Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:37, контрольная работа
Выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности.
Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.
В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).
1. Становление предмета научной психологии. Понимание предмета в отечественной научной психологии. 3
1.1 Понятие психологии как науки 3
1.2 Периодизация истории психологии 5
1.3 Этапы становления предмета научной психологии 6
1.4 Понимание предмета в отечественной научной психологии 9
Заключение 15
2. Понятие о личности. Классификация современных теорий личности. 16
2.1 Определения понятия личность 17
2.2 Общее понятие личности в психологии 17
2.3 Структура личности 20
2.4 Основные направления в изучении психологии личности 21
2.5 Теории личности – основа практической психологии 22
2.6 Классификация современных теорий личности 23
Заключение 25
Список используемых источников 27
Основным способом познания психической жизни индивида стала интроспекция в рамках развития психологии как науки о сознании. С этим периодом связано имя Рене Декарта, который явился основоположником новой „картезианской” методологии познания. Позже стало очевидным, что самонаблюдение слишком субъективно и вне науки, а посему в конечном итоге оно привело к кризису.
Далее предмет психологии сменился на поведение – внешние проявления психической жизни человека. Именно они признавались в качестве объекта исследования. Причиной очередного изменения стало бурное развитие прикладной науки и техники, определившее потребность в использовании объективных научных методов.
Одним словом – сейчас к предмету психологии подходят комплексно, включая к рассмотрению и душу, и сознание, и поведение; а также другие факторы, которые могут влиять на всесторонний анализ многогранной человеческой личности.
2. Понятие
о личности. Классификация
современных теорий
личности.
Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово "личность" не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой.
Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.
Личность
представляет собой целостное образование
особого рода. Личность не есть целостность,
обусловленная генотипически: личностью
не родятся, личностью становятся. Личность
может самоизменяться, порождая новые
качества. Большое влияние на формирование
личности оказывает общение.
2.1
Определения понятия
личность
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
Личность – "живой человек из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования. (Барбюс А.)
Счастье личности
вне общества невозможно, как невозможна
жизнь растения, выдернутого из земли
и брошенного на бесплодный песок. (Толстой
Л.Н.)
Термин "личность" используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. "Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции" (А. Н. Леонтьев).
Личность
чаще всего определяют как человека,
обладающего совокупностью
Личность
– это человек, взятый в системе
таких его психологических
В
психологических подходах, берущих
свое начало в марксистской философии,
французской социологической
Если личность рассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человек не только потребляет материальные и духовные ценности, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека. Поэтому в ряде философских и психологических направлений (персонализм, гуманистическая психология, экзистенциализм и др.) на первое место среди конституирующих личность свойств выдвигают творческое, порождающее начало, хотя природа этого начала трактуется в разных подходах весьма различно. Но, создавая нечто значимое для других, человек создает значимое для самого себя, изменяет себя, творит свою личность.
Центральным понятием для гуманистической теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, посредством которых человек реализует (самоактуализирует) себя как личность, намечает перспективы своего личностного роста.
Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком окружающего мира, людей, на оценки, которые человек дает людям и собственному поведению. На основе образа «Я» у каждого человека формируется своя «Я» – концепция. Она может быть положительной, отрицательной и двойственной (противоречивой). Она может быть реальной, соответствующей действительности, и нереальной (вымышленной, искаженной, иллюзорной). То, что не согласуется с «Я» – концепцией человека, может быть вытеснено из сферы его сознания, отвергнуто им, хотя на самом деле это может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека своей жизнью, мера полноты переживаемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой степени его опыт, его «реальное Я» и его же «идеальное Я» согласуются друг с другом.
С
позиции сторонников
Может
случиться так, что физически
сильный ребенок привыкнет
Аналогичные утверждения можно сделать и о таких качествах, как красота или уродство, особенности темперамента и даже природные свойства ума, художественная одаренность и т.п. Не определяют прямо характера личности и внешние условия жизни – богатство или бедность, уровень образования и т.д. Все эти качества могут влиять только косвенно, ограничивая или расширяя поле выбора, в рамках которого человек сам строит свою личность, совершая активную деятельность и входя в определенные отношения с другими людьми.
Современные
ученые на вопрос о том, что такое
личность, отвечают по-разному, и в
разнообразии их ответов, а отчасти
и в расхождении мнений на этот счет проявляется
сложность самого феномена личности. В
каждом из подходов можно выделить бесчисленное
множество конкретных вариантов понимания
личности, часто противостоящих друг другу
в ключевых моментах. Поэтому необходимо
помнить, что ни одно определение личности
не может считаться исчерпывающим или
хотя бы фиксирующим главные, наиболее
существенные особенности такого сложного
и многопланового образования, каким выступает
личность в психологии.
2.3
Структура личности
Структура
личности – основные части и элементы
личности, из которых она построена, входящие
в неё индивидуальные особенности и способы
взаимодействия между этими элементами.
В психологии существуют два подхода структурирования личности:
2.4
Основные направления
в изучении психологии
личности
7.
Экзистенциальная психология личности
(Американская школа экзистенциальной
психологии – И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь,
экзистенциальный анализ А. Лэнгле)
2.5
Теории личности – основа
практической психологии
Главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения. Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой «летчик» в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.
Информация о работе Становление предмета научной психологии. Понятие о личности