Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:34, реферат
Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования ндивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного следования индивидуальности, считал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Его книга „Человек как предмет познания", опубликованная в 969 г., посвящена теоретическому обоснованию синтетического или комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.
I. Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности 3
1.1 ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 7
1.2 СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДВИДУАЛЬНОСТИ 9
1.3 Выводы 12
II. Половые различия по психологическим характеристикам, их причина
2.1 Половые различия 14
2.2 Психологические характеристики различающиеся у женщин и мужчин 14
2.3 Причины половых различий в психологических
характеристиках 16
Использованная литература 22
Автономная некоммерческая образовательная
организация высшего профессионального образования
Факультет психологии
Заочное отделение
Реферат
по предмету: Дифференциальная психология
I тема: Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности.
II тема: Половые различия по психологическим характеристикам, их причина.
Студентка 5 курса
Ларина Е. С.
Преподаватель:
кандидат психологических наук, доцент Д.Н. Чернов
Москва 2012 г.
Содержание:
характеристиках
Использованная литература
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ В КОМПЛЕКСНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования ндивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного следования индивидуальности, считал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Его книга „Человек как предмет познания", опубликованная в 969 г., посвящена теоретическому обоснованию синтетического или комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.
Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой, - свойства субъекта деятельности и свойства личности (Ананьев Б.Г., 1969, 1977).
Индивидные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу (половым диморфизмом) и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.
Первая группа
этих характеристик связана
Во вторую группу свойств входят индивидуально-типические свойства: особенности телосложения, биохимические свойства (гуморальные и эндокринные) и нейродинамические свойства. Их название индивидуально-типические являются отражением истории изучения этих свойств: все они изначально исследовались в рамках типологических концепций.
Половые, возрастные
и индивидуально-типические свойства
являются первичными индивидными свойствами
и образуют трехмерное пространство,
в котором формируются
Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки (на основе которых формируются различные склонности и способности) и темперамент.
Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Так, в познавательной сфере человека показателями свойств человека как субъекта деятельности являются особенности внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией этих свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человека являются способности).
Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, связаны со статусом социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные и образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств, т.е. еще более высокий уровень в иерархии свойств личности, образует характер человека и его склонности.
Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б.Г. Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему „закрытую", замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)" (Б.Г. Ананьев, 1969. с. 327).
Таким образом, индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид —> личность, субъект деятельности —> индивидуальность.
Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.
Для того чтобы понять на операциональном уровне, в чем отличие такой структуры индивидуальности от эмпирических структур (в частности, от описанной в этой главе многофакторной системы индивидуальности Пауэлла и Ройса), рассмотрим, в чем заключается исследование индивидуальных различий, организованное в соответствии с данными теоретическими взглядами. Поскольку под руководством Ананьева такие исследования реально проводились, план такого исследования " здесь и будет описан (Палей И.М., 1978).
1. Прежде всего,
такое исследование должно
Учет этих принципов предполагает лонгитюдную организацию исследования - группа испытуемых, включенная в исследование, должна прослеживаться на протяжении некоторого периода времени, в течение которого она будет неоднократно обследоваться - результаты исследования должны давать информацию о динамике изменения психологических особенностей во времени.
В этом состоит первое отличие от многофакторных систем: теоретически они тоже признают изменения в структуре свойств индивидуальности, происходящее в процессе развития, но развитие в них не рассматривается как суть живой системы. Из-за этого многофакторные системы скорее статичны, чем динамичны.
2. На первом этапе комплексного исследования необходимо отобрать психологические характеристики. Они должны представлять все теоретически выделенные уровни этой иерархической системы, т.е. они должны включать в себя первичные и вторичные индивидные свойства, а также свойства человека как субъекта деятельности и свойства личности. И в этом заключается отличие от чисто эмпирических исследований: в данном случае свойства отбираются на основании гипотезы о структуре свойств индивидуальности. В эмпирических исследованиях отбор свойств не направляется отчетливыми теоретическими представлениями.
3. При получении в экспериментальном исследовании связей между различными характеристиками, анализ структуры этих связей должен проводиться с точки зрения различных критериев: они могут связывать свойства одного уровня или свойства, относящиеся к разным уровням; у них может быть разное направление (от части к целому или от целого к части), они могут быть разного типа - функциональные, причинно-следственные и т.д.
Естественно задать вопрос, каким образом можно сделать вывод о направлении влияния или о причинно-следственных отношениях между психологическими свойствами на основании, например, корреляционных связей, которые дают информацию исключительно о мере связи и ни о чем больше. Оказывается такие возможности в некоторых случаях существуют.
Во-первых, если перед началом исследования постулируется определенная структура психологических характеристик, то при анализе связей в качестве гипотезы (только как гипотезы!) правомерно высказать предположение, например, о направлении связей.
Во-вторых, структуры связей могут быть проанализированы с точки зрения анализа путей. Это позволит уже вполне обоснованно, не гипотетически провести качественный анализ взаимосвязей между переменными.
В-третьих, лонгитюдный метод проведения эксперимента позволяет провести межвозрастные сопоставления - сравнить предшествующие и последующие стадии развития. И эти связи вполне правомерно интерпретировать с точки зрения их содержания (например, как причинно-следственные отношения).
Качественный
анализ связей позволяет сделать
содержательные выводы. Они не сводятся
к тому, что индивидуальные различия,
полученные по двум психологическим
характеристикам ковариируют
4. Последняя
стадия исследования включает
в себя анализ
В многофакторных системах уровень индивидуальности не является предметом непосредственного экспериментального анализа. Для понимания индивидуальности не собираются дополнительные данные, придающие определенный ракурс рассмотрения всех остальных психологических характеристик. Вывод об индивидуальном своеобразии каждого человека делается на основании суммирования данных, полученных при исследовании систем и подсистем структуры, т.е. при построении индивидуальных профилей.
В целом, главное отличие комплексного подхода к исследованию структуры индивидуальности от построения многофакторных систем состоит в том, что он стремится определить роль в структуре индивидуальности содержательно различающихся психологических свойств.
1.1 ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Работы другого направления исследования индивидуальных различий и структуры индивидуальности, проводившиеся под руководством В-С. Мерлина, также основаны на выделении природных и социально Детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы выяснить особенности связей между одноуровневыми свойствами (принадлежащими к одному уровню в системе свойств индивидуальности) Между разноуровневыми свойствами (B.C. Мерлин, 1976,1986).
В. С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности к этим уровням относятся: 1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства.
Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях (принадлежностью к этнической группе, классу и т.д.).