Становление предмета научной психологии. Понятие о личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности.
Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.
В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).

Оглавление

1. Становление предмета научной психологии. Понимание предмета в отечественной научной психологии. 3
1.1 Понятие психологии как науки 3
1.2 Периодизация истории психологии 5
1.3 Этапы становления предмета научной психологии 6
1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии 9
Заключение 15
2. Понятие о личности. Классификация современных теорий личности. 16
2.1 Определения понятия личность 17
2.2 Общее понятие личности в психологии 17
2.3 Структура личности 20
2.4 Основные направления в изучении психологии личности 21
2.5 Теории личности – основа практической психологии 22
2.6 Классификация современных теорий личности 23
Заключение 25
Список используемых источников 27

Файлы: 1 файл

Псих и Пед КР.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

   Основные  принципы психотерапии:

   1) выявление ошибочных суждений о себе и других;

   2) устранение ложных целей;

   3) формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личности потенциал.

   Практический  аспект формального изучения личности берет свое начало еще в интересе Фрейда к причинам и лечению патологического поведения. Следовательно, история персонологических изысканий отражает сильный акцент на поведенческих феноменах, наблюдаемых лучше всего в психотерапевтических ситуациях. Эта ориентация особенно характерна для Адлера, Хорни, Юнга и, в какой-то степени, Эриксона. Интерес к патологическим и защитным аспектам функционирования человека также очевиден в теориях Фромма, Келли, Роджерса, Бандуры и Роттера.  

   2.6 Классификация современных  теорий личности 

   1.) Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность – это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов. 

   2.) Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности. 

   3.) Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. 

   4.) Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. 

   5.) Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности – с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. 

   6.) Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность – это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности. 

   7.) Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств. 

   Заключение 

   Исследовав  различные теории личности, мы можем  сделать следующие выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к  изучению личности. Во-первых, хочется  отметить, что любая из изученных  теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека. Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится. Однако точки зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, в теориях значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания роли общества и различных социальных групп в развитии личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и значения в этом процессе жизненных кризисов, возможностей ускорения развития и ряда других моментов. В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).

   Ощущение  устойчивости собственной личности и личности другого человека – важное условие внутреннего благополучия человека, установления и сохранения нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

   В заключение следует отметить, что  на современном этапе развития психологии данный раздел науки, несмотря на свою бесспорную значимость исследован недостаточно, в каждой из теорий имеется ряд  пробелов и несоответствий, в первую очередь это связано с уникальностью личности как таковой. 
 

 

   Список  используемых источников 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – М.: Издательство АСТ, 2008 год. – 352 с.

2. Иващенко А.В., Семинега Ж.П. Теории личности в зарубежной психологии. Учеб. пособие. – М.: Издательство МНЭПУ, 2001 год.

3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. Учеб. пособие. – М. , 1996 год. – 416 страниц.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001 год. – 592 с.

5. Немов, Р.С. Психология: учебник. – М.: Высш. образ., 2005 год. – 639 с.

Информация о работе Становление предмета научной психологии. Понятие о личности