Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:15, доклад
Под стилем руководства в социалистической психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.
— устраивают обструкцию, постоянно конфликтуют с тренером, ищут поддержки у товарищей, пагубно действуя на единство команды;
— после нескольких конфликтов с тренером и отсутствия поддержки товарищей покидают команду.
Но бывает и более сложная форма поведения спортсмена в подобной ситуации, когда, внешне подчиняясь требованиям тренера, он на самом деле лишь «обозначает» свои усилия на занятиях. В результате уже первые курсовки или контрольные старты обнаруживают значительные пробелы в его подготовке. И тогда либо тренер преодолевает сопротивление спортсмена, вынуждая его подчиниться своим требованиям, либо возникший конфликт переходит в разрыв отношений.
Определенная связь
Профессия тренера, как и всякая другая, требует определенных способностей. При постоянном совершенствовании они достигают такого уровня развития, что о тренере говорят: он талантлив. Несмотря на небольшой стаж работы, он отличается от своих коллег высоким профессионализмом и умением установить оптимальные взаимоотношения со своими учениками. Однако в большинстве своем начинающий тренер имеет массу трудностей профессионального и социально-психологического порядка.
Не анализируя первых, следует
остановиться на социально-психологических
трудностях. Тренер, не имеющий большого
опыта работы, не всегда правильно
выбирает форму общения и стиль
руководства отдельным
Противоположная форма общения тренера со спортсменами характеризуется отсутствуем всякой субординации и официальности. Такой тренер принимает на себя роль рядового члена коллектива. Не чувствуя грани между позициями, занимаемыми им и спортсменами, он теряет авторитет и уважение в глазах своих учеников. Естественно, такое «руководство» пагубно сказывается на социально-психологическом климате команды, на отношении спортсменов к своей деятельности.
Описанные методы руководства
являются крайними его формами и
абсолютно неприемлемы для
Особое место среди объективных факторов, оказывающих воздействие на выбор тренером стиля руководства, занимает1 уровень дисциплины и организованности членов команды. Спортивная команда как коллектив в своем поступательном движении проходит различные этапы развития, от диффузной, неорганизованной группы до дисциплинированного, строго структурированного коллектива.
Практика показывает, что вновь созданная команда пли группа, как правило, демонстрирует слабую дисциплину и организованность. Некоторые ее члены выделяются низкой культурой поведения, нарушением общепринятых норм. Эффективное решение такими командами каких-либо задач невозможно. Для сохранения и укрепления структурных связей членов группы и достижения определенных целей тренер обязан добиться дисциплины, исполнительности и организованности от своих учеников с помощью прежде всего высокой требовательности и контроля, сопровождающихся определенными санкциями. Иными словами, для наведения порядка тренеру необходимо прибегнуть к авторитарным методам руководства.
Из числа педагогических
методов не могут быть исключены
приказы, ультиматумы и даже наказания.
Они будут методами воспитания, пока
существует сам процесс воспитания.
Разумность, своевременность и длительность
их применения — вот что должно
стать предметом раздумий. Конечно,
наказание — это крайний
Ультиматумы нередко бывают
эффективны там, где тренеру длительное
время не удается добиться исполнения
своих требований. Поставив вопрос,
как говорят, «ребром», «или—или», тренер
демонстрирует твердость своего
характера, непримиримость с негативным
поведением ученика. Полезность этого
метода воздействия не раз была проверена
тренерами в борьбе с такой, к
примеру, вредной привычкой своих
учеников, как курение, когда убеждения
и беседы о вредности никотина
не приводили к желаемому
Среди объективных факторов, влияющих на стиль руководства, не последнее место занимают характер тренировочной нагрузки и масштаб соревнований.
Известно, что максимальные тренировочные нагрузки, ответственные соревнования требуют больших эмоциональных затрат и психической энергии. Конец соревновательного сезона обычно характеризуется не только физической, но и психической усталостью, проявляющейся в пресыщенности основной деятельностью и общением, в легкой ранимости и обидчивости, быстрой перемене настроения и т. д. Такому же воздействию подвергается и психика тренера. Психологическая напряженность спортсменов и их наставников несет реальную угрозу нарушения принятой формы общения и сложившегося стиля руководства.
Состояние истощенности нервной
системы, сопровождающееся бурным, неадекватным
реагированием на раздражители или
полным безразличием и апатией ко
всему, предъявляет особые требования
к методам руководства. Опытные
и педагогически грамотные
Иногда в условиях сборов,
ограниченного пространства и круга
лиц у спортсменов возникает
ярко выраженная пресыщенность общения
с тренером. Негативную реакцию вызывает
все: голос, команды, поведение, привычки.
В таких случаях малейшие «перегибы»
в руководстве чреваты
Результат выступления в соревнованиях играет немаловажную роль в том, какую впоследствии форму общения и руководства выберет тренер. Неудачное выступление— это всегда психическая травма и для спортсмена, и для его наставника. Каждый из них по-разному переживает и ведет себя в этой ситуации. Существует множество оттенков поведения спортсменов и тренеров после неудачных выступлений. Один из них — когда спортсмен или команда бывают подавлены проигрышем, а тренер — раздраженно деятелен, многословен, критичен, склонен к принятию самых неожиданных решений. Деловой разбор стратегических действий спортсменов он подменяет разносом, криками, оскорблениями и унижениями. Нет сомнения, что такая форма общения со спортсменами, находящимися в тяжелом психическом состоянии, приведет к конфликту. Тренеру необходимо учиться владеть своими эмоциями, так как это единственный путь к сохранению авторитета, симпатий и уважения к себе.
Анализируя зависимость
стиля руководства от объективных
факторов, нельзя не остановиться на таком
факторе, как половое различие спортсменов
и тренеров, влияние которого очевидно.
Практика знает немало примеров, когда
тренер-мужчина прекрасно
Среди известных специалистов можно назвать В. Растороцкого, воспитавшего Л. Турищеву, Н. Шапошникову, Н. Юрченко; Р. Кныша, давшего советской гимнастике О. Корбут, Е. Волчецкую, Т. Алексееву; И. Турчина — тренера женской гандбольной команды «Спартак»; Р. Баранову, воспитавшую известных прыгунов в воду В. Алейника, Ю. Зеленина, А. Демуру; В. Смелову, вырастившую двух олимпийских чемпионов по плаванию — С. Фесенко и А. Сидоренко. Список этот можно было бы продолжить.
Какова же психологическая причина в этих далеко не случайных примерах? Почему, работая только со спортсменами противоположного пола, некоторая часть тренеров добивается наиболее значительных успехов?
Логика психологии и педагогики
подсказывает, что тренер-мужчина, работая
с «братьями» по полу, казалось бы, должен
лучше понять их характер и мотивы
поведения, чем женщина; ему ближе
мужские проблемы и потребности;
наконец, в общении с мужчинами
ему проще. Однако удовлетворения и
высокой эффективности в работе
многие тренеры-мужчины добиваются
занимаясь только со спортсменками.
Что это? Стремление к прекрасному,
которое в таких видах спорта,
как гимнастика, достигает своего
совершенства в исполнении девушек?
Или этих тренеров привлекают более
выраженные, чем у мужчин, покладистость
характера, послушание, позволяющие
затрачивать меньше усилий на руководство
и подчинение своей воле? А может,
причина в том, что женский
коллектив способен быстрее увлечься
и вдохновиться новыми идеями, открывающимися
перспективами и возможностью достигнуть
высоких результатов? Для честолюбивого
тренера, формирующего своих единомышленников,
людей, способных пойти за ним
и выполнять его требования,—
это немаловажный фактор. Если это
справедливо для тренеров-
Отсутствие глубоких исследований, выявляющих психологическую природу умения работать только со спортсменами определенного пола, не позволяет уверенно говорить о каких-то закономерностях и тем более давать рекомендации.
Ясно лишь одно: проблема эта абсолютно не изучена и результаты будущих исследований в этом направлении помогут избежать ошибок в профессиональной ориентации тренеров. Разработанные критерии оценок позволят обоснованно сказать, что тот или иной тренер является, например, чисто детским тренером, женским или способным работать только с мужчинами, т. е. сказать, что личностные качества такого педагога, его поведение, умение строить взаимоотношения наиболее полно могут раскрыться только в работе с определенным контингентом,
III.2.3. Влияние стиля руководства на межличностные отношения
Влияние стиля руководства
на различные аспекты
Даже не останавливаясь на таких факторах, как мировоззрение и система ценностей тренера, цели и задачи, способы их достижения, а рассматривая только методы управления, можно обнаружить четкую зависимость между изменениями в поведении спортсмена и стилем руководства. Эти изменения происходят в результате различного восприятия форм и методов руководства. Спортсмены могут:
— воспринимать безоговорочно все методы и формы руководства тренера;
— воспринимать методы и
формы руководства после
— сначала принимать стиль руководства, затем становиться его рьяным противником;
— с самого начала отвергать методы и формы руководства тренера.
Каждый вид восприятия
характеризуется своеобразием в
развитии личности и формировании поведения
спортсмена. Наши исследования показали,
что при директивных методах
руководства благополучие в росте
спортивного мастерства сопровождается
изъянами в развитии личности и формировании
социально-психологического климата.
Если при демократическом стиле
личность спортсмена характеризуется
открытостью и
«Авторитарный подход к воспитанию и обучению... порождает неадекватную самооценку учащихся, задерживает становление коллективистических тенденций, прививает культ силы, формирует невротиков... неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми».
Спортсмены же, стремящиеся
к самостоятельности в
Попытки авторитарно руководить спортсменами, достигшими высокого мастерства, встречаются с силой их «я», уверенностью в себе, самостоятельностью суждений в оценке людей и событий, острой реакцией на попытку их унизить, подвергнуть критике в "присутствии партнеров или противников.