Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Половые различия по психологическим характеристикам, их

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования ндивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного следования индивидуальности, считал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Его книга „Человек как предмет познания", опубликованная в 969 г., посвящена теоретическому обоснованию синтетического или комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.

Оглавление

I. Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности 3
1.1 ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 7
1.2 СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДВИДУАЛЬНОСТИ 9
1.3 Выводы 12

II. Половые различия по психологическим характеристикам, их причина
2.1 Половые различия 14
2.2 Психологические характеристики различающиеся у женщин и мужчин 14
2.3 Причины половых различий в психологических
характеристиках 16
Использованная литература 22

Файлы: 1 файл

Дифференциальная психология 1.doc

— 226.00 Кб (Скачать)
  1. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. Различия между мальчиками и девочками появляются в подростковом возрасте, увеличиваются с годами и достигают во взрослом 
    возрасте 0,4 стандартного отклонения.
  2. Мальчики превосходят девочек по математическим способностям. 
    В раннем детстве и в первых классах школы различия не обнаруживаются. Начиная с 12-13 лет, различия между мальчиками и девочками 
    начинают увеличиваться, но оценить величину этих различий трудно, 
    поскольку данные исследований довольно противоречивы в оценке 
    величины этих различий.
  3. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Различия обнаруживаются с двух лет, т.е. тогда, когда они еще не могут быть результатом 
    особенностей социализации мальчиков. Различия касаются разных 
    проявлений агрессивности - агрессивных фантазий, вербальных про 
    явлений агрессии, физической агрессии - и неизменно обнаруживаются при сравнении разных культур.

Кроме этих, отчетливо  выявленных половых различий, есть некоторые свидетельства в пользу того, что еще некоторые характеристики не совсем одинаково проявляются у мужчин и женщин. Однако эти свидетельства не слишком надежны - либо слишком мало работ для того, чтобы что-нибудь уверенно утверждать, либо есть серьезные противоречия в результатах разных исследований. Тем не менее, по некоторым данным можно говорить о большей тревожности девочек и об их меньшей независимости. Мальчики, возможно, более активны, любят соревнования с окружающими, а мужчины - более доминантны.

Никаких других психологических характеристик, достоверно различающихся у девочек и мальчиков, у мужчин и женщин, обнаружено не было. Означает ли это, что этим коротким списком исчерпываются все половые различия в психологических характеристиках? Оказывается, нет.

Названные здесь  характеристики имеют устойчивые половые различия. Они кроссситуативны, т.е. проявляются в разных ситуациях," характеризуют, в среднем, разные группы мужчин и женщин, независимо от их профессионального статуса, уровня образования и всех других свойств. Но во многих случаях половые различия оказываются сцепленными с другими особенностями, и поэтому их исследование дают разные результаты на разных выборках испытуемых.

Так, при исследовании конформности (склонности соглашаться с окружающими) было обнаружено, что наименее конформными оказываются женщины, имеющие высшее образование. Женщины же с низким уровнем образования, проявляют наибольшую склонность подчиняться мнению окружающих. Мужчины оказываются более конформными, чем женщины с высшим образованием, и менее конформными, чем женщины, не имеющие высшего образования. Таким образом, уровень конформности женщин образует полюса на континууме этого свойства. А уровень конформности мужчин располагается в центре этого континуума.

Какие результаты были бы получены при изучении половых различий в конформности, если бы не учитывалось образование? В зависимости от состава испытуемых в экспериментальной выборке можно было бы получить все возможные варианты - отсутствие половых различий, большую конформность мужчин или большую конформность женщин.

Такое дифференцированное проявление половых различий в зависимости от других особенностей и образует то многообразие половых различий, которое мы видим в реальной жизни и которое в значительной степени приводит к противоречивости и неоднозначности результатов исследований, рассматривающих пол как единственное основание для классификации (когда группы выделяются по половому признаку без учета каких бы то ни было других особенностей человека).

На основании  всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Во-первых, половые различия в психологических проявлениях действительно существуют. Во-вторых, некоторые из этих различий обнаруживаются явно в разных ситуациях и в разных группах мужчин и женщин. В-третьих, другие различия обнаружить довольно трудно, и при простом сопоставлении мужчин и женщин они не выявляются. В этом случае недостаточно спросить: „Чем отличаются мужчины от женщин?". Такой вопрос, как теперь уже понятно, рождает встречный: „Какие мужчины и от каких женщин?"

 

    1. ПРИЧИНЫ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ

 

Формирование половых  различий включает в себя действие как биологических, так и социальных факторов.

Изначально биологический  пол человека определяется его хромосомным  набором. Все люди имеют 23 пары хромосом. Одну хромосому в каждой паре они получают от матери, вторую от отца. Двадцать третья пара хромосом определяет пол человека. Две X хромосомы (XX) соответствуют женскому полу, а сочетание XY - мужскому. Иначе говоря, уже с самого начала, с момента оплодотворения яйцеклетки, создаются условия для половой дифференцировки - для разделения x u y мужской и женский пол. Набор хромосом определяет зародышевые гонады (половые железы), которые выделяют гормоны. В зависимости от того, какие ферменты производят эти гормоны и от восприимчивости, тканей к этим ферментам, формируются гениталии. Таким образом развитие биологического пола представляет собой сложный процесс' требующий наличия определенного хромосомного набора, выделения определенных гормонов, активности ферментов и чувствительности тканей к этим ферментам.

После рождения человека влияние биологических  факторов на половые различия не прекращается. Биологические факторы определяют, в частности, различия в скорости развития разных функций и систем организма у мальчиков и девочек и особенно отчетливо проявляют себя в период полового созревания, когда формируются вторичные половые признаки.

Но как  бы ни были важны биологические факторы, формирование половых различий к ним не сводится. Рождаясь, человек попадает в общество со сложившимися представлениями о том, как надо воспитывать мальчиков и как надо воспитывать девочек, какое поведение тех и других является „нормальным" и социально одобряемым, что позволено одним и что совершенно недопустимо для других. Общество предоставляет разные возможности мужчинам и женщинам и предъявляет им разные требования. Все это формирует социальный пол человека или его поло-ролевую идентификацию (соответствие его образа Я и поведения в разных ситуациях тому полу, к которому он принадлежит).

Совместное  действие социальных и биологических  факторов в определении психологического пола человека и в определении половых различий по тем особенностям, которые наблюдаются в реальном поведении, было схематически изображено американским исследователем Дж. Мани и представлено здесь на рисунке 21.

Результаты  действия биологических факторов могут  варьировать, в зависимости от различных внешних и внутренних причин. Так, например, если беременная женщина вынуждена по каким-то причинам принимать гормоны, эмбриональное развитие ребенка и, в частности, формирование его пола, может нарушиться. Однако, несмотря на возможную вариативность, развитие биологического пола является процессом, в значительной степени „запрограммированным".

Механизмы и  закономерности формирования психологического пола, на первый взгляд, производят впечатление вторичных, производных от биологических. Кажется, что девочкам „свойственно" играть в куклы, потому что природа готовит их к материнской роли, а мальчикам „свойственно" быть активными и агрессивными, потому что самой природой им предписано завоевывать в борьбе с соперниками свою спутницу жизни и создавать условия для выживания своего потомства.

На таких  рассуждениях основаны многие биологические  концепции, пытающиеся объяснить половые различия в психологических функциях. Так, лучшее развитие вербальных способностей у женщин связывают с тем, что у женщин существуют более тесные контакты с детьми, чем у мужчин: социализация детей является функцией женщины, и именно поэтому женщине требуется высокое развитие способностей, позволяющих эту функцию осуществлять.

 

 



 

Рис. 21. Пути формирования половой идентификации (приводится по Р. Левонтину, 1993)

Благодаря этому  превосходство женщин в вербальных функциях и закрепилось эволюционно. Преимущество мужчин в пространственных способностях объясняется тем, чт0 они в процессе эволюции человеческого вида были больше связаны с „освоением территории", чем женщины (Gray, Buffery, 1971).

Биологические концепции половых различий в  психологических характеристиках основываются на двух утверждениях. Во-первых, половые различия появляются в раннем детстве, когда они еще не могут быть результатом внешних воздействий (воспитания), и, во-вторых, половые различия по одним и тем же психологическим характеристикам проявляются в разных культурах, и эта их всеобщность не может не быть следствием их биологической первопричины. Относительно первого утверждения можно сказать, что оно ошибочно.

С констатирующей частью второго утверждения нельзя не согласиться: действительно половые различия в ряде психологических характеристик надежно обнаруживаются в разных культурах. Но свидетельствует ли это о роли биологических детерминант или о сходстве условий развития в разных обществах - сказать трудно, и нет никаких оснований отдавать предпочтение одному из вариантов интерпретации (биологическому или социальному).

Экспериментальные доказательства биологических источников половых различий в психологических характеристиках оказываются малоубедительными. Они надежно подтверждают существование биологических детерминант половых различий только по одной характеристике - по агрессивности. Уровень агрессивности связывают с действием одного вида гормонов (андрогенов). Более агрессивные мужчины и те женщины, которые имеют более высокий уровень маскулинности (т.е. демонстрирующие более мужской тип поведения в самых разных ситуациях и, в частности, более высокую агрессивность, чем средние женщины) имеют и более высокий уровень андрогенов (Young et al., 1964).

Вместе с  тем, существуют поразительные свидетельства  силы влияния социальных факторов на формирование половых различий. В психологии описан ряд случаев, когда у мальчиков из-за повреждения половых органов был хирургически изменен пол. Они воспитывались как девочки, считали себя девочками и уже в раннем дошкольном возрасте демонстрировали поведение, свойственное девочкам - играли в куклы, выбирали игрушки, которые обычно выбирают девочки, предпочитали общество девочек играм с мальчиками, решительно отказывались надевать мальчишескую одежду.

Социальное  воздействие на половые различия может осуществляться разными путями. Существует четыре основных теории, объясняющий развитие полоролевой идентификации у ребенка. Схематически они представлены в таблице 13.

Теория  социального обучения предполагает, что одни и те же типы поведения по-разному подкрепляются у мальчиков и девочек. В обществе существует представление о том, какими должны быть мальчики и девочки и, соответственно этому, девочки, например, чаще получают одобрение окружающих, если ведут себя пассивно, а мальчики - если проявляют активность и независимость. Есть ряд доказательств того, что у мальчиков некоторые формы агрессивности (наиболее „биологической" черты) активно поддерживается окружающими. Девочки могут проявлять свою враждебность, но не должны драться. Мальчикам чаше, чем девочкам говорят: „Дай сдачи," - и не одобряют, если они не могут сами справиться с обидчиком.

 



Основные  теории формирования половых различий

 

 

 

Теория социального обучения

Поощрение и наказание                  поло-ролевое Наблюдение за поведением   —>      поведение других и имитация

Теория идентификации

Бессознательная идентификация  с родителем своего пола—> имитация—>поло-ролевое поведение

Когнитивная теория

Определение ребенком своего пола—> —>предпочтение деятельности, соответствующей своему полу, и предметов, связываемых в сознании ребенка со своим полом—>поло-ролевое поведение

Теория схематизации

Представления о половых  различиях, существующие в обществе—>поло-ролевое поведение


 

 

Согласно  теории социального научения, представления о ролях, сложившиеся у детей в раннем детстве, имеют тенденцию определять поведение в самых разных ситуациях и в более старшем возрасте: например, женщины будучи более пассивными в результате своей социализации, менее ориентированы на достижения в профессиональной деятельности, чем более активные мужчины.

Теория идентификации утверждает, что половые различия возникают благодаря имитации поведения родителей - дети наблюдают за родителями и моделируют их поведение. Эта теория основывается на психоаналитических представлениях об идентификации: в основе идентификации мальчиков с отцами лежит бессознательный страх перед сильной и обладающей бесконечной властью фигурой отца. Преодоление этого страха осуществляется, благодаря идентификации, т.е. объединения себя с тем, кто гораздо сильнее и могущественнее. Девочки же идентифицируются с матерями из бессознательного страха потери любви. Идентификация с родителями именно своего пола и приводит к Половым различиям в поведении детей.

При анализе механизмов, описываемых теорией идентификации, необходимо помнить, что речь в них идет о формировании полоролевых представлений у детей дошкольного возраста.

Когнитивная теория полового развития отводит родителям меньшую  роль в формировании половых различий и полагает, что принятие ребенком половой роли является следствием развития его представлений о половых различиях (когнитивного усвоения этих представлений). Ребенка называют мальчиком, и это приводит к тому, что он сам начинает считать себя мальчиком. Усваивая половые стереотипы, которые он видит в окружающем его мире и которые доступны для его понимания (девочки играют в куклы, а мальчики - в машинки; девочки носят платья, а мальчики - брюки), ребенок начинает относить эти стереотипы к себе, и именно это и формирует раннюю (детскую) поло-ролевую идентификацию.

Информация о работе Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Половые различия по психологическим характеристикам, их