном
процессе с точки зрения современного
законодательства Российской Федерации.
В соответствии с определенной целью в
представленной работе были поставлены
и решены следующие задачи:
- исследовать понятие судебно-психологической экспертизы;
- изучить компетенцию судебно-психологической экспертизы;
- рассмотреть основные направления данной экспертизы;
- сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования
данной работы является судебно- психологическая
экспертиза. Предмет исследования – основные
аспекты проведения судебно-психологической
экспертизы в современном уголовном процессе.
Теоретической основой
работы выступили научные работы
российских авторов, рассматривающих
теоретические и практические аспекты
судебно-психологической экспертизы
в современном уголовном процессе.
Работа состоит из введения,
теоретической части и заключения,
включает список использованной литературы.
Данная работа изложена на 14 страницах,
для написания использовано 10 научных
источников.
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
1 Понятие судебно-психологической экспертизы
Судебно-психологическая
экспертиза является самостоятельным
видом судебной экспертизы, состоящим
в использовании специальных (профессиональных)
психологических познаний для установления
реальных обстоятельств, входящих в
процесс доказывания по уголовному
делу. Она имеет свой предмет, собственные
объекты и методы экспертного
исследования.
В предмет судебно-психологической
экспертизы входит обширный круг обстоятельств,
характеризующих субъективную сторону
совершенного деяния, наличие и пределы
осознания и руководства (управляемости)
своим поведением в уголовно релевантных
ситуациях, а также состояния
и свойства личности, значимые для
индивидуализации ответственности
и наказания.
Объектами судебно-психологической
экспертизы служат источники информации
о психической деятельности человека
- результаты экспериментально-психологического
обследования участников уголовного процесса
(обвиняемого, потерпевшего, свидетеля),
материалы уголовного дела, в т.ч.
протоколы допросов, письма и прочие
документы, поддающиеся психологической
экспертной оценке и имеющие уголовно
релевантное значение.1
Методы судебно-психологической
экспертизы в большинстве случаев
заимствуются из общей психологии,
однако некоторые из них специально
разрабатываются для целей соответствующей
экспертизы. Характерным является использование
в рамках конкретной судебно-психологической
экспертизы комплекса методов, так как
будучи взятыми по отдельности ни один
из них не может самостоятельно решить
поставленный перед экспертом вопрос.
Именно комплексность, обеспечивающая
многостороннее изучение психической
деятельности подэкспертного, является
важнейшей характеристикой методики любого
направления судебно-психологической
экспертизы.
Методологическую основу
судебно-психологической экспертизы
составляют общепсихологические научные
принципы: детерминизма, развития психики
человека в единстве его сознания
и деятельности, системности, что
предполагает изучение его психической
деятельности как единого целого.
Такой подход исключает изолированное
исследование отдельных проявлений
психики вне их связи с другими
психическими особенностями, свойствами
личности. При этом любое психическое
явление, свойство психики изучаются
с учетом воздействия на них, на сознание
человека социальной среды.
Методика проведения судебно-психологической
экспертизы в каждом конкретном случае
с учетом задач, выдвигаемых правоохранительными
органами, предполагает широкий выбор
различных методов исследования:2
- изучение материалов дела и документов, имеющих к нему отношение;
- ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;
- знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
- беседа с ним и другими участниками уголовного процесса;
- экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.
Методика судебно-психологической
экспертизы должна содержать также
методы, позволяющие получать данные
о динамике и содержании общего психического
развития испытуемого (о формировании
у него процессов познавательной
активности, адаптации к социальным
условиям, мотивации деятельности,
о выраженных чертах его характера,
особенностях эмоционально-волевой
сферы). С пониманием этого важного
положения следует подходить
представителям правоохранительных органов
к оценке любого заключения судебно-психологической
экспертизы. В противном случае следователь,
суд не в состоянии будут отличить
рассуждения, основанные на здравом
смысле специалиста в области
житейской, но не научной психологии.
2 Компетенция судебно-психологической
экспертизы
В целом компетенция
судебно-психологической экспертизы
определяется содержанием психологической
науки, ее прикладных отраслей (юридической,
медицинской, инженерной психологии и
т.п.). Поэтому в компетенцию судебно-психологической
экспертизы входят любые вопросы
психологического содержания, значимые
для доказывания или имеющие
непосредственное уголовно релевантное
значение, для решения которых
необходимы специальные профессиональные
познания в области научной психологии.
Это, прежде всего, исследование различных
проявлений психики, психических процессов,
эмоциональных состояний, индивидуально-психологических
особенностей психически здоровых лиц
(свидетелей, потерпевших, обвиняемых,
подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном
судопроизводстве, факторов психологического
воздействия на их поведение, на принятие
ими решений в различных конфликтных,
экстремальных ситуациях, ставших предметом
рассмотрения суда. При этом необходимо
иметь в виду, что жестко зафиксировать
все психологические вопросы, которые
могут возникать в связи с расследованием
конкретного уголовного дела, практически
невозможно.3
Также в компетенцию
экспертизы также входит изучение "психологического
содержания некоторых юридических
понятий, описывающих поведение
людей и его внутренние механизмы,
фиксирующих временные психические
состояния, изменения сознания под
влиянием различных факторов".
В частности, при расследовании,
рассмотрении уголовных дел в
суде к компетенции судебно-психологической
экспертизы следует отнести:4
- установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
- диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;
- исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к данной деятельности;
- выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
- установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение для уголовного, процесса.
Безусловно, очерченные выше
границы компетенции судебно-психологической
экспертизы имеют весьма подвижный
характер, поскольку с развитием
психологической науки расширяются
и возможности судебно-психологической
экспертизы. Кроме того, постоянно
совершенствуется российское законодательство,
а, следовательно, растут и потребности
судебной практики в решении новых
проблем психолого-правового характера.
Такая широкая компетенция
объясняется тем, что законодатель
достаточно смело использует данные психологии
для регламентации многих новых дефиниций,
норм и институтов уголовного права, применяя
непривычные для практики психологические
термины, воспринятые из психологической
науки. Так, в Уголовном кодексе РФ использованы
базовые для уголовной ответственности
наказания понятия, требующие психологического
анализа их содержания с учетом положений
общей и юридической психологии.
3 Основные направления судебно-психологической
экспертизы
Исходя из структуры
предмета общей психологии, изучающей
психические процессы, состояния, свойства
личности, а также из практики использования
судебно-психологической экспертизы
правоохранительными органами, выделяют
следующие направления судебно-психологической
экспертизы:5
1. Исследование личности
обвиняемого – в соответствии
с общими началами назначения
наказания понятие индивидуализации
охватывает в комплексе оценку
деяния, личности виновного, обстоятельств,
смягчающих и отягчающих ответственность.
Значимы здесь личностные особенности,
которые влияли на выбор и
реализацию противоправного варианта
поведения, затрудняли (облегчали
его), а равно сказывались на
отношении к содеянному.
2. Исследование психологических
мотивов конкретного преступного
поведения. Мотив - побуждение
к деятельности направленной
на удовлетворение потребностей
субъекта, предмет, ради которого
деятельность осуществляется. Уголовное
право для обозначения мотивов
поведения оперирует такими понятиями
- месть, корысть, ревность, хулиганские
побуждения и др. Некоторые эти
понятия могут включать в себя
различные психологические мотивы.
Исследование психологических мотивов
деяния углубляет познание юридически
значимых побуждений, лежащих в
основе правонарушения.
3. Диагностика аффекта
у обвиняемого в момент совершения
им преступления. Психологическая диагностика
аффекта у субъекта на момент совершения
инкриминируемых действий включает в
себя: а) ретроспективный анализ психического
состояния субъекта, его влияния на сознание
и деятельность; б) изучение индивидуально-психологических
особенностей подэкспертного, степени
его устойчивости к эмоциогенным ситуациям,
склонности к аккумуляции аффективных
переживаний; влияния возрастных особенностей;
временно ослабляющих организм факторов;
в) изучение и психологическую оценку
ситуации, в которой совершено преступление.
4. Диагностика эмоционального
состояния обвиняемого на момент
совершения преступления (помимо
аффекта), существенно влияющего
на способность правильно осознавать
явления действительности, содержание
конкретной ситуации и на способность
произвольно регулировать свое
поведение. К компетенции психолога в
таких случаях относится изучение психологических
обстоятельств, имеющих значение для установления
истины.