Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:15, доклад
Под стилем руководства в социалистической психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.
III.2. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА СПОРТИВНОЙ КОМАНДОЙ
III.2.1. Разновидности стилей руководства
В процессе многолетней работы у каждого тренера складывается характерный для него стиль руководства, управления командой или отдельными спортсменами. Под воздействием многих факторов (смена коллектива, повышение мастерства спортсменов, развитие личности и т. д,) он может меняться или оставаться постоянным.
Итак, что же такое «стиль»?
Под стилем понимают повторяющиеся особенности, типичные черты, формы выражения. Ряд словосочетаний, таких, как стиль работы, стиль управления, стиль взаимоотношений, стали терминами.
Под стилем руководства в социалистической психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.
Предложенная им классификация
оказалась удивительно
Авторитарный, или директивный,
стиль работы тренера характеризуется
полным его единоначалием, т. е. единоличным
принятием решений (причем только собственной
формулировки), стремлением оставить
за собой исключительное право поощрять
и наказывать. Все руководящие
воздействия тренера-автократа
Тренеры с директивным
стилем управления обычно с симпатией
относятся к тем, кто не возражает
им ни в чем, кто согласен с любыми
их предложениями. Поэтому в коллективах,
ими руководимых, бывают, как правило,
«любимчики», которые не всегда пользуются
уважением среди товарищей. В
общении с остальными своими учениками
и с коллегами тренеры-
Демократический, или коллегиальный,
стиль руководства
Развивая дискуссию и
обсуждая вопросы, касающиеся деятельности
коллектива, тренер развивает личную
деловую инициативу и самостоятельность
у своих подопечных, не пересекая
ту грань, за которой он может оказаться
у них на поводу. Коллективно обсуждая
те или иные проблемы, тренер-демократ
делает это не ради формы. Он действительно
желает знать мнение спортсменов, чтобы
учесть его, принимая решение. Вместе с
тем ответственные и срочные
дела, требующие немедленных
В общении со своими учениками у тренера, пользующегося коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций.
Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции, а в своем окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов.
Либеральный (попустительский,
или свободный) стиль руководства
характеризуется минимальным
Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки.
Такой тренер крайне равнодушен
к мнению учеников и окружающих о
нем, малообщителен и безынициативен
во всем, безразличен к своей
В жизни редко встречаются тренеры, деятельность которых четко укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет" все три стиля, но выраженность каждого из них бывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера.
Таким образом, «под индивидуальным стилем руководства (ИСР) нужно понимать одновременное, определенное сочетание разной степени выраженности директивности, коллегиальности и либеральности (Д—К—Л)».
Согласно классификации Л. Л. Журавлева, сочетание и выраженность стилей могут быть следующими:
Д—1—1—директивный стиль руководства;
1—К—1 —коллегиальный стиль руководства;
1 — 1—Л—либеральный стиль руководства.
Здесь буквенное выражение
соответствует высокой
Например: Д—К—1 —директивно-коллегиальный, Д—1—Л — директивно-либеральный, 1—К—Л — коллегиально-либеральный.
В.практической деятельности можно встретить такие формы руководства, когда ни один из стилей не преобладает над другими. Такой метод управления А. Л. Журавлев относит к смешанному типу руководства.
Индивидуальный стиль руководства тренера оказывает воздействие на многие стороны жизнедеятельности команды и в то же время сам подвержен воздействиям ряда объективных и субъективных факторов.
II.2.2. Объективные и субъективные факторы, влияющие на стиль руководства
Индивидуальный стиль руководства тренера (ИСРТ) можно рассматривать как форму его общения с учениками. В процессе этого общения, с одной стороны, происходит постоянное воздействие тренера на спортсменов через систему управленческих решений, с другой—обратная реакция спортсменов на эти решения. Следовательно, обсуждая ИСРТ, правильнее говорить не о воздействии, а о взаимодействии, так как отношение спортсменов к стилю руководства оказывает не меньшее влияние на руководящую деятельность тренера, чем стиль руководства на поведение спортсменов и взаимоотношения в команде.
Принятие тех или иных управленческих решений в процессе руководства командой причинно обусловлено и, следовательно, подвержено влиянию субъективных и объективных факторов. Не проводя тщательного анализа этого вопроса, следует назвать лишь основные факторы, влияние которых на методы и формы руководства тренера представляются существенными.
К объективным факторам относятся:
— возраст спортсменов и тренеров;
— профессиональное мастерство тренера и спортивное мастерство его учеников;
— уровень дисциплины и организованности в команде;
— успешность деятельности и результат соревнований;
— характер тренировочной нагрузки и масштаб соревнований.
Субъективными факторами являются:
— отношение спортсменов к ИСРТ;
— личностные качества тренера и спортсменов;
— направленность, система ценностей и мировоззрение спортсменов и тренера.
Субъективный фактор «отношение к ИСРТ» обусловлен личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов.
Все эти факторы (вместе взятые или каждый в отдельности) способны вызвать позитивное или негативное отношение к стилю руководства. Это отношение может быть ситуативным, конкретным, касающимся, какого-то одного приказа тренера, и постоянным, длительным, касающимся всех его руководящих указаний. Если, например, тренеру присущи такие качества, как высокомерие, тщеславие, предвзятость в оценках людей, грубость, безразличие к ним, то негативное отношение сначала возникает к личности тренера, а затем ко всему, что исходит от него, и станет длительным, стойким. Выполнение любого его приказа в таких случаях явно или скрыто саботируется, а если и выполняется, то безответственно, с сарказмом и презрением.
Позитивное отношение
спортсменов к личностным качествам
тренера оказывает
На отношение спортсменов к стилю руководства тренера оказывает воздействие также своевременность и разумность его руководящих указаний. Способность отдавать такие распоряжения, которые соответствуют ситуации, времени и приводят спортсмена или команду к успеху, создает авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая что все сказанное и сделанное им обернется пользой для команды. Правда, в этом кроется опасность самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни было решений. Перед тренером в таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения.
Среди субъективных факторов, обусловливающих ИСРТ, особого внимания заслуживает направленность и система ценностей спортсмена и тренера. Когда цели тренера и спортсмена (коллектива) совпадают, то руководство не представляет трудностей. Оно может носить демократический или даже либеральный характер.
Когда же цели тренера и
спортсмена расходятся (когда, например,
желанию тренера подготовить
спортсмена мирового класса противостоят
меркантильные интересы самого спортсмена),
стиль руководства будет
Среди объективных факторов,
воздействующих на стиль руководства,
необходимо отметить возраст спортсменов
и тренеров и их спортивно-профессиональное
мастерство. Эти два фактора взаимосвязаны.
Иными словами, спортсмены-ветераны,
имеющие большой спортивный стаж
(а соответственно и возраст), как
правило, являются спортсменами высокого
класса. Стиль руководства тренера
этими спортсменами абсолютно непохож
на стиль руководства молодежью.
Если в отношении молодежи тренер
может применять
Учитывая возраст, перенесенные
физические и психические нагрузки,
травмы, высокий уровень мастерства
этих спортсменов, тренер создает иногда
для них отличную от всех модель
тренировочных занятий — с
облегченным режимом и щадящими
нагрузками. Но в предсоревновательный
период, самый ответственный как
в работе тренера, так и в деятельности
спортсменов, мастер высокого класса,
чувствуя ответственность перед
коллективом, или сам переходит
на интенсивные нагрузки, чтобы войти
в спортивную форму, или этого
требует тренер. Если у тренера
и спортсменов-ветеранов нет
Спортсмены по-разному реагируют на подобную перемену в стиле руководства:
— подчиняются требованиям
тренера и наравне со всеми
выполняют запланированные