Сознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение механизмов сознания, формирования личности, ее структуры.
Автор ставит задачи:
проанализировать деятельность и сознание в следующих аспектах: генезис сознания, чувственная ткань сознания, значение как проблема психологии сознания, личностный смысл;
рассмотреть деятельность и личность как предмет психологического исследования, формирование личности и самосознания, сравнить понятия индивид и личность;
рассмотреть индивидуальные особенности личности, такие как воля, чувства, темперамент, характер, способности.

Оглавление

Введение 3
1 Деятельность и сознание. 5
1.1 Генезис сознания 5
1.2 Чувственная ткань сознания 6
1.3 Значение как проблема психологии сознания 8
1.4 Личностный смысл 9
2 Деятельность и личность. 11
2.1 Личность как предмет психологического исследования 11
2.2 Индивид и личность 13
2.3 Деятельность как основание личности 14
2.4 Мотивы, эмоции и личность 15
2.5 Формирование личности 17
2.6 Самосознание 20
3 Индивидуальные проявления и особенности личности. 22
3.1 Воля 22
3.2 Чувства 23
3.3 Темперамент 24
3.4 Характер 25
3.5 Способности 26
Заключение 28
Используемая литература 29

Файлы: 1 файл

КР Сознание и личность.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

  
 

Сознание  и личность 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  общей психологии

студентки гр. ПС – 091 Шатовой  Кристины Алексеевны 
 
 

                                                                                Научный руководитель:

                                                                                к. пс. н., ст. преподаватель

      Долганов  Дмитрий

                                                                                Николаевич 

      Работа  защищена

      «___»____________20___г.

      с оценкой______________ 
 

Белово 2010

Оглавление 

Введение 3

1 Деятельность и сознание. 5

1.1  Генезис сознания 5

1.2  Чувственная ткань  сознания 6

1.3  Значение как проблема  психологии сознания 8

1.4 Личностный смысл 9

2  Деятельность и  личность. 11

2.1  Личность как предмет  психологического  исследования 11

2.2  Индивид и личность 13

2.3  Деятельность как  основание личности 14

2.4  Мотивы, эмоции и  личность 15

2.5  Формирование личности 17

2.6  Самосознание 20

3  Индивидуальные проявления  и особенности  личности. 22

3.1  Воля 22

3.2  Чувства 23

3.3  Темперамент 24

3.4  Характер 25

3.5  Способности 26

Заключение 28

Используемая  литература 29 

 

Введение

    Психика человека коренным образом отличается от психики даже наиболее высокоорганизованных животных. Она представляет собой сознание. Что же касается тех моментов отражения, которые свойственны и человеку и животному, то они у человека, составляя единство с сознанием, по существу носят подчиненный характер. Даже рефлекторный акт у человека иногда может выступить в качестве способа и своеобразного механизма осуществления сознательного действия. У животных же такой акт может войти в состав только более или менее сложного инстинктивного действия и "обслуживать" его.

    Один  из основополагающих принципов отечественной  психологии, принцип единства сознания и деятельности, заключается в  утверждении их взаимосвязи и  взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его  сознания, а последнее, осуществляя  регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

    Сознание  определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения новых целей и задач.

    Целью работы является изучение механизмов сознания, формирования личности, ее структуры.

    Автор ставит задачи:

  • проанализировать деятельность и сознание в следующих аспектах: генезис сознания, чувственная ткань сознания, значение как проблема психологии сознания, личностный смысл;
  • рассмотреть деятельность и личность как предмет психологического исследования, формирование личности и самосознания, сравнить понятия индивид и личность;
  • рассмотреть индивидуальные особенности личности, такие как воля, чувства, темперамент, характер, способности.

     Для подготовки работы были использованы учебники, учебные пособия известных авторов: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б. и др.

 

  1. Деятельность  и сознание.

1.1  Генезис сознания

 

    Деятельность  субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти.

    Психическая реальность, которая непосредственно  открывается нам, - это субъективный мир сознания. Сама по себе необходимость  возникновения у человека явления  сознания ещё ничего не говорит о  процессе их порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса.

    Впервые метод научного анализа порождения и функционирования человеческого сознания – общественного и индивидуального – был открыт Марксом. В результате предмет исследования сознания переместился от субъективного индивида на социальные системы деятельности, так что «метод внутреннего наблюдения и понимающей интроспекции, долгое время монопольно владевший исследованиями сознания, затрещал по швам».[3, с. 98]

    Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же областях человеческой деятельности, которые создают его  необходимость: в её объективно-предметном, продуктивном характере.

    Трудовая  деятельность запечатлевается в  своём продукте. Происходит переход  деятельности в покоящееся свойство. Переход этот представляет собой процесс вещественного воплощения предметного содержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т.е.предстаёт перед ним в форме образа воспринимаемого предмета.

    Деятельность  является отнюдь не просто выразителем  и переносчиком психического образа, который объективируется в её продукт. В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержание, которое она объективно несёт в себе.

    Переходы  субъект – деятельность – предмет  образуют как бы круговое движение, поэтому может казаться безразличным, какое из его звеньев или моментов взять в качестве исходного. Однако это вовсе не движение в заколдованном круге. Круг этот размыкается, и размыкается именно в самой чувственно-практической деятельности.

    Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащённости она кристаллизируется в продукте. Осуществлённая деятельность богаче, истиннее, чем превращающее её сознание. При это для создания субъекта вклады, которые вносятся его деятельностью, остаются скрытыми; отсюда и происходит, что сознание может казаться основой деятельности.

    Индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно.

1.2  Чувственная ткань  сознания

 

    Развитое  сознание индивидов характеризуется  своей психологической многомерностью.

    В явлениях сознания обнаруживается прежде всего их чувственная ткань. Эта  ткань и образует чувственный  состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д.

    Особая  функция чувственных образов  сознания состоит в том, что они  придают реальность сознательной картине  мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает  для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности.

    Это утверждение может показаться парадоксальным, потому что исследования чувственных явлений издавна исходили из позиций, приводивших, наоборот, к идее об их «чистой субъективности». Соответственно, чувственное содержание образов представлялось не как осуществляющее непосредственную связь сознания с внешним миром [3, с. 104], скорее, как отгораживающее от него.

    Дело  в том, что предметные образы сознания мыслились как некоторые психические  вещи, зависящие от других вещей, составляющих их внешнюю причину. Иначе говоря, анализ шёл в плоскости двоякой абстракции, которая выражалась, с одной стороны, в изъятии сенсорных процессов из системы деятельности объекта, а с другой – в изъятии чувственных образов из системы человеческого сознания. Сама идея системности объекта научного познания оставалась не разработанной.

    В отличии от подхода, рассматривающего явления в их изолированности, системный анализ сознания требует исследовать «образующие» сознания в их внутренних отношениях, порождаемых развитием форм связи субъекта с действительностью, и, значит, прежде всего со стороны той функции, которую каждое из них выполняет в процессах презентирования (представленности) субъекту картины мира.

    Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямой своей функции, субъективно она выражается лишь косвенно – в безотчётном переживании «чувства реальности». Однако она тот час обнаруживает себя, как только возникает нарушение или развращение рецепции внешних воздействий.

    Глубокая  природа психических чувственных  образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы не усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесённость.

1.3  Значение как проблема психологии сознания

 

    Чувственные образы представляют всеобщую форму  психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

Информация о работе Сознание и личность