Становление предмета научной психологии. Понятие о личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности.
Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.
В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).

Оглавление

1. Становление предмета научной психологии. Понимание предмета в отечественной научной психологии. 3
1.1 Понятие психологии как науки 3
1.2 Периодизация истории психологии 5
1.3 Этапы становления предмета научной психологии 6
1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии 9
Заключение 15
2. Понятие о личности. Классификация современных теорий личности. 16
2.1 Определения понятия личность 17
2.2 Общее понятие личности в психологии 17
2.3 Структура личности 20
2.4 Основные направления в изучении психологии личности 21
2.5 Теории личности – основа практической психологии 22
2.6 Классификация современных теорий личности 23
Заключение 25
Список используемых источников 27

Файлы: 1 файл

Псих и Пед КР.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Четвертый этап: Психология как наука о бессознательном (конец 19 – начало 20 века). Наряду с бихевиоризмом возникает другое психологическое направление – фрейдизм (3. Фрейд). В предмет психологии включается сфера бессознательного. 3. Фрейд писал о том, что психика человека не ограничивается лишь явлениями сознания; в ней есть огромный, неизведанный пласт – бессознательное. Человеком управляют неосознаваемые побуждения, инстинкты и желания, скрытые в сфере бессознательного. В сферу бессознательного вытесняются недоступные для данного индивида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является главным источником невротических расстройств.

     Пятый этап: Психология как наука о психике. Современная материалистическая психология рассматривает в качестве своего предмета психику.

       В настоящее время психология  представляет собой разветвленную  систему наук, состоящую из различных  отраслей: фундаментальных и прикладных, общих и специальных. 

       Общая психология изучает индивида, познавательные процессы и личность.

       Специальные отрасли психологии  тесно связаны с теорией и  практикой обучения и воспитания  человека, включают генетическую  психологию, возрастную, социальную, педагогическую, медицинскую, юридическую психологию  и т.д. Генетическая психология  изучает наследственные механизмы психики и поведения. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей. Возрастная психология – различия по возрастам. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в разных группах. Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания. Медицинская психология, патопсихология и психотерапия изучают отклонения от нормы в психике и поведении человека.

       Психология тесно связана с  другими науками: философией, педагогикой,  анатомией, физиологией и другими. Особое значение имеет психологическая наука для педагогики, так как от решения психологических задач зависит успешность обучения и воспитания личности.

       Задачи современной психологической  науки – это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических механизмов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, разработка и проведение дифференциальной психодиагностики, определение причин отставания ребенка в психическом развитии и другие. 

   1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии 

   История отечественной психологии подразделяется на два периода.

   Первый  период (конец XIX в. – начало XXв.) характеризуется тем, что развитие отечественной психологии происходило в русле мировой психологии.

   Второй  период (30-е годы XXв. – конец 80-х годов XXв.) характеризовался особым направлением отечественной психологи.

   Первый  этап: Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений – философско-религиозного и естественнонаучного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Представители этого направления – Николай Яковлевич Грот (1852-1899), Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), Лев Михайлович Лопатин (1855-1920), Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) и др. – считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

   Второе  связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его  представители – выдающиеся отечественные физиологи Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Иван Петрович Павлов (1849-1936), Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии – научного направления, основоположником которого является Владимир Михайлович Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие.

   Вместе  с тем развивались и другие подходы, представители которых  стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. Александр Федорович Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах Михаила Яковлевича Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

   Второй  этап:  Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выгoтский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики – опосредствованные формы.

   В книге «История развития высших психических  функций» (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

   Ребенок, считал Лев Семёнович Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности с взрослым. Психическое развитие ребенка – это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действий с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

   Высшие  психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии Льва Семёновича Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, в общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем эти формы переходят во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Такой процесс называется интериоризацией.

   Итак, интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные.

   Закон развития высших психических функций  Л.С. Выготский сформулировал следующим  образом: «Каждая высшая психическая  функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала  как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».

   Таким образом, можно сказать, что согласно культурно-исторической теории главная  закономерность онтогенеза (индивидуального  развития) психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной с взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Внешне это проявляется в том, что высшие, "окультуренные" психические функции приобретают осознанность и произвольность.

   Такой подход во многом решал проблему «неподвластности» субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.

   Культурно-историческая теория Л.С. Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.

   Начало 90-х годов XX столетия ознаменовалось кардинальными преобразованиями всех сфер жизни российского общества, что обусловило возникновение новых тенденций развития научного знания, в целом, включая и психологической науки.

   В эти годы начинается критический  пересмотр методологических позиций  советской психологии, ее основных принципов. На смену насаждавшегося ранее отношения к ней как  новому и самому перспективному направлению, противопоставляемому всей западной науке, приходит спокойный, свободный от идеологических влияний, объективный анализ мировой психологической мысли во всем многообразии ее школ и течений. Восстанавливаются преемственные связи с дореволюционной отечественной психологией. В целом, в постсоветский период преодолевается тот двойной раскол, которым сопровождалось образование советской психологии.

   Объектом  критики выступают, в первую очередь, марксистские методологические основы советской психологии. Критика ведется по двум направления. Во-первых, догматизированные и идеологизированные трактовки основных положений, категорий и принципов марксовой философии подвергаются объективному, недопустимому ранее рассмотрению, в ходе которого раскрываются их новые смыслы. Выявляются противоречивость и ограничения, которые сказались на опирающейся, на философскую систему К. Маркса конкретно-научной трактовке принципиальных проблем психологии – познавательных процессов, сознания, личности. Во-вторых, подвергается сомнению возможность и правомерность монистической позиции в методологии. На смену методологическому монизму приходит принцип плюрализма методологических основ.

   В отличие от идеи одностороннего подчинения «внешнему» подчеркивается момент самоопределения, внутренней детерминации и самодетерминации психических явлений в их сложных взаимодействиях с внешними детерминантами. Расширяется и углубляется представление о сущности психики и сознания человека. Положение об их социально-исторической и культурной обусловленности дополняется эмпирически обоснованными данными о природных основах психического развития человека. Переосмысливается трактовка одного из важнейших методологических принципов, особенно в области исследования образных явлений, – принципа отражения. Уже С.Л. Рубинштейн предостерегал от упрощенного понимания отражения, источником которого выступает механистическая трактовка соотношения психики, понимаемой как самостоятельная реальность, с другой реальностью – внешним миром – в отрыве от субъекта и в духе точного копирования объективной действительности. Как он показал, в действенный и познавательный контакт с миром вступает не психика, а человек, обладающий психикой. Понимание психики как принадлежащей субъекту, включенному в состав действительности, приводит к новому взгляду на отражение как на активный процесс порождения и конструирования целостным субъектом действительной картины мира. Большой вклад в разработку этого принципа внес Б.Ф. Ломов, создавший системную концепцию психического отражения. Его ученики и последователи в своих исследованиях раскрывают заложенный в ней эвристический потенциал.

   Сложившиеся в советский период психологические  концепции продолжают определять ситуацию в области научных исследований и в преподавании.

   Она имеет значительные достижения, как  в эмпирических исследованиях, так  и в теории. Е.Н. Соколов создал новую векторную психофизиологию. Широкое признание научной общественности получили исследования по психологии сознания (психосемантика В.Ф. Петренко, взгляды В.М. Аллахвердова), психологии личности (историко-эволюционная концепция личности А.Г. Асмолова), смысловая теория мышления (О.К. Тихомиров), оригинальная концепция мотивации В.К. Вилюнаса и другие.

   Специфической чертой теоретической работы в современной  отечественной психологии является ее открытость к интеграции психологического знания путем ассимиляции различных подходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советской психологии.

   Восстанавливаются преемственные связи с той  частью отечественной дореволюционной  психологии, которая прекратила свое существование в советский период. В науку возвращаются имена Г.И. Челпанова, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета, Л.С. Лопатина, М.М. Бахтина и других русских мыслителей.

   Подтверждаются  слова Г.Г. Шпета, взятые им в качестве эпиграфа к одной из работ: «Все действительно  существующее, имеет историю. Идеи истории  в собственном смысле не имеют. Они имеют достоинство».

   Уникальность  пути развития отечественной психологии объясняется тем, что после Октябрьской  революции отечественная психология продолжала бурно развиваться, возникло множество школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывалась под идеологическим давлением, а управление наукой осуществлялось с помощью административных методов.

   В настоящее время (с конца 80-х годов XXв.) отечественная психология возвращается в русло мировой психологии, привнося с собой все те ценные результаты, которые были получены ею на втором этапе. Возможно, что как раз в этом и состоит суть третьего этапа развития отечественной психологии. 

   Заключение 

   Итак, много сотен лет прошло человечество в своем развитии. На начальном  этапе этого пути оно четко  осознало необходимость в изучении души – некой искры жизни, которая и стала предметом психологического знания еще задолго до нашей эры. Смена предмета психологии на следующем этапе связана с бурным развитием средневековой науки.

Информация о работе Становление предмета научной психологии. Понятие о личности