Структурно-динамические характеристики конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать до тех пор, пока существует взаимодействие людей между собой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………….4
Заключение ……………………………………………………….14
Список литературы………………………………………..……..15

Файлы: 1 файл

конфликтология наташа.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

5) объект конфликта  может быть явным и латентным.

Действия  участников конфликта

Структурным компонентом  конфликта, без которого он бы просто не мог существовать, являются также действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждает говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их взаимодействии. Вспомним классическое описание развития противоречия, принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую оно нападает, и вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция». Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.

Исход конфликта

Исход конфликта  как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конечном счете, определяющий его направленность.

В конфликтном  взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда они полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников ситуации.

 Структурные  характеристики конфликта, являясь  его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения, поэтому более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамических характеристик.

 К динамическим  же характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Описание данных характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким. Например, цели участников конфликта выступают, с одной стороны, в роли регуляторов взаимодействия, с другой же — являются характеристиками сторон конфликта, его структурных элементов.

Динамическим  характеристикам конфликта уделяется  основное внимание в работах по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Во всяком случае, вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем его структурные характеристики.

Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов). Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта требуются три совпадающих условия:

1) первый участник  сознательно и активно действует  в ущерб другому (физические  действия или информация);

2) второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

3) в связи  с этим оппонент предпринимает  ответные действия против первого  участника.

Если одна из сторон атакует, а вторая занимает пассивную  позицию, то конфликта нет. Если одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия, то конфликта также нет.

Окончание конфликта  может иметь различные формы  и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий.

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

1) возникновение  объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации)

2) осознание  ситуации как конфликтной

3) конфликтное  взаимодействие (или собственно  конфликт)

4) разрешение  конфликта

 Несмотря  на то, что данное представление  является едва ли не общепринятым, оно вызывает вопрос: когда же, собственно, возникает конфликт  и что считать его началом?  В отечественной литературе эта  проблема нашла свое отражение  в различении понятий конфликта и объективной конфликтной ситуации. В целом, анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие конфликтной ситуации, можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию.

Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации) Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречий между субъектами. Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Проблемная ситуация — наличие противоречия и положительное или нейтральное отношение оппонентов друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основной поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Проблемные ситуации, возникая ежедневно, часто существуют длительное время, не проявляя себя. Объективные  противоречия и ситуации создают  потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами.

Одно из условий  такого перехода — осознание объективной  проблемной ситуации.

Далее происходит осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие ситуации как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями оппонентов. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность сознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях оппонентов. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои позиции и интересы, фиксируют позиции. Одним словом, присутствует диалог.

Возникновение предконфликтной ситуации. Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения, готовностью противодействовать.

Конфликтность ситуации воспринимается как наличие  угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-либо общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза, а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является пусковым механизмом конфликтного поведения.

Конфликтное взаимодействие (или  собственно конфликт). Он включает инцидент, эскалацию, сбалансированное противодействие, завершение. Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, появление негативного отношения к другому, негативных эмоций, формирование образа врага. Преобладает мотивация на себя. Эмоции доминируют в поведении и манерах общения. В результате стресса все ресурсы мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Инцидент — первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе — борьба накаляет эмоции — эмоции увеличивают ошибки восприятия — это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название эскалации конфликта.

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Это прогрессирующее по времени обострение конфликта, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация характеризуется:

  • сужением когнитивной сферы в поведении и деятельности, переходом к более примитивным формам отражения действительности;
  • вытеснением адекватного восприятия другого образом врага;
  • ростом эмоционального напряжения;
  • переходом от аргументов к претензиям и личным выпадам;
  • ростом иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризацией.

Если в предконфликтной  ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта — введение в «бой» последнего из аргументов — насилие.

Потеря первоначального  предмета разногласий заключается  в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает  в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет  конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым и живет по своим законам.

Расширение границ конфликта — переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения.

Увеличение числа  участников, преобразование межличностного конфликта в межгрупповой меняет характер конфликта.

По мере обострения конфликта происходит регрессия  сознательной сферы психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном  и подсознательном уровнях психической  деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап — собственно начало эскалации. Все надежды сосредотачиваются на действии, заменяющем бесплодные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость, личность противника оказывается в центре внимания. На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6—8 лет. У человека еще присутствует образ «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т.е. все, что «не Я» или «не МЫ», является плохим, и поэтому отвергается.

На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их, глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

Информация о работе Структурно-динамические характеристики конфликта