Стиль руководства спортивной командой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:15, доклад

Краткое описание

Под стилем руководства в социалистической психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.

Файлы: 1 файл

стили рук теренар.docx

— 49.16 Кб (Скачать)

 

— устраивают обструкцию, постоянно  конфликтуют с тренером, ищут поддержки  у товарищей, пагубно действуя на единство команды;

— после нескольких конфликтов с тренером и отсутствия поддержки товарищей покидают команду.

Но бывает и более сложная  форма поведения спортсмена в  подобной ситуации, когда, внешне подчиняясь требованиям тренера, он на самом  деле лишь «обозначает» свои усилия на занятиях. В результате уже первые курсовки или контрольные старты обнаруживают значительные пробелы  в его подготовке. И тогда либо тренер преодолевает сопротивление  спортсмена, вынуждая его подчиниться  своим требованиям, либо возникший  конфликт переходит в разрыв отношений.

Определенная связь наблюдается  между стилем руководства, возрастом  и профессиональным мастерством  тренера. Высокопрофессиональный тренер, с большим стажем работы, применяет  в своей деятельности различные  методы руководства, разумно сочетая  их, в зависимости от сложившейся  ситуации. Его форма взаимоотношений  с учениками отличается гибкостью, продуманностью и почти всегда бывает эффективна. Такие тренеры отлично  знают особенности характера  своих учеников, их слабые и сильные  стороны и педагогически грамотно используют эти особенности для достижения намеченных целей.

Профессия тренера, как и  всякая другая, требует определенных способностей. При постоянном совершенствовании  они достигают такого уровня развития, что о тренере говорят: он талантлив. Несмотря на небольшой стаж работы, он отличается от своих коллег высоким  профессионализмом и умением  установить оптимальные взаимоотношения  со своими учениками. Однако в большинстве  своем начинающий тренер имеет массу  трудностей профессионального и  социально-психологического порядка.

Не анализируя первых, следует  остановиться на социально-психологических  трудностях. Тренер, не имеющий большого опыта работы, не всегда правильно  выбирает форму общения и стиль  руководства отдельным спортсменом  и командой. Нередко ощущение молодости  и неопытности смешивается у  такого тренера с желанием утвердить  себя, заставить уважать. Завоевание авторитета начинается с жесткой  регламентации действий своих учеников, постоянного напоминания субординации, мелочного контроля, наказаний за самые незначительные нарушения. Полагая, что такой метод руководства  делает его сильной личностью, тренер на самом деле формирует у спортсменов  отрицательное отношение к себе, а через него и к своей деятельности.

Противоположная форма общения  тренера со спортсменами характеризуется  отсутствуем всякой субординации и  официальности. Такой тренер принимает  на себя роль рядового члена коллектива. Не чувствуя грани между позициями, занимаемыми им и спортсменами, он теряет авторитет и уважение в  глазах своих учеников. Естественно, такое «руководство» пагубно сказывается на социально-психологическом климате команды, на отношении спортсменов к своей деятельности.

Описанные методы руководства  являются крайними его формами и  абсолютно неприемлемы для работы со спортивным коллективом.

Особое место среди  объективных факторов, оказывающих  воздействие на выбор тренером стиля  руководства, занимает1 уровень дисциплины и организованности членов команды. Спортивная команда как коллектив в своем поступательном движении проходит различные этапы развития, от диффузной, неорганизованной группы до дисциплинированного, строго структурированного коллектива.

Практика показывает, что  вновь созданная команда пли  группа, как правило, демонстрирует  слабую дисциплину и организованность. Некоторые ее члены выделяются низкой культурой поведения, нарушением общепринятых норм. Эффективное решение такими командами каких-либо задач невозможно. Для сохранения и укрепления структурных  связей членов группы и достижения определенных целей тренер обязан добиться дисциплины, исполнительности и организованности от своих учеников с помощью прежде всего высокой требовательности и контроля, сопровождающихся определенными  санкциями. Иными словами, для наведения  порядка тренеру необходимо прибегнуть к авторитарным методам руководства.

Из числа педагогических методов не могут быть исключены  приказы, ультиматумы и даже наказания. Они будут методами воспитания, пока существует сам процесс воспитания. Разумность, своевременность и длительность их применения — вот что должно стать предметом раздумий. Конечно, наказание — это крайний педагогический метод воздействия, необходимый  в особых ситуациях. И прибегать  к нему надо настолько умело, чтобы  он дал нужный эффект при наименьших психических травмах для наказуемого.

Ультиматумы нередко бывают эффективны там, где тренеру длительное время не удается добиться исполнения своих требований. Поставив вопрос, как говорят, «ребром», «или—или», тренер демонстрирует твердость своего характера, непримиримость с негативным поведением ученика. Полезность этого  метода воздействия не раз была проверена  тренерами в борьбе с такой, к  примеру, вредной привычкой своих  учеников, как курение, когда убеждения  и беседы о вредности никотина не приводили к желаемому результату. Только ультиматум: «или бросишь курить, или расстанешься со спортом» —  достигал необходимого эффекта.

Среди объективных факторов, влияющих на стиль руководства, не последнее  место занимают характер тренировочной  нагрузки и масштаб соревнований.

Известно, что максимальные тренировочные нагрузки, ответственные  соревнования требуют больших эмоциональных  затрат и психической энергии. Конец  соревновательного сезона обычно характеризуется  не только физической, но и психической  усталостью, проявляющейся в пресыщенности  основной деятельностью и общением, в легкой ранимости и обидчивости, быстрой перемене настроения и т. д. Такому же воздействию подвергается и психика тренера. Психологическая напряженность спортсменов и их наставников несет реальную угрозу нарушения принятой формы общения и сложившегося стиля руководства.

Состояние истощенности нервной  системы, сопровождающееся бурным, неадекватным реагированием на раздражители или  полным безразличием и апатией ко всему, предъявляет особые требования к методам руководства. Опытные  и педагогически грамотные спортивные наставники в такие периоды умеют  перестроиться в своих отношениях с учениками, выбрать ту форму  общения, которая исключает неприязнь  и недовольство. Все указания и  распоряжения готовятся так, что  в них участвует сам спортсмен  или команда. Создается иллюзия, что коллектив пришел к выводу о целесообразности тех или иных действий своим путем, самостоятельно. Приняв установку как свою собственную, члены команды лишаются возможности  агрессивно реагировать на конкретного  человека, в данном случае своего наставника, «виновника» той изматывающей работы, которую им приходится выполнять на тренировке.

Иногда в условиях сборов, ограниченного пространства и круга  лиц у спортсменов возникает  ярко выраженная пресыщенность общения  с тренером. Негативную реакцию вызывает все: голос, команды, поведение, привычки. В таких случаях малейшие «перегибы» в руководстве чреваты конфликтом, исход которого может отразиться на дальнейшей судьбе команды. Для снижения напряженности некоторые тренеры  под вполне благовидным предлогом  покидают команду на некоторое время, предоставляя спортсменов самим  себе или оставляя их со своим помощником.

Результат выступления в  соревнованиях играет немаловажную роль в том, какую впоследствии форму  общения и руководства выберет  тренер. Неудачное выступление— это  всегда психическая травма и для  спортсмена, и для его наставника. Каждый из них по-разному переживает и ведет себя в этой ситуации. Существует множество оттенков поведения  спортсменов и тренеров после  неудачных выступлений. Один из них  — когда спортсмен или команда  бывают подавлены проигрышем, а тренер — раздраженно деятелен, многословен, критичен, склонен к принятию самых  неожиданных решений. Деловой разбор стратегических действий спортсменов  он подменяет разносом, криками, оскорблениями  и унижениями. Нет сомнения, что  такая форма общения со спортсменами, находящимися в тяжелом психическом  состоянии, приведет к конфликту. Тренеру  необходимо учиться владеть своими эмоциями, так как это единственный путь к сохранению авторитета, симпатий и уважения к себе.

Анализируя зависимость  стиля руководства от объективных  факторов, нельзя не остановиться на таком  факторе, как половое различие спортсменов  и тренеров, влияние которого очевидно. Практика знает немало примеров, когда  тренер-мужчина прекрасно работает только с мужским коллективом, а  женщина — с женским. Попытка таких тренеров работать с коллективами и спортсменами противоположного пола бывает безуспешной. Есть тренеры, которые одинаково продуктивно работают как с женщинами, так и с мужчинами (Е. Чайковская, С. Жук — в фигурном катании на коньках, Ю. Чесноков — в волейболе, И. Панин — в баскетболе). Некоторые же тренеры работают только со спортсменами противоположного пола. И это представляет особый интерес с точки зрения психологии.

Среди известных специалистов можно назвать В. Растороцкого, воспитавшего Л. Турищеву, Н. Шапошникову, Н. Юрченко; Р. Кныша, давшего советской гимнастике О. Корбут, Е. Волчецкую, Т. Алексееву; И. Турчина — тренера женской  гандбольной команды «Спартак»; Р. Баранову, воспитавшую известных  прыгунов в воду В. Алейника, Ю. Зеленина, А. Демуру; В. Смелову, вырастившую двух олимпийских чемпионов по плаванию — С. Фесенко и А. Сидоренко. Список этот можно было бы продолжить.

Какова же психологическая  причина в этих далеко не случайных  примерах? Почему, работая только со спортсменами противоположного пола, некоторая часть тренеров добивается наиболее значительных успехов?

Логика психологии и педагогики подсказывает, что тренер-мужчина, работая  с «братьями» по полу, казалось бы, должен лучше понять их характер и мотивы поведения, чем женщина; ему ближе  мужские проблемы и потребности; наконец, в общении с мужчинами  ему проще. Однако удовлетворения и  высокой эффективности в работе многие тренеры-мужчины добиваются занимаясь только со спортсменками. Что это? Стремление к прекрасному, которое в таких видах спорта, как гимнастика, достигает своего совершенства в исполнении девушек? Или этих тренеров привлекают более  выраженные, чем у мужчин, покладистость  характера, послушание, позволяющие  затрачивать меньше усилий на руководство  и подчинение своей воле? А может, причина в том, что женский  коллектив способен быстрее увлечься и вдохновиться новыми идеями, открывающимися перспективами и возможностью достигнуть высоких результатов? Для честолюбивого  тренера, формирующего своих единомышленников, людей, способных пойти за ним  и выполнять его требования,—  это немаловажный фактор. Если это  справедливо для тренеров-мужчин, то что лежит в основе успешной работы тренеров-женщин с юношами?

Отсутствие глубоких исследований, выявляющих психологическую природу  умения работать только со спортсменами определенного пола, не позволяет  уверенно говорить о каких-то закономерностях  и тем более давать рекомендации.

Ясно лишь одно: проблема эта абсолютно не изучена и  результаты будущих исследований в  этом направлении помогут избежать ошибок в профессиональной ориентации тренеров. Разработанные критерии оценок позволят обоснованно сказать, что  тот или иной тренер является, например, чисто детским тренером, женским  или способным работать только с  мужчинами, т. е. сказать, что личностные качества такого педагога, его поведение, умение строить взаимоотношения наиболее полно могут раскрыться только в работе с определенным контингентом,

 

III.2.3. Влияние стиля руководства  на межличностные отношения

 

Влияние стиля руководства  на различные аспекты жизнедеятельности  коллектива многообразно: под его  воздействием изменяется личность спортсменов, эффективность их деятельности, поведение, взаимоотношения.

Даже не останавливаясь на таких факторах, как мировоззрение  и система ценностей тренера, цели и задачи, способы их достижения, а рассматривая только методы управления, можно обнаружить четкую зависимость  между изменениями в поведении  спортсмена и стилем руководства. Эти  изменения происходят в результате различного восприятия форм и методов  руководства. Спортсмены могут:

— воспринимать безоговорочно  все методы и формы руководства тренера;

— воспринимать методы и  формы руководства после некоторого анализа и взвешивания всех «за» и «против»;

— сначала принимать стиль  руководства, затем становиться его рьяным противником;

— с самого начала отвергать  методы и формы руководства тренера.

Каждый вид восприятия характеризуется своеобразием в  развитии личности и формировании поведения  спортсмена. Наши исследования показали, что при директивных методах  руководства благополучие в росте  спортивного мастерства сопровождается изъянами в развитии личности и формировании социально-психологического климата. Если при демократическом стиле  личность спортсмена характеризуется  открытостью и непринужденностью  общения, спонтанностью эмоций и  чувств, свободным высказыванием  мыслей, взглядов, критических замечаний, то при авторитарном стиле спортсмены более скрытны и замкнуты, имеют  ограниченные контакты в формальной сфере общения, поведение их перед  тренером заискивающее, лживое. При  психологическом обследовании такие  спортсмены искажают свои ответы или  крайне обеспокоены тем, что сообщаемая ими информация станет достоянием тренера.

«Авторитарный подход к воспитанию и обучению... порождает неадекватную самооценку учащихся, задерживает становление  коллективистических тенденций, прививает  культ силы, формирует невротиков... неадекватный уровень притязаний в  общении с окружающими людьми».

Спортсмены же, стремящиеся  к самостоятельности в поступках  и взглядах, высказывающие сомнения в правоте тренера, подвергаются «психологическому давлению» и  даже остракизму.

 

Попытки авторитарно руководить спортсменами, достигшими высокого мастерства, встречаются с силой их «я», уверенностью в себе, самостоятельностью суждений в оценке людей и событий, острой реакцией на попытку их унизить, подвергнуть  критике в "присутствии партнеров или противников.

Информация о работе Стиль руководства спортивной командой