Сознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение механизмов сознания, формирования личности, ее структуры.
Автор ставит задачи:
проанализировать деятельность и сознание в следующих аспектах: генезис сознания, чувственная ткань сознания, значение как проблема психологии сознания, личностный смысл;
рассмотреть деятельность и личность как предмет психологического исследования, формирование личности и самосознания, сравнить понятия индивид и личность;
рассмотреть индивидуальные особенности личности, такие как воля, чувства, темперамент, характер, способности.

Оглавление

Введение 3
1 Деятельность и сознание. 5
1.1 Генезис сознания 5
1.2 Чувственная ткань сознания 6
1.3 Значение как проблема психологии сознания 8
1.4 Личностный смысл 9
2 Деятельность и личность. 11
2.1 Личность как предмет психологического исследования 11
2.2 Индивид и личность 13
2.3 Деятельность как основание личности 14
2.4 Мотивы, эмоции и личность 15
2.5 Формирование личности 17
2.6 Самосознание 20
3 Индивидуальные проявления и особенности личности. 22
3.1 Воля 22
3.2 Чувства 23
3.3 Темперамент 24
3.4 Характер 25
3.5 Способности 26
Заключение 28
Используемая литература 29

Файлы: 1 файл

КР Сознание и личность.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

    Как известно, выпадение у человека даже главных сенсорных систем – зрения и слуха – не уничтожает сознание. Даже у слепоглухонемых детей  в результате овладения ими специфически человеческими операциями предметного действия и языком формируется нормальное сознание, отличающееся от сознания видящих и слышащих людей только своей крайне бедной чувственной тканью.[3, с.108]

    Итак, значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия, в процессе которых  люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях представлена преобразованная и свёрнутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.

    Значения  составляют предмет изучения в лингвистике, семиотике, логике. Вместе с тем в качестве одной  из «образующих» индивидуальное сознание они необходимо входят в круг проблем психологии. Главная трудность психологической проблемы значения состоит в том, что в ней воспроизводятся все те противоречия, на которые наталкивается более широкая проблема соотношения логического и психологического в мышлении, логике и психологии понятия.

    Одна  из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в  «возвращении» их к чувственной  предметности мира. В то время как в своей абстрактности значения безразличны к формам чувственности, в которых мир открывается конкретному субъекту, их функцианирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесённость к чувственным впечатлениям. Конечно, чувственно-предметная отнесённость значений в сознании субъекта может быть не прямой, она может реализоваться через как угодно сложные цепи свёрнутых в них мыслительных операций, особенно когда значения отражают действительность, которая выступает лишь в своих отдалённых косвенных формах. Но в нормальных случаях эта отнесённость всегда существует и исчезает только в продуктах их движения.

    Другая  сторона движения значений в системе  индивидуального сознания состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности. Сторона эта, однако, открывает себя лишь при анализе внутренних отношений, связывающих значения с ещё одной «образующей» сознания – личностным смыслом.

    1. Личностный  смысл
 

    Психология  издавна описывала субъективность, пристрастность человеческого сознания. Её проявления видели в избирательности внимания, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости познавательных процессов от потребностей и влечений. В своё время Г. Лейбниц  выразил эту зависимость в известном афоризме: «…если бы геометрия также противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против неё и нарушали её вопреки всем доказательствам Эвклида и Архимеда…». [3, с.115]

    Деятельность  человека исторически не меняет своего общего строения, своей «макроструктуры». На всех этапах исторического развития она осуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целей в объективные продукты, и подчиняется побуждающим её мотивам. Что радикально меняется, так это характер отношений, связывающих между собой цели и мотивы деятельности.

    Эти отношения и являются психологически решающими. Дело в том, что для  самого субъекта осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действия есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Безразлично, осознаются  или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти; их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением. При определённых условиях несовпадение смыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характер настоящей чуждости между ними, даже их противопоставленности.

 

2  Деятельность и  личность.

2.1  Личность как предмет психологического исследования

 

    Анализ  движения деятельности и порождаемых  им форм психического отражения приводит к необходимости ввести понятии  о конкретном субъекте, о личности как о внутреннем моменте деятельности.

    Изучение  личности как момента деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую  проблему. Проблема эта является одной  из самых сложных. Серьёзные трудности  возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в  научной психологии термином «личность».

    Личность  является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определённом уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. В психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности.

    Требование  «личностного подхода» в психологии иногда понимается в том смысле, что при изучении отдельных психологических  процессов внимание исследователя должно быть прежде всего сосредоточено на индивидуальных особенностях. Но это отнюдь не решает проблемы, так как изначально не возможно судить о том, какие из этих особенностей характеризуют личность, а какие – нет. Входят ли в психологическую характеристику личности, например, скорость реакции человека, объём его памяти или умение печатать на машинке?

    Один  из способов обойти этот капитальный  вопрос психологической теории состоит  в том, что под понятием личности разумеется человек в его эмпирической тотальности. Психология личности превращается, таким образом, в особого рода антропологию, включающую в себя всё – от исследования особенностей обменных процессов до исследования индивидуальных различий в отдельных психических функциях. [3, с. 124]

    Комплексный подход к человеку является не только возможным, но и необходимым. Комплексное  изучение человека приобрело сейчас первостепенное значение, но именно это обстоятельство и выдвигает психологическую проблему личности как особую.

    Когда в повседневной жизни даётся характеристика личности человека, то в неё без  особых колебаний включаются такие  черты, как, например, сила воли («сильная личность», «слабохарактерный человек»), отношение к людям («доброжелательный», «равнодушный») и т.п., но обычно не относятся к числу личностных такие особенности, как, например, разрез глаз или умение считать на счётах; это делается без использования каких-либо разумных критериев для различения «личностных» и «неличностных» особенностей. Если идти путём перебора и сопоставления отдельных психологических и иных особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден. Дело в том, что одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом – те же особенности существенно входят в его характеристику.

    Дело  вовсе не в том, чтобы констатировать, что человек есть и природное, и общественное существо. Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком, и ничего ещё не говорит о сущности его личности, о том, что её порождает. А в этом как раз и заключается научная задача. Задача эта требует понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности.

    Такой подход приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это  означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю лишь как индивид, наделённый определёнными  природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Таким образом, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследования процесса порождения и трансформаций личности в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к её подлинно научному психологическому пониманию.

2.2  Индивид и личность

 

    Изучая  особый класс жизненных процессов, научная психология рассматривает их как проявление жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект, принято говорить особь, если нужно подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид.

    Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного « слаживания».

    Индивид – это, прежде всего, генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается прижизненно. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше индивиды поднимаются по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся их жизненные проявления и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирождённых и прижизненно приобретаемых особенностях.

    Итак, в основе понятия индивида лежит  факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определённых внешних условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.

    Понятие личности , так же как и понятие  индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому не говорят о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на белее поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онгогенетического развития человека. Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн. [3, с. 135]

    Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое называется личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При всём многообразии её видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

2.3  Деятельность как основание личности

 

    Главная задача состоит в том, чтобы выявить  действительные «образующие» личности. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.

    В основании личности лежат отношения  соподчинённости человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. В  чём психологически выражается эта подчинённость эта иерархия деятельности? Деятельностью называется процесс, побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чём опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

2.4  Мотивы, эмоции и  личность

 

    В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а также переживание эмоций, интересы, желания; в пёстром перечне мотивов можно встретить такие, как жизненные цели и идеалы, а так же и такие , как раздражение электрическим током.

Информация о работе Сознание и личность