Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:37, контрольная работа
Выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности.
Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.
В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).
1. Становление предмета научной психологии. Понимание предмета в отечественной научной психологии. 3
1.1 Понятие психологии как науки 3
1.2 Периодизация истории психологии 5
1.3 Этапы становления предмета научной психологии 6
1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии 9
Заключение 15
2. Понятие о личности. Классификация современных теорий личности. 16
2.1 Определения понятия личность 17
2.2 Общее понятие личности в психологии 17
2.3 Структура личности 20
2.4 Основные направления в изучении психологии личности 21
2.5 Теории личности – основа практической психологии 22
2.6 Классификация современных теорий личности 23
Заключение 25
Список используемых источников 27
Основные принципы психотерапии:
1) выявление ошибочных суждений о себе и других;
2) устранение ложных целей;
3) формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личности потенциал.
Практический
аспект формального изучения личности
берет свое начало еще в интересе
Фрейда к причинам и лечению патологического
поведения. Следовательно, история персонологических
изысканий отражает сильный акцент на
поведенческих феноменах, наблюдаемых
лучше всего в психотерапевтических ситуациях.
Эта ориентация особенно характерна для
Адлера, Хорни, Юнга и, в какой-то степени,
Эриксона. Интерес к патологическим и
защитным аспектам функционирования человека
также очевиден в теориях Фромма, Келли,
Роджерса, Бандуры и Роттера.
2.6
Классификация современных
теорий личности
1.)
Основоположником психодинамической
теории личности, также известной
под названием «классический психоанализ»,
является австрийский ученный З. Фрейд.
В рамках психодинамической теории личность
– это система сексуальных и агрессивных
мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов
– с другой, а структура личности представляет
собой индивидуально различное соотношение
отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций)
и защитных механизмов.
2.)
Аналитическая теория
личности близка к теории классического
психоанализа, так как имеет с ней много
общих корней. Наиболее ярким представителем
этого подхода является швейцарский исследователь
К. Юнг. Согласно аналитической теории,
личность – это совокупность врожденных
и реализованных архетипов, а структура
личности определяется как индивидуальное
своеобразие соотношения отдельных свойств
архетипов, отдельных блоков бессознательного
и сознательного, а также экстравертированной
или интровертированной установок личности.
3.)
Сторонники гуманистической
теории личности в психологии (К. Роджерс
и А. Маслоу) главным источником развития
личности считают врожденные тенденции
к самоактуализации. В рамках гуманистической
теории, личность – это внутренний мир
человеческого «Я» как результат самоактуализации,
а структура личности – это индивидуальное
соотношение «реального Я» и «идеального
Я», а также индивидуальный уровень развития
потребностей в самоактуализации.
4.)
Когнитивная теория
личности близка к гуманистической,
однако в ней имеется ряд существенных
отличий. Основоположником этого подхода
является американский психолог Дж. Келли.
По его мнению, единственное, что человек
хочет знать в жизни, – это то, что с ним
произошло и что с ним произойдет в будущем.
Согласно когнитивной теории, личность
– это система организованных личностных
конструктов, в которых перерабатывается
(воспринимается и интерпретируется) личный
опыт человека. Структура личности в рамках
данного подхода рассматривается как
индивидуально своеобразная иерархия
конструктов.
5.)
Поведенческая теория
личности имеет еще и другое название
– «наученческая», поскольку главный
тезис данной теории гласит: наша личность
является продуктом научения. В рамках
данного подхода, личность – это система
социальных навыков и условных рефлексов,
с одной стороны, и система внутренних
факторов: самоэффективности, субъективной
значимости и доступности – с другой.
Согласно поведенческой теории личности,
структура личности – это сложно организованная
иерархия рефлексов или социальных навыков,
в которой ведущую роль играют внутренние
блоки самоэффективности, субъективной
значимости и доступности.
6.)
Деятельностная теория
личности получила наибольшее распространение
в отечественной психологии. Среди исследователей,
внесших наибольший вклад в ее развитие,
следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна,
К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского.
В рамках деятельностной теории, личность
– это сознательный субъект, занимающийся
определенное положение в обществе и выполняющий
социально полезную общественную роль.
Структура личности – это сложно организованная
иерархия отдельных свойств, блоков (направленности,
способностей, характера, самоконтроля)
и системных экзистеционально-бытийных
свойств личности.
7.)
Сторонники диспозициональной
теории личности считают главным
источником развития личности факторы
генно-средового взаимодействия, причем
одни направления подчеркивают преимущественно
влияния со стороны генетики, другие –
со стороны среды. В рамках диспозициональной
теории, личность – это сложная система
формально-динамических свойств (темперамента),
черт и социально обусловленных свойств.
Структура личности – это организованная
иерархия отдельных биологически детерминированных
свойств, входящих в определенные соотношения
и образующих определенные типы темперамента
и черт, а также совокупность содержательных
свойств.
Заключение
Исследовав различные теории личности, мы можем сделать следующие выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности. Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека. Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится. Однако точки зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, в теориях значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания роли общества и различных социальных групп в развитии личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и значения в этом процессе жизненных кризисов, возможностей ускорения развития и ряда других моментов. В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).
Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого человека – важное условие внутреннего благополучия человека, установления и сохранения нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.
В
заключение следует отметить, что
на современном этапе развития психологии
данный раздел науки, несмотря на свою
бесспорную значимость исследован недостаточно,
в каждой из теорий имеется ряд
пробелов и несоответствий, в первую
очередь это связано с
Список
используемых источников
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – М.: Издательство АСТ, 2008 год. – 352 с.
2. Иващенко А.В., Семинега Ж.П. Теории личности в зарубежной психологии. Учеб. пособие. – М.: Издательство МНЭПУ, 2001 год.
3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. Учеб. пособие. – М. , 1996 год. – 416 страниц.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001 год. – 592 с.
5. Немов, Р.С. Психология: учебник. – М.: Высш. образ., 2005 год. – 639 с.
Информация о работе Становление предмета научной психологии. Понятие о личности