Способности к управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Глава I. Способности к управленческой деятельности. Теория. ……….4
3. Глава II. Способности к управленческой деятельности. Практика (тестирование)……………………………………………………………...7
4. Глава III. Результаты тестирования и их обсуждение………………….13
5. Заключение………………………………………………………………..14
6. Список источников……………………………………………………….15
7. Приложение 1……………………………………………………………..16
8. Приложение 2…………………………………………………………..…20

Файлы: 1 файл

КР психология.docx

— 47.86 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный  технический университет

им. А.Е. Алексеева 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология менеджмента»

на тему: Способности к управленческой деятельности.

 

 

 

 

Выполнила:

Ст. гр.11-МЕНз(Т)-2.2

Кузнецова Е.А.

Проверил:

Преподаватель

Вопилин В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011 год

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Глава I. Способности к управленческой деятельности. Теория. ……….4
  3. Глава II. Способности к управленческой деятельности. Практика (тестирование)……………………………………………………………...7
  4. Глава III. Результаты тестирования и их обсуждение………………….13
  5. Заключение………………………………………………………………..14
  6. Список источников……………………………………………………….15
  7. Приложение 1……………………………………………………………..16
  8. Приложение 2…………………………………………………………..…20

 

Введение.

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или  меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь  зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость  в которых определяется содержанием  и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами  ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что она остается в настоящее время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре управленческих способностей в должной мере не решенным.

В первой главе речь пойдет о сущности управленческих способностей с теоретической точки зрения.

Во второй главе данную тему мы будем изучать на практике, путем проведения различных тестов.

В третьей главе мы обсудим  результаты проведенного тестирования.

 

Глава I.

Способности к  управленческой деятельности. Теория.

Управленческая деятельность может выполняться более или  менее эффективно. И это определяется многими факторами, но в первую очередь  зависит от личностных и профессиональных качеств руководителя. Иными словами, главным фактором эффективной управленческой деятельности выступают управленческие способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют обычно три признака, отличающие способности от всех других психических явлений: 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько видов деятельности; 3) способности не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности.

Реализуясь в тех или  иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются  и развиваются.

Определение управленческих способностей – дело сложное. Ведь любая управленческая деятельность имеет как бы три основных измерения:

1. Собственно деятельное, связанное с организацией и управлением какой-либо системой.

2. Кадровое – «личностное», связанное с управлением людьми, с организацией личного взаимодействия.

3. Производственно-технологическое, связанное непосредственно с организацией технологического процесса, с его оперативным управлением. Отсюда эффективность управления определяется тем, насколько руководитель способен обеспечить между собой эти три разных измерения.

Первое – деятельное, организаторско-административное требует развитых общеуправленческих навыков и способностей, умения эффективно организовать совместную деятельность людей.

Второе – личностное измерение требует наличия таких способностей, как основные личностные качества, черты характера и другие.

Третье – предполагает собственно профессиональных качеств руководителя – его специальных способностей. Кроме того, важным являются и такие способности личности, как: умение организовать; скоординировать свою деятельность под определенную цель, задачу.

Управленческие способности  можно рассматривать по трем критериям:

Во-первых, это критерии основных характеристик личности управленца, которые обозначаются понятием управленческие характеристики. Все они либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обуславливают  успешную управленческую деятельность. Эти характеристики делятся на две  крупные подгруппы: 1) это общесоциальные, биографические характеристики, свойственнее эффективному руководителю; 2) это собственно личностные качества эффективного управленца.

Во-вторых, это функционально-деятельный критерий. Он включает только те свойства, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность. Определяют ее содержанием и требованиями. Они также делятся на две подгруппы: 1) это общеуправленческие или общеорганизационные способности. Они определяют эффективность данного типа деятельности в целом, а не успешность выполнения только какой-нибудь одной функции. 2) Это частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение ее отдельных функций; решение частных, хотя и важных задач управления.

Две указанные категории  выделяются по так называемому деятельностно-функциональному критерию – по тому, какие свойства психики и качества личности требуются для деятельности.

В-третьих – структурно-психологический. Согласно ему, в основу выделения способностей берется не структура и содержание деятельности, а структура психики. В соответствии с этим критерием, различают:

- проявление в управленческой деятельности общих и специальных способностей;

- способности структурируются по основным классам психических процессов – когнитивным, регулятивным, коммуникативным, мотивационным, волевым.

Как мы видим, каждая профессия  и специальность требует определенных способностей для овладения ею и  успешной производственной деятельности. Профессиональные способности – это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием жизненных факторов (воспитания, обучения, опыта), индивидуально-психологических качеств личности, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность в управленческой деятельности и ее совершенствовании.

Таким образом, общая структура  управленческих способностей основана на взаимодополнительном использовании трех критериев: менеджерские характеристики; функционально-деятельные; структурно-психологические. В зависимости от меры их сформированности следует говорить и о различном уровне коммуникативных способностей.

 

 

 

Глава II. Способности к управленческой деятельности. Практика (тестирование).

Для исследования данной темы на практике я использовала различные  тесты, которые проводила на своем близком родственнике, чтобы выяснить какими способностями к управленческой деятельности он обладает.

Я подобрала два наиболее подходящих теста, полное содержание которых, включая и ключи к ним, содержатся в Приложении 1 и в Приложении 2. Результаты теста обсудим в следующей главе.

И так, приступим…

Тест 1: «Какой Вы руководитель?».

Психологическое содержание общей способности управленческой деятельности непосредственно связано  с признаками руководителя, к которым  можно отнести следующее:

  • умение отличать главное от второстепенного;
  • умение сконцентрировать силы на решающем направлении;
  • личная воля, ответственность и требовательность;
  • владение моделированием и оптимальная мобильность в выборе продуктивного варианта действий;
  • рациональная технологичность в управлении;
  • умение выйти за рамки непродуктивных стереотипов-блокаторов и др.

 

Компетентный и эффективный  руководитель не будет подменять  свой персонал, но всегда окажет помощь любому сотруднику в нестандартной  ситуации. Предъявляя высокую требовательность к ним, руководитель оперативно осуществляет функциональный маневр кадрами.

Данные и другие аспекты  управленческой деятельности руководителя использованы и заложены в содержание теста. Он апробирован, проверен на валидность и пригоден для проведения самооценки руководителями основных управленческих способностей. Для этого необходимо утвердительно или отрицательно («да» или «нет») ответить на следующие вопросы: 

1. Охотно ли вы беретесь  за решение неординарных, нестандартных  управленческих задач? - НЕТ

2. Трудно ли Вам было  отказаться от тех приемов  руководства подчиненными, которыми  Вы пользовались, находясь на  ступень ниже?- НЕТ

3. Долго ли Вы оказывали  предпочтение ранее возглавляемому  Вами участку работы, уйдя на  повышение? - НЕТ

4. Стремитесь ли Вы  выработать универсальный метод  управления, подходящий для большинства  ситуаций? - ДА

5. Умеете ли Вы дать  полную, целостную оценку подчиненным  руководителям, обоснованно квалифицировав  их как сильных, средних и  слабых в вопросах управления? - ДА

6. Легко ли Вам выйти  за рамки личных симпатий или  антипатий в кадровых вопросах? - ДА

7. Считаете ли Вы, что  универсального стиля руководства  нет, а нужно уметь сочетать  различные стили в зависимости  от специфики управленческой  ситуации? - ДА

8. Утверждаете ли Вы, что  Вам легче избежать конфликта  с вышестоящим руководством, чем  с подчиненными? - НЕТ

9. Хочется ли Вам сломать  стереотип управления, сложившийся  в возглавляемом учреждении? - НЕТ

10. Часто ли оказывается  верным Ваше первое впечатление  о качествах человека как руководителя? - НЕТ

11. Часто ли Вам приходится  объяснять неудачи в управлении  объективными неблагоприятными  факторами (социально-экономическая  и правовая незащищенность, нестабильность  и неопределенность в работе, проблемы материального и иного  обеспечения деятельности, неудовлетворенность  состоянием организационно-кадровых  вопросов и т.п.)? - НЕТ

12. Часто ли Вы ощущаете, что для эффективного управленческого  труда Вам не хватает времени? - НЕТ

13. Считаете ли Вы, что  если бы имели возможность  чаще бывать в нижестоящих  организациях и на закрепленных  объектах, то эффективность Вашего  руководства значительно повысилась  бы? - ДА

14. Предоставляете ли Вы  больше полномочий и самостоятельности  в решении вопросов более инициативным  и компетентным из подчиненных  Вам руководителей? - ДА

15. Можете ли Вы утверждать, что Вашу управленческую деятельность  можно описать стройной схемой, включающей модель, алгоритм, технологию  управления? - НЕТ

16. Считаете ли Вы, что  интересы работы пострадают, если  ежедневно отвлекаться от всех  дел и заниматься не менее  1 часа совершенствованием своей  управленческой компетенции? - НЕТ

17. Вы еженедельно проводите  занятия с непосредственно подчиненными  Вам руководителями по совершенствованию  их управленческой деятельности? - НЕТ

Информация о работе Способности к управленческой деятельности