Сознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение механизмов сознания, формирования личности, ее структуры.
Автор ставит задачи:
проанализировать деятельность и сознание в следующих аспектах: генезис сознания, чувственная ткань сознания, значение как проблема психологии сознания, личностный смысл;
рассмотреть деятельность и личность как предмет психологического исследования, формирование личности и самосознания, сравнить понятия индивид и личность;
рассмотреть индивидуальные особенности личности, такие как воля, чувства, темперамент, характер, способности.

Оглавление

Введение 3
1 Деятельность и сознание. 5
1.1 Генезис сознания 5
1.2 Чувственная ткань сознания 6
1.3 Значение как проблема психологии сознания 8
1.4 Личностный смысл 9
2 Деятельность и личность. 11
2.1 Личность как предмет психологического исследования 11
2.2 Индивид и личность 13
2.3 Деятельность как основание личности 14
2.4 Мотивы, эмоции и личность 15
2.5 Формирование личности 17
2.6 Самосознание 20
3 Индивидуальные проявления и особенности личности. 22
3.1 Воля 22
3.2 Чувства 23
3.3 Темперамент 24
3.4 Характер 25
3.5 Способности 26
Заключение 28
Используемая литература 29

Файлы: 1 файл

КР Сознание и личность.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

    Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно  переходящая в действие и не выходящая  за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.

3.2  Чувства

 

    Всё, с чем сталкивается человек в  своей жизни, вызывает у него то или  иное отношение, те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Определённые отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов – человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

    Чувства – это переживаемые в различной  форме отношения человека к предметам  и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

    Выражение чувств, как и сами чувства, общественно  обусловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться в одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности. В процессе взаимодействия людей выразительные движения обогащаются, дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств. Таким образом, форма и употребление выразительных движений определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля.

    Неповторимые  индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.

3.3  Темперамент

 

    Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями  биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своём роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.

      Тем не менее темперамент и сегодня остаётся во многом спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том,  что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определённую организацию, структуру. 

3.4  Характер

 

    В психологии понятие характер означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для неё способы поведения.

    Выступая  как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определённый образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых происходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности  референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у её членов. Черты характера также будут зависеть от позиций индивида в группе, от того, как он интегрируется в ней. В коллективе как  группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

3.5  Способности

 

    Всякая  деятельность требует от человека обладания  специфическими качествами, определяющими  его пригодность к ней и  обеспечивающими определённый уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причём выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая – по причине непсихологичности, вторая – по причине общности.

    Способных людей от неспособных отличает более  быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и всё развитие личности.

    Общие способности, обеспечивающие относительную  лёгкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одарённостью. Одарённость может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, в сфере общения и психомоторики. Одарённых людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, неуёмная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

    Способности могут различаться по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, а также по своему уровню и масштабу. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность».

    Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и  напряжённого труда. Мастерство в большей  степени связано с репродуктивной, производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство раскрывается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии (учитель, врач, монтажник, лётчик, спортсмен и т.д.) предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

    Талант  – это определённое сочетание  способностей, их совокупность. Отдельная  изолированная способность, даже очень  высокоразвитая, не может быть названа  талантом.

    Высший  уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Такого триумфа за всю пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В.Лейбница, М.В. Ломоносова.

    Формирование  и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами культуры, без усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Кроме того, чтобы овладеть предметами, воплощающими человеческие способности, сложившиеся в развитии общественно-исторической практики, индивид должен осуществить активную и адекватную деятельность по отношению к ним.

 

Заключение

 

  При изучении деятельности и сознания личности необходимо учитывать, что человек, в силу своей социальной сущности, неуклонно идет вперед по пути развития, а не повторяет циклы жизни, как  это происходит в животном мире. В психологическом отношении  жизненный путь конкретного человека не повторяет жизненного пути всех предыдущих поколений людей. В соответствии с этим, психология изучает основные виды человеческой деятельности в плане их развития в течение жизни конкретного человека. Такой подход дает возможность раскрыть психологические закономерности формирования сознания не вообще, а именно личности.

    Автор поставил и достиг главной цели работы –  изучение механизмов сознания, формирования личности, ее структуры.

    Также были решены поставленные задачи:

  • проанализирована деятельность и сознание в следующих аспектах: генезис сознания, чувственная ткань сознания, значение как проблема психологии сознания, личностный смысл;
  • рассмотрена деятельность и личность как предмет психологического исследования, формирование личности и самосознания, изучены понятия индивид и личность;
  • рассмотрены индивидуальные особенности личности, такие как воля, чувства, темперамент, характер, способности.

 

Используемая  литература

 
  1. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: изд-во «ЭКСМО – Пресс», 2000. – 1008 с.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1998. – 336 с.
  3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
  4. Немов, Р.С. Психология. Учебник для ВУЗов / Р.С. Немов. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 668 с.
  5. Общая психология. Курс лекций / сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 448 с.
  6. Петровский, А.В. Психология. Учебник для студентов ВУЗов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: изд. центр «Академия», 1998. - 512 с.
  7. Столяренко, Л.Д. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.

Информация о работе Сознание и личность