Становление предмета научной психологии. Понятие о личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности.
Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.
В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).

Оглавление

1. Становление предмета научной психологии. Понимание предмета в отечественной научной психологии. 3
1.1 Понятие психологии как науки 3
1.2 Периодизация истории психологии 5
1.3 Этапы становления предмета научной психологии 6
1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии 9
Заключение 15
2. Понятие о личности. Классификация современных теорий личности. 16
2.1 Определения понятия личность 17
2.2 Общее понятие личности в психологии 17
2.3 Структура личности 20
2.4 Основные направления в изучении психологии личности 21
2.5 Теории личности – основа практической психологии 22
2.6 Классификация современных теорий личности 23
Заключение 25
Список используемых источников 27

Файлы: 1 файл

Псих и Пед КР.doc

— 163.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

    «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
     

    Факультет вечернего и заочного обучения

    Кафедра финансов и кредита 
     
     
     
     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

    по  дисциплине «Психология и педагогика» 

    Тема: Становление предмета научной психологии.

    Понятие о личности. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Руководитель  работы 

    Щербинина О.А.

    “1” февраля 2012 г.

    Исполнитель

    студент группы з10ФиК

    Климова А.О.

    “1” февраля 2012 г. 
     
     
     

    Оренбург 2011г.

Содержание. 

  1. Становление предмета научной психологии. Понимание  предмета в отечественной научной  психологии.                                                                         3

   1.1 Понятие психологии как науки                                                                      3

   1.2 Периодизация истории психологии                                                               5

   1.3 Этапы становления предмета научной психологии                                     6

   1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии                      9

Заключение                                                                                                                15 

  1. Понятие о  личности. Классификация современных теорий личности.         16

   2.1 Определения понятия личность                                                                  17

   2.2 Общее понятие личности в психологии                                                     17

   2.3 Структура личности                                                                                      20

   2.4 Основные направления в изучении психологии личности                        21

   2.5 Теории личности – основа практической психологии                               22

   2.6 Классификация современных теорий личности                                          23

Заключение                                                                                                                25 

Список  используемых источников                                                                          27

 

  1. Становление предмета научной психологии. Понимание предмета в отечественной научной психологии.
 

     Слово «психология» означает то же самое, что  «наука о душе», так как «псюхе» (psyche) по-гречески – это душа, а «логос» (logos) – учение. Соединение этих слов в одно и дает название «психология» (psychology). Психология как наука и практическая дисциплина тесно связана с другими точными и гуманитарными науками, она дополняет их и развивается сама, используя методы познания смежных отраслей знания. Поэтому тема данной работы актуальна, злободневна, практически значима. 

    1. Понятие психологии как науки
 

   Наука о душе возникла за несколько тысячелетий  до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия.

   Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживал  в своем сознании. Позднее, в XVIII-XIX вв., сфера психологических исследований расширилась за счет несознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека. В этой связи название «психология», если иметь в виду ту науку, к которой оно в настоящее время относится, отчасти утратило свое первое и довольно узкое значение. Современная психология вышла далеко за пределы не только сознания как такового, но и собственно психических явлений, включив в орбиту научных исследований изучение и объяснение поведения человека и животных.

     Однако  до сих пор, по сложившейся многовековой традиции, за этой наукой сохраняется  ее прежнее название, что, вероятно, обусловлено не только тем, что современных  психологов, прежде всего, интересует познание и понимание именно душевных, или психических, явлений, но и известной инертностью в переименовании давно возникших наук.

     Как система явлений, психология по непосредственному  опыту знакома каждому человеку. Она субъективно представлена ему  в виде ощущений, образов, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, способностей, воли, характера, потребностей, чувств и многого др. Эти явления, их природу и влияние на поведение человека и животных исследует психология.

     Все вместе взятые психические явления  иногда обобщенно называют словом «психика». К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах.

     Строго  говоря, есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это – общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии – явления, свойственные группам или массам людей. С помощью одних психических явлений, таких, например, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает себя и окружающий мир. Эти явления представляют собой сложно организованные познавательные процессы или виды внутренней (психической) деятельности, связанные с восприятием и переработкой информации. Поэтому их часто называют психическими или когнитивными процессами.

     Другие  психические явления определяют поступки человека. Их называют психическими свойствами и относят к личности человека. В их число включают способности, темперамент, характер, волю, потребности, чувства.

     Следующая группа психологических явлений – психические состояния. Они представляют собой изменчивые состояния человека, описываемые в психологических терминах. Это, например, настроение, эмоция, установка, тревога и др.

     Таким образом, психические процессы, состояния  и свойства личности человека вряд ли могут быть осмыслены и поняты до конца, если их не рассматривать  в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с другими людьми и с окружающим миром (с обществом и природой). Поэтому в предмет исследования психологов кроме самих психических явлений также входят деятельность и общение людей. 

     1.2 Периодизация истории психологии 

     В своем развитии психология прошла несколько  этапов.

     Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

     Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

     В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически  для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения  при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук – как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII – начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии. 

   1.3 Этапы становления предмета научной психологии 

     Психология – это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений – это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Психические состояния – это временные относительно устойчивые уровни психической активности. Психические свойства (природные, моральные, волевые, интеллектуальные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность личности. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "деятельность" также включена в предмет психологической науки.

       Вопрос о предмете психологии  всегда был дискуссионным на  протяжении всей истории развития  как философской, так и психологической  мысли. В становлении предмета  психологии выделяют следующие этапы:

     Первый  этап: Психология как наука о душе зародилась в рамках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеализма душа представлялась как некий абсолютный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представление о душе. Несмотря на противоречивость воззрений на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа является первопричиной всего, но причина самой души остается неизвестной. Именно поэтому с появлением причинного мировоззрения душа перестает рассматриваться в качестве предмета психологии.

     Второй  этап: Психология как наука о сознании (18 век). Основателем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся "явления сознания": мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным методом изучения сознания выступал метод самонаблюдения или интроспекции, который был положен в основу интроспективной психологии. Однако это был субъективный метод исследования, который не давал возможности получить объективные научные сведения о явлениях сознания другого человека.

     Третий  этап: Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследований – эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее – психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить вопрос о предмете психологии – бихевиоризм. Предметом изучения психологии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Задача психологии, с точки зрения бихевиористов, заключается в том, чтобы зная стимул (S) или раздражитель, который воздействует на органы чувств, заранее предсказать, какой будет ответ или реакция R. Дж. Уотсон считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания. Сознание – это "черный ящик", заглянуть в который невозможно. Тем самым отрицалась возможность изучения сознания, а вслед за этим и активности личности.

Информация о работе Становление предмета научной психологии. Понятие о личности