Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:37, контрольная работа
Выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности.
Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.
В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).
1. Становление предмета научной психологии. Понимание предмета в отечественной научной психологии. 3
1.1 Понятие психологии как науки 3
1.2 Периодизация истории психологии 5
1.3 Этапы становления предмета научной психологии 6
1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии 9
Заключение 15
2. Понятие о личности. Классификация современных теорий личности. 16
2.1 Определения понятия личность 17
2.2 Общее понятие личности в психологии 17
2.3 Структура личности 20
2.4 Основные направления в изучении психологии личности 21
2.5 Теории личности – основа практической психологии 22
2.6 Классификация современных теорий личности 23
Заключение 25
Список используемых источников 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет вечернего и заочного обучения
Кафедра
финансов и кредита
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Психология и педагогика»
Тема: Становление предмета научной психологии.
Понятие
о личности.
Руководитель работы
Щербинина О.А.
“1” февраля 2012 г.
Исполнитель
студент группы з10ФиК
Климова А.О.
“1” февраля
2012 г.
Оренбург 2011г.
Содержание.
1.1
Понятие психологии как науки
1.2
Периодизация истории психологии
1.3
Этапы становления предмета научной психологии
1.4
Понимание предмета в отечественной научной
психологии
Заключение
2.1
Определения понятия личность
2.2
Общее понятие личности в психологии
2.3
Структура личности
2.4 Основные направления в изучении психологии личности 21
2.5
Теории личности – основа практической
психологии
2.6
Классификация современных теорий личности
Заключение
Список
используемых источников
Слово
«психология» означает то же самое, что
«наука о душе», так как «псюхе»
(psyche) по-гречески – это душа, а «логос»
(logos) – учение. Соединение этих слов в
одно и дает название «психология» (psychology).
Психология как наука и практическая дисциплина
тесно связана с другими точными и гуманитарными
науками, она дополняет их и развивается
сама, используя методы познания смежных
отраслей знания. Поэтому тема данной
работы актуальна, злободневна, практически
значима.
Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия.
Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживал в своем сознании. Позднее, в XVIII-XIX вв., сфера психологических исследований расширилась за счет несознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека. В этой связи название «психология», если иметь в виду ту науку, к которой оно в настоящее время относится, отчасти утратило свое первое и довольно узкое значение. Современная психология вышла далеко за пределы не только сознания как такового, но и собственно психических явлений, включив в орбиту научных исследований изучение и объяснение поведения человека и животных.
Однако до сих пор, по сложившейся многовековой традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название, что, вероятно, обусловлено не только тем, что современных психологов, прежде всего, интересует познание и понимание именно душевных, или психических, явлений, но и известной инертностью в переименовании давно возникших наук.
Как
система явлений, психология по непосредственному
опыту знакома каждому
Все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика». К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах.
Строго говоря, есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это – общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии – явления, свойственные группам или массам людей. С помощью одних психических явлений, таких, например, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает себя и окружающий мир. Эти явления представляют собой сложно организованные познавательные процессы или виды внутренней (психической) деятельности, связанные с восприятием и переработкой информации. Поэтому их часто называют психическими или когнитивными процессами.
Другие психические явления определяют поступки человека. Их называют психическими свойствами и относят к личности человека. В их число включают способности, темперамент, характер, волю, потребности, чувства.
Следующая группа психологических явлений – психические состояния. Они представляют собой изменчивые состояния человека, описываемые в психологических терминах. Это, например, настроение, эмоция, установка, тревога и др.
Таким
образом, психические процессы, состояния
и свойства личности человека вряд
ли могут быть осмыслены и поняты
до конца, если их не рассматривать
в зависимости от условий жизни человека,
от того, как организовано его взаимодействие
с другими людьми и с окружающим миром
(с обществом и природой). Поэтому в предмет
исследования психологов кроме самих
психических явлений также входят деятельность
и общение людей.
1.2
Периодизация истории
психологии
В своем развитии психология прошла несколько этапов.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
В
связи с условностью
1.3
Этапы становления предмета
научной психологии
Психология – это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений – это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Психические состояния – это временные относительно устойчивые уровни психической активности. Психические свойства (природные, моральные, волевые, интеллектуальные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность личности. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "деятельность" также включена в предмет психологической науки.
Вопрос о предмете психологии
всегда был дискуссионным на
протяжении всей истории
Первый этап: Психология как наука о душе зародилась в рамках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеализма душа представлялась как некий абсолютный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представление о душе. Несмотря на противоречивость воззрений на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа является первопричиной всего, но причина самой души остается неизвестной. Именно поэтому с появлением причинного мировоззрения душа перестает рассматриваться в качестве предмета психологии.
Второй этап: Психология как наука о сознании (18 век). Основателем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся "явления сознания": мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным методом изучения сознания выступал метод самонаблюдения или интроспекции, который был положен в основу интроспективной психологии. Однако это был субъективный метод исследования, который не давал возможности получить объективные научные сведения о явлениях сознания другого человека.
Третий этап: Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследований – эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее – психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить вопрос о предмете психологии – бихевиоризм. Предметом изучения психологии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Задача психологии, с точки зрения бихевиористов, заключается в том, чтобы зная стимул (S) или раздражитель, который воздействует на органы чувств, заранее предсказать, какой будет ответ или реакция R. Дж. Уотсон считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания. Сознание – это "черный ящик", заглянуть в который невозможно. Тем самым отрицалась возможность изучения сознания, а вслед за этим и активности личности.
Информация о работе Становление предмета научной психологии. Понятие о личности