Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:42, контрольная работа
Целью работы является изучение механизмов сознания, формирования личности, ее структуры.
Автор ставит задачи:
проанализировать деятельность и сознание в следующих аспектах: генезис сознания, чувственная ткань сознания, значение как проблема психологии сознания, личностный смысл;
рассмотреть деятельность и личность как предмет психологического исследования, формирование личности и самосознания, сравнить понятия индивид и личность;
рассмотреть индивидуальные особенности личности, такие как воля, чувства, темперамент, характер, способности.
Введение 3
1 Деятельность и сознание. 5
1.1 Генезис сознания 5
1.2 Чувственная ткань сознания 6
1.3 Значение как проблема психологии сознания 8
1.4 Личностный смысл 9
2 Деятельность и личность. 11
2.1 Личность как предмет психологического исследования 11
2.2 Индивид и личность 13
2.3 Деятельность как основание личности 14
2.4 Мотивы, эмоции и личность 15
2.5 Формирование личности 17
2.6 Самосознание 20
3 Индивидуальные проявления и особенности личности. 22
3.1 Воля 22
3.2 Чувства 23
3.3 Темперамент 24
3.4 Характер 25
3.5 Способности 26
Заключение 28
Используемая литература 29
Как известно, выпадение у человека даже главных сенсорных систем – зрения и слуха – не уничтожает сознание. Даже у слепоглухонемых детей в результате овладения ими специфически человеческими операциями предметного действия и языком формируется нормальное сознание, отличающееся от сознания видящих и слышащих людей только своей крайне бедной чувственной тканью.[3, с.108]
Итак, значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях представлена преобразованная и свёрнутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.
Значения составляют предмет изучения в лингвистике, семиотике, логике. Вместе с тем в качестве одной из «образующих» индивидуальное сознание они необходимо входят в круг проблем психологии. Главная трудность психологической проблемы значения состоит в том, что в ней воспроизводятся все те противоречия, на которые наталкивается более широкая проблема соотношения логического и психологического в мышлении, логике и психологии понятия.
Одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в «возвращении» их к чувственной предметности мира. В то время как в своей абстрактности значения безразличны к формам чувственности, в которых мир открывается конкретному субъекту, их функцианирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесённость к чувственным впечатлениям. Конечно, чувственно-предметная отнесённость значений в сознании субъекта может быть не прямой, она может реализоваться через как угодно сложные цепи свёрнутых в них мыслительных операций, особенно когда значения отражают действительность, которая выступает лишь в своих отдалённых косвенных формах. Но в нормальных случаях эта отнесённость всегда существует и исчезает только в продуктах их движения.
Другая сторона движения значений в системе индивидуального сознания состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности. Сторона эта, однако, открывает себя лишь при анализе внутренних отношений, связывающих значения с ещё одной «образующей» сознания – личностным смыслом.
Психология
издавна описывала
Деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, своей «макроструктуры». На всех этапах исторического развития она осуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целей в объективные продукты, и подчиняется побуждающим её мотивам. Что радикально меняется, так это характер отношений, связывающих между собой цели и мотивы деятельности.
Эти отношения и являются психологически решающими. Дело в том, что для самого субъекта осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действия есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти; их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением. При определённых условиях несовпадение смыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характер настоящей чуждости между ними, даже их противопоставленности.
Анализ движения деятельности и порождаемых им форм психического отражения приводит к необходимости ввести понятии о конкретном субъекте, о личности как о внутреннем моменте деятельности.
Изучение личности как момента деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определённом уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. В психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности.
Требование «личностного подхода» в психологии иногда понимается в том смысле, что при изучении отдельных психологических процессов внимание исследователя должно быть прежде всего сосредоточено на индивидуальных особенностях. Но это отнюдь не решает проблемы, так как изначально не возможно судить о том, какие из этих особенностей характеризуют личность, а какие – нет. Входят ли в психологическую характеристику личности, например, скорость реакции человека, объём его памяти или умение печатать на машинке?
Один из способов обойти этот капитальный вопрос психологической теории состоит в том, что под понятием личности разумеется человек в его эмпирической тотальности. Психология личности превращается, таким образом, в особого рода антропологию, включающую в себя всё – от исследования особенностей обменных процессов до исследования индивидуальных различий в отдельных психических функциях. [3, с. 124]
Комплексный подход к человеку является не только возможным, но и необходимым. Комплексное изучение человека приобрело сейчас первостепенное значение, но именно это обстоятельство и выдвигает психологическую проблему личности как особую.
Когда в повседневной жизни даётся характеристика личности человека, то в неё без особых колебаний включаются такие черты, как, например, сила воли («сильная личность», «слабохарактерный человек»), отношение к людям («доброжелательный», «равнодушный») и т.п., но обычно не относятся к числу личностных такие особенности, как, например, разрез глаз или умение считать на счётах; это делается без использования каких-либо разумных критериев для различения «личностных» и «неличностных» особенностей. Если идти путём перебора и сопоставления отдельных психологических и иных особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден. Дело в том, что одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом – те же особенности существенно входят в его характеристику.
Дело вовсе не в том, чтобы констатировать, что человек есть и природное, и общественное существо. Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком, и ничего ещё не говорит о сущности его личности, о том, что её порождает. А в этом как раз и заключается научная задача. Задача эта требует понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности.
Такой подход приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю лишь как индивид, наделённый определёнными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Таким образом, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследования процесса порождения и трансформаций личности в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к её подлинно научному психологическому пониманию.
Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология рассматривает их как проявление жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект, принято говорить особь, если нужно подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид.
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного « слаживания».
Индивид – это, прежде всего, генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается прижизненно. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше индивиды поднимаются по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся их жизненные проявления и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирождённых и прижизненно приобретаемых особенностях.
Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определённых внешних условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.
Понятие личности , так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому не говорят о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на белее поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онгогенетического развития человека. Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн. [3, с. 135]
Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое называется личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При всём многообразии её видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.
В основании личности лежат отношения соподчинённости человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. В чём психологически выражается эта подчинённость эта иерархия деятельности? Деятельностью называется процесс, побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чём опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.
В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а также переживание эмоций, интересы, желания; в пёстром перечне мотивов можно встретить такие, как жизненные цели и идеалы, а так же и такие , как раздражение электрическим током.