Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Половые различия по психологическим характеристикам, их

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования ндивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного следования индивидуальности, считал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Его книга „Человек как предмет познания", опубликованная в 969 г., посвящена теоретическому обоснованию синтетического или комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.

Оглавление

I. Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности 3
1.1 ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 7
1.2 СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДВИДУАЛЬНОСТИ 9
1.3 Выводы 12

II. Половые различия по психологическим характеристикам, их причина
2.1 Половые различия 14
2.2 Психологические характеристики различающиеся у женщин и мужчин 14
2.3 Причины половых различий в психологических
характеристиках 16
Использованная литература 22

Файлы: 1 файл

Дифференциальная психология 1.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

В первые годы оба элемента, необходимые для развития половых  ролей (представление о том, какой  у тебя пол, и представление о  половых стереотипах), крайне не устойчивы. Так, в 3 года девочка уже знает, что  она девочка, но, вместе с тем, она может считать, что, если ей поменять имя на мальчишеское, коротко подстричь и одеть в брюки, то она через какое-то время превратится в мальчика. Когда ребенок усваивает тот факт, что его пол неизменен, он начинает активно искать и усваивать образцы поведения, соответствующие его полу.

В более старшем возрасте половая идентификация, сложившаяся  в результате когнитивной активности ребенка, способствует возникновению  половых различий в мотивах поведения  и в ценностях.

Теория поло-ролевой схематизации предполагает, что в основе половых различий лежат разные схемы поведения, которые структурируют знания ребенка о мире и управляют его поведением. Понятие „схема" можно объяснить как совокупность обобщенных представлений, роль которых заключается в том, чтобы создать определенную точку зрения при восприятии окружающего нас мира. Благодаря схемам, мы можем отнести воспринимаемые нами явления к определенным классам.

На основании того, что говорят и делают окружающие люди, ребенок усваивает, что все люди делятся на две большие категории - на женщин и мужчин. Дальше, по мере того как ребенок взрослеет, он обучается тому, что понимается под „мужским" и „женским" поведением, что значит быть мужчиной или женщиной в данном обществе.

При формировании половых различий, согласно теории схематизации, большую роль играют и социальное обучение, и собственное представление ребенка о том, как он должен себя вести. Мальчик старается не плакать не только потому, что это не поощряется окружающими и ему говорили, что „плачут только девчонки". Он сам считает, что „мальчики не плачут" и старается соответствовать этому образцу поведения. Судя по экспериментальным данным, при формировании половых различий участвуют механизмы, описанные во всех четырех теориях. Социальное научение, имитация, когнитивное усвоение адекватного поло-ролевого поведения и создание поло-ролевых схем - описывают разные стороны в процессе возникновения половых различий. Они же усиливают, как было показано на примере агрессии, биологически обусловленные половые различия.

Все четыре теории ориентированы  на объяснение того, как формируется  поло-ролевая идентификация. Это  определяет их интерес к ранним возрастным периодам. Теория социального научения не выходит за пределы подросткового  возраста. Три другие ограничиваются более младшим возрастом и рассматривают первые 6-7 лет жизни. Все они, таким образом, стремятся описать онтогенетическую базу половых различий. Что происходит в более старшем возрасте - в их рамках не исследуется. Делаются лишь прогнозы: описывается в самом общем виде, что именно, согласно представлениям этих теорий, может произойти с половыми различиями в дальнейшем, как на основании той базы, которую представляют собой половые различия детей, будут формироваться половые различия в самых разных особенностях поведения взрослого человека.

Изучение социальных влияний на половые различия имеет  еще один важный аспект - изменение  половых различий как следствие  общественных изменений.

В ряде исследований получены данные, позволяющие проследить изменение различных психологических характеристик с течением времени. Так, Д. Фейнголд проанализировал результаты выполнения психологических тестов старшеклассниками с 1947 по 1980 год (Feingold D.A., 1988). Как выяснилось, за эти три десятилетия половые различия по всем психологическим характеристикам уменьшились. Обобщение данных разных исследований, проведенных за последние 20 лет, дало аналогичные результаты: мальчики и девочки из года в год становятся все более похожими по вербальным характеристикам и по математическим способностям (Hyde J.C., Linn М.С., 1988).

Анализ изменений, произошедших в обществе за это же время, обнаруживает изменение установок на образование  и у детей, и у их родителей. В частности, девочки начинают все  больше интересоваться математикой, а их родители все реже рассматривают технические специальности как непригодные для женщин.

Уменьшение половых  различий, происходящее параллельно  изменениям в обществе, недвусмысленно указывает на то, что в прошлом  эти различия являлись скорее результатом особенностей обучения и больше были связаны со стереотипами полового поведения, чем с „биологической" приспособленностью мужчин и женщин к тому или иному виду деятельности. Взрослея, человек вступает в общество со сформированными представлениями о том, что должны и чего не должны делать мужчины чего женщины. Во всех существующих на земле обществах существует половое разделение ролей и многочисленные стереотипы относительно мужского и женского поведения. Являясь следствием исторически сложившихся отношений, они влияют на реальное поведение людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

 

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. – М.: Апрель-Пресс, 2001. – 745 с.
  2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. – М., 1986
  3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993
  4. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997
  5. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1968.
  6. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. – М., 2003



Информация о работе Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Половые различия по психологическим характеристикам, их