Сознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение механизмов сознания, формирования личности, ее структуры.
Автор ставит задачи:
проанализировать деятельность и сознание в следующих аспектах: генезис сознания, чувственная ткань сознания, значение как проблема психологии сознания, личностный смысл;
рассмотреть деятельность и личность как предмет психологического исследования, формирование личности и самосознания, сравнить понятия индивид и личность;
рассмотреть индивидуальные особенности личности, такие как воля, чувства, темперамент, характер, способности.

Оглавление

Введение 3
1 Деятельность и сознание. 5
1.1 Генезис сознания 5
1.2 Чувственная ткань сознания 6
1.3 Значение как проблема психологии сознания 8
1.4 Личностный смысл 9
2 Деятельность и личность. 11
2.1 Личность как предмет психологического исследования 11
2.2 Индивид и личность 13
2.3 Деятельность как основание личности 14
2.4 Мотивы, эмоции и личность 15
2.5 Формирование личности 17
2.6 Самосознание 20
3 Индивидуальные проявления и особенности личности. 22
3.1 Воля 22
3.2 Чувства 23
3.3 Темперамент 24
3.4 Характер 25
3.5 Способности 26
Заключение 28
Используемая литература 29

Файлы: 1 файл

КР Сознание и личность.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

    Прежде  всего необходимо рассмотреть вопрос о соотношении мотивов и потребностей. Потребность – это всегда потребность в чём-то,  на психологическом уровне потребности опосредствованы психическим отражением, и притом двояко. С одной стороны, предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другой – сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные состояния, в простейших случаях – в результате действия интероцептивных раздражителей. При этом важнейшее изменение, характеризующее переход на психологический уровень, состоит в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами.

    В самом потребностном состоянии  субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жёстко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета. Он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом.

    Само  собой разумеется, что субъект  как индивид рождается наделённым потребностями. Но потребность как  внутренняя сила может реализоваться  только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает  лишь как условие, как предпосылка  деятельности, но, как только субъект  начинает действовать, тотчас происходит её трансформация, и потребность перестаёт быть тем, что она была виртуально, «в себе». Чем дальше идёт развитие деятельности, тем более эта её предпосылка превращается в её результат.

    Таким образом психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов. Казалось бы: очевидно, что человек действует потому, что он хочет. Но субъективные переживания, хотения и желания и т.п. не являются мотивами потому, что сами по себе они не способны породить направленную деятельность, и, следовательно, главный психологический вопрос состоит в том, чтобы понять, в чём состоит предмет данного хотения, желания или страсти.

    Эмоции  выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они  не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им действительности субъекта.[3, с. 151] Таким образом, они возникают вслед  за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.

    Многообразие  и сложность эмоциональных состояний  являются результатом раздвоения первичной чувственности, в которой её познавательные и аффективные моменты слиты. Это раздвоение нельзя, конечно, представлять себе так, что эмоциональные состояния приобретают независимое от предметного мира существование. Речь идёт о другом, а именно о возникающей дифференциации в образе его предметного содержания и его эмоциональной окраски. Главное же состоит в том, что эмоциональные процессы и состояния имеют у человека своё собственное положительное развитие.

    Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, т.е. когда человек не отдаёт себе отчёта в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они всё же находят своё психическое отражение, но в особой форме – в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска (её интенсивность, её знак и её качественная характеристика) выполняет специфическую функцию.

    Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся  по ходу её развития. Для совсем маленьких  детей этой задачи просто не существует. С возрастом для осознания действительных мотивов своей деятельности субъект вынужден идти по «обходному пути», на котором его ориентируют сигналы-переживания, эмоциональные «метки» событий. Он стоит перед «задачей на личностный смысл», но она решается не сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, которое характеризует его как личность.

2.5 Формирование личности

 

    Ситуация  развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых ранних этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребёнка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребёнок – мать очень скоро опосредствуются предметами. Вещи открываются ребёнку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности – в своём функциональном значении. Предметная деятельность ребёнка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком.

    В этой исходной ситуации развития ребёнка  и содержится зерно тех отношений, дальнейшее развёртывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности. Каковы же необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

      Первый критерий: человека можно  считать личностью, если в его  мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

    Второй  необходимый критерий личности –  способность к сознательному  руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.  Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

    Согласно  взгляду советской психологии личность, как и всё специфически человеческое в психике человека, формируется путём усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта. Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, - это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о её общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.п.

    В этапах формирования личности есть два  самых главных и очень крупных. Первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности.

    К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Это стихийные механизмы, потому что субъект, подвергаясь их действию, в полной мере не осознаёт их и уж во всяком случае сознательно ими не управляет.

    В первые годы воспитание ребёнка состоит  в основном из привития ему норм поведения. Так функционирует сдвиг  мотива на цель. Ещё до года ребёнок узнаёт, что ему можно и следует делать, а что нельзя; что вызывает улыбку и одобрение матери, а что – строгое лицо и слово «нельзя». Очевидно, что уже с этих первых шагов начинается формирование того, что называется «опосредствованным поведением», т.е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами. При правильном тоне воспитателя, достаточно дружелюбном, но настойчивом, ребёнок овладевает этими нормами, начинает вести себя в соответствии с ними.

    Воспитание  личности приносит плоды только в  том случае, если оно проходит в  правильном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удаётся сочетать требовательность и доброту, - доброту обязательно! Этот процесс подчиняется следующему общему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. В таких случаях говорят, что произошёл сдвиг мотива на цель.

    Конечно, далеко не всё передаётся ребёнку  в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче «личностного» опыта принадлежит косвенным влияниям – через личный пример, подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации.

    Первые  ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всём: в  манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей – их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования. Характерная особенность процесса идентификации состоит в том, что он происходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребёнка и также не контролируется в полной мере родителями.

    Механизм  принятия и освоения социальных ролей  во многом сходен с механизмом идентификации. Но отличается от него значительно  большей обобщённостью и часто  отсутствием персонализации осваиваемого эталона. Этот механизм описывается в психологии с помощью понятий социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется прежде всего совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение.

2.6  Самосознание

 

    Появление самосознания означает «второе рождение»  личности. Коротко самосознание может определяться как образ себя и отношение к себе. Такие образ и отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, усовершенствовать себя. Одна из высших форм работы самосознания заключается в попытках найти смысл собственной деятельности; нередко эти попытки вырастают в поиск смысла жизни.

    Познание  себя – одна из самых сложных  и в то же время субъективно  очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить  свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применит их к познанию себя. А это происходит с возрастом и предполагает определённое умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней – очередной шаг в его развитии.

    Познание  себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребёнок учится отделять себя от физического мира: он ещё не знает, что относится к его телу, а что – к миру.

    Позднее ребёнок начинает осознавать себя уже  в другом смысле – в качестве члена социальной микрогруппы. И здесь на первых порах наблюдается сходное явление: он ещё плохо отделяет себя от других, а других – от себя. Это выражается в известном детском эгоцентризме. В сознании ребёнка он как бы центр социального микромира, а другие люди существуют для того, чтобы его кормить, поить, с ним играть, его воспитывать.

    В подростковом возрасте начинается осознание  «духовного Я», т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыт, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщённую работу поколений в решении духовных и нравственных проблем.

    Самосознанию, особенно нравственному самосознанию, предстоит ещё долгий путь развития. Это развитие происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешними условиями, так и собственными мотивами личности.

3  Индивидуальные проявления и особенности личности.

3.1  Воля

 

    Осознавая необходимость действовать и  принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит  к её реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро и эмоционально переживаемых интересов. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи, или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлением их воли.

    Воля  – это сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится  со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затруднительных условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Информация о работе Сознание и личность