Стиль руководства спортивной командой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:15, доклад

Краткое описание

Под стилем руководства в социалистической психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.

Файлы: 1 файл

стили рук теренар.docx

— 49.16 Кб (Скачать)

III.2. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА  СПОРТИВНОЙ КОМАНДОЙ

 

III.2.1. Разновидности стилей  руководства 

 

В процессе многолетней работы у каждого тренера складывается характерный для него стиль руководства, управления командой или отдельными спортсменами. Под воздействием многих факторов (смена коллектива, повышение  мастерства спортсменов, развитие личности и т. д,) он может меняться или оставаться постоянным.

Итак, что же такое «стиль»?

Под стилем понимают повторяющиеся  особенности, типичные черты, формы  выражения. Ряд словосочетаний, таких, как стиль работы, стиль управления, стиль взаимоотношений, стали терминами.

Под стилем руководства в  социалистической психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности  целостной, относительно устойчивой системы  способов, методов, приемов воздействия  руководителя на коллектив с целью  эффективного выполнения управленческих функций». Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.

Предложенная им классификация  оказалась удивительно долговечной  и с небольшими изменениями действует  и в наши дни (в некоторых современных  публикациях авторитарный стиль  заменен директивным, а демократический— коллегиальным, но суть, содержание терминов остались прежними).

Авторитарный, или директивный, стиль работы тренера характеризуется  полным его единоначалием, т. е. единоличным  принятием решений (причем только собственной  формулировки), стремлением оставить за собой исключительное право поощрять и наказывать. Все руководящие  воздействия тренера-автократа облекаются в форму приказа, ультимативных  требований, распоряжений. Какие-либо отклонения, неточности при их выпол- ' нении, проявление инициативы и самостоятельности  вызывают реакцию в виде взысканий, наказаний, выговоров, лишения льгот  и т. д. Такой тренер тщательно  и строго контролирует всю деятельность и поведение спортсменов, но не с  целью проявить заботу о них, помочь им, а с единственным стремлением  — все сделать для того, чтобы  не сорвать выполнение поставленной перед ним, тренером, задачи.

Тренеры с директивным  стилем управления обычно с симпатией  относятся к тем, кто не возражает  им ни в чем, кто согласен с любыми их предложениями. Поэтому в коллективах, ими руководимых, бывают, как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. В  общении с остальными своими учениками  и с коллегами тренеры-автократы  держатся на расстоянии, а если и  допускают вербальные контакты, то только кратковременные, часто переходящие  в грубость, несдержанность, бестактность. Неумея найти оптимальный, ровный тон в общении со своими учениками, они при неудачных их выступлениях разражаются руганью, оскорблениями, а при удачных — склонны к лести и заискиванию. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации.

Демократический, или коллегиальный, стиль руководства характеризуется  передачей тренером части своих  полномочий и функций членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решений тренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения.

Развивая дискуссию и  обсуждая вопросы, касающиеся деятельности коллектива, тренер развивает личную деловую инициативу и самостоятельность  у своих подопечных, не пересекая  ту грань, за которой он может оказаться  у них на поводу. Коллективно обсуждая те или иные проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно  желает знать мнение спортсменов, чтобы  учесть его, принимая решение. Вместе с  тем ответственные и срочные  дела, требующие немедленных действий, тренер выполняет сам.

В общении со своими учениками  у тренера, пользующегося коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций.

Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается сосредоточить  свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с  людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции, а в своем  окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов.

Либеральный (попустительский, или свободный) стиль руководства  характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. Такой тренер находится  как бы в стороне от того, чем  занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией  и посредничестве между своим  коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия.

Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у  тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки.

Такой тренер крайне равнодушен к мнению учеников и окружающих о  нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к своей управленческой деятельности.

 

В жизни редко встречаются  тренеры, деятельность которых четко  укладывалась бы в рамки одного стиля  руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет" все три  стиля, но выраженность каждого из них  бывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует  тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера.

Таким образом, «под индивидуальным стилем руководства (ИСР) нужно понимать одновременное, определенное сочетание  разной степени выраженности директивности, коллегиальности и либеральности (Д—К—Л)».

Согласно классификации  Л. Л. Журавлева, сочетание и выраженность стилей могут быть следующими:

Д—1—1—директивный стиль руководства;

1—К—1 —коллегиальный стиль руководства;

1 — 1—Л—либеральный стиль руководства.

Здесь буквенное выражение  соответствует высокой выраженности данного стиля, а «1» — низкой выраженности остальных. Если же два  стиля выражены примерно одинаково  и доминируют над третьим, то такой  стиль руководства следует отнести к промежуточному.

Например: Д—К—1 —директивно-коллегиальный, Д—1—Л — директивно-либеральный, 1—К—Л — коллегиально-либеральный.

В.практической деятельности можно встретить такие формы  руководства, когда ни один из стилей не преобладает над другими. Такой  метод управления А. Л. Журавлев относит  к смешанному типу руководства.

Индивидуальный стиль  руководства тренера оказывает  воздействие на многие стороны жизнедеятельности  команды и в то же время сам  подвержен воздействиям ряда объективных  и субъективных факторов.

 

II.2.2. Объективные и субъективные  факторы, влияющие на стиль руководства

Индивидуальный стиль  руководства тренера (ИСРТ) можно  рассматривать как форму его  общения с учениками. В процессе этого общения, с одной стороны, происходит постоянное воздействие  тренера на спортсменов через систему управленческих решений, с другой—обратная реакция спортсменов на эти решения. Следовательно, обсуждая ИСРТ, правильнее говорить не о воздействии, а о взаимодействии, так как отношение спортсменов к стилю руководства оказывает не меньшее влияние на руководящую деятельность тренера, чем стиль руководства на поведение спортсменов и взаимоотношения в команде.

Принятие тех или иных управленческих решений в процессе руководства командой причинно обусловлено  и, следовательно, подвержено влиянию  субъективных и объективных факторов. Не проводя тщательного анализа  этого вопроса, следует назвать  лишь основные факторы, влияние которых  на методы и формы руководства  тренера представляются существенными.

К объективным факторам относятся:

 

— возраст спортсменов и тренеров;

— профессиональное мастерство тренера и спортивное мастерство его учеников;

— уровень дисциплины и организованности в команде;

— успешность деятельности и результат соревнований;

— характер тренировочной  нагрузки и масштаб соревнований.

Субъективными факторами являются:

— отношение спортсменов к ИСРТ;

— личностные качества тренера и спортсменов;

— направленность, система  ценностей и мировоззрение спортсменов и тренера.

Субъективный фактор «отношение к ИСРТ» обусловлен личностными  качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью  приказов и их своевременностью; психическим  состоянием спортсменов.

Все эти факторы (вместе взятые или каждый в отдельности) способны вызвать позитивное или негативное отношение к стилю руководства. Это отношение может быть ситуативным, конкретным, касающимся, какого-то одного приказа тренера, и постоянным, длительным, касающимся всех его руководящих указаний. Если, например, тренеру присущи такие качества, как высокомерие, тщеславие, предвзятость в оценках людей, грубость, безразличие к ним, то негативное отношение сначала возникает к личности тренера, а затем ко всему, что исходит от него, и станет длительным, стойким. Выполнение любого его приказа в таких случаях явно или скрыто саботируется, а если и выполняется, то безответственно, с сарказмом и презрением.

Позитивное отношение  спортсменов к личностным качествам  тренера оказывает стимулирующее  воздействие на оперативность и  четкость выполнения тренерских указаний, положительное восприятие методов  его руководства. Даже эмоциональные  срывы тренера, если они кратковременны, не способны вызвать отрицательного отношения в целом к методу его управления, поскольку спортсмены понимают, что раздражительность  не свойственна их наставнику и вызвана, видимо, чрезвычайными обстоятельствами.

На отношение спортсменов  к стилю руководства тренера  оказывает воздействие также  своевременность и разумность его  руководящих указаний. Способность  отдавать такие распоряжения, которые  соответствуют ситуации, времени  и приводят спортсмена или команду  к успеху, создает авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая что  все сказанное и сделанное  им обернется пользой для команды. Правда, в этом кроется опасность  самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни было решений. Перед  тренером в таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения.

Среди субъективных факторов, обусловливающих ИСРТ, особого внимания заслуживает направленность и система  ценностей спортсмена и тренера. Когда цели тренера и спортсмена (коллектива) совпадают, то руководство  не представляет трудностей. Оно может  носить демократический или даже либеральный характер.

Когда же цели тренера и  спортсмена расходятся (когда, например, желанию тренера подготовить  спортсмена мирового класса противостоят меркантильные интересы самого спортсмена), стиль руководства будет характеризоваться  повышенной требовательностью, систематическим  контролем, официальностью отношений  с переходом в конфликт, т. е. он будет близким к авторитарному. Если тренеру удается добиться единства во взглядах со своими учениками, полного  взаимопонимания, стиль его руководства может измениться.

Среди объективных факторов, воздействующих на стиль руководства, необходимо отметить возраст спортсменов  и тренеров и их спортивно-профессиональное мастерство. Эти два фактора взаимосвязаны. Иными словами, спортсмены-ветераны, имеющие большой спортивный стаж (а соответственно и возраст), как  правило, являются спортсменами высокого класса. Стиль руководства тренера  этими спортсменами абсолютно непохож  на стиль руководства молодежью. Если в отношении молодежи тренер может применять автократические  методы руководства, то в отношении- ветеранов он нередко переходит  на демократические и даже либеральные  методы. Это объяснятся прежде всего  уважением, которое питает тренер к  мастерству и опыту спортсменов, к их готовности и умению выручить команду в трудную минуту.

Учитывая возраст, перенесенные физические и психические нагрузки, травмы, высокий уровень мастерства этих спортсменов, тренер создает иногда для них отличную от всех модель тренировочных занятий — с  облегченным режимом и щадящими нагрузками. Но в предсоревновательный период, самый ответственный как  в работе тренера, так и в деятельности спортсменов, мастер высокого класса, чувствуя ответственность перед  коллективом, или сам переходит  на интенсивные нагрузки, чтобы войти  в спортивную форму, или этого  требует тренер. Если у тренера  и спортсменов-ветеранов нет единой точки зрения на целесообразность и  время вхождения в спортивную форму, необходимость ее приобретения к тем или иным соревнованиям, тренер бывает вынужден изменить стиль  руководства и от либерального или  демократического перейти к авторитарному.

Спортсмены по-разному  реагируют на подобную перемену в стиле руководства:

— подчиняются требованиям  тренера и наравне со всеми  выполняют запланированные нагрузки;

Информация о работе Стиль руководства спортивной командой