Составление теста-опросника по диагностике тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка теста-опросника для исследования уровня тревожности у учеников старших классов, который соответствовал бы установленным требованиям к опросникам и обладал достаточной валидностью и надежностью.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: тревога как психическое явление.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка теста–опросника, отражающего уровни тревоги у учеников старших классов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Рассмотрение понятие (структуру понятия);
Разработка опросника;
Проведение анализа трудности задания;
Рассчёт дискриминативности;
Опредление надёжности (ретестовой надёжности и надёжности частей теста);
Вычисление валидности теста;
Проведение стандартизации показателей;
Рассчёт ассиметрии и эксцесса эмпирического исследования;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Составление опросника………………………………………………………….6
2. Анализ трудности задания………………………………………………………7
2.1. Вычисление индекса и коэффициента дискриминативности……………….9
2.2. Определение надёжности целого теста………………………………………19
2.3. Определение надежности частей теста……………………………………...25
2.4. Определение валидности теста………………………………………………31
2.5. Стандартизация показателей (z-преобразование оценок)…………………..34
2.6. Определение асимметрии и эксцесса распределения………………………38
Заключение………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………….…44

Файлы: 1 файл

Курсовая1111.docx

— 178.76 Кб (Скачать)
 

 

     ОГЛАВЛЕНИЕ: 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Составление опросника………………………………………………………….6

2. Анализ трудности задания………………………………………………………7

2.1. Вычисление индекса и коэффициента дискриминативности……………….9

2.2. Определение надёжности целого теста………………………………………19

2.3. Определение надежности частей теста……………………………………...25

2.4. Определение валидности теста………………………………………………31

2.5. Стандартизация показателей (z-преобразование оценок)…………………..34

2.6. Определение асимметрии и эксцесса распределения………………………38

Заключение………………………………………………………………………...43

Список  использованной литературы………………………………………….…44

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые  предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

     Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих  событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины.

     Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем проецирует этот опыт в своё будущее.

     Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже  кусала собака, и у него возникает  страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.

     Иногда  подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые, тем не менее, оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов про вампиров. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а колдуны, вампиры, привидения или пришельцы из космоса были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.

     Достаточно  выраженная тревога включает два  компонента:

         * Осознание физиологических ощущений (сердцебиение, потливость, тошнота,  др.)

         * Осознание самого факта тревоги.

     Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом «тревожного» мышления является его выборочность: субъект склонен выбирать определенные темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или, напротив, что его тревога напрасна и не оправдана. Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий.

     ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка теста-опросника для исследования уровня тревожности у учеников старших классов, который соответствовал бы установленным требованиям к опросникам и обладал достаточной валидностью и надежностью.

     ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: тревога как психическое  явление.

     ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка теста–опросника, отражающего уровни тревоги у учеников старших классов.

     ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Рассмотрение понятие (структуру понятия);
  2. Разработка опросника;
  3. Проведение анализа трудности задания;
  4. Рассчёт дискриминативности;
  5. Опредление надёжности (ретестовой надёжности и надёжности частей теста);
  6. Вычисление валидности теста;
  7. Проведение стандартизации показателей;
  8. Рассчёт ассиметрии и эксцесса эмпирического исследования;

     МЕТОДОЛОГИЯ: в этой курсовой работе использованы следующие психологические методы: личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор (адаптация Т. А. Немчинова) (Приложение 1), шкала лживости  В. Г. Норакидзе.

     ЭМПИРИЧЕСКАЯ  БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Выборка, на которой  проводилось исследование, представлена учениками старших классов МОУ СОШ № 94. Общее количество обследуемых – 50 человек, из них 22 девушки и 28 юношей, в возрасте от 16–18 лет со средним возрастом 17 лет. Исследование проводилось 2 раза с интервалом в 1 месяц.

 

      1. СОСТАВЛЕНИЕ ОПРОСНИКА

 

     Целью разработки опросника является создание теста, определяющего уровень тревожности у учеников старших классов. Мой опросник (Приложение 3) был разработан на базе опросника Дж.Тейлора, который отражает личностную шкалу проявления тревоги.

     Разработанный мной опросник отражает уровень тревоги у учеников старших классов, направлен на диагностику страха. Тест состоит из 50 вопросов.

     С помощью разработанного мной опроса на базе МОУ СОШ № 94, было протестировано 50 чел, , из них 22 девушки и 28 юношей, в возрасте от 16 - 18 лет со средним возрастом 17 лет. Исследование проводилось 2 раза с интервалом в 1 месяц. Первое исследование пилотажное и повторное - через месяц.

     Структура опросника представлена в Таблице 1.

 

     Таблица 1.

     СТРУКТУРА ТРЕВОЖНОСТИ

      Шкала страха Шкала лжи
    поведенческий 5,11,14,18,30,31,32,34,41 8,12,36,45,47,49
    когнитивный 2,3,9,15,19,21,22,24,

    26,27,28,33,43,44,46,50

    1,16,25
    эмоциональный 4,6,7,10,13,17,20,29,

    35,37,38,39,40,42,48

    23

 

      2. АНАЛИЗ ТРУДНОСТИ ЗАДАНИЯ 

 

     Анализ  заданий по результатам, получившимся в пилотажном исследовании, имеет своей целью отбор окончательных вопросов опросника и включает в себя определение трудностей (сложностей) и дикриминативности каждого задания.

     Для вычисления трудности задания используется следующая формула:

     Uт=100 (1- ) , где

     Uт- индивидуальная трудность в процентах,

     Nn-число испытуемых, правильно решивших данную задачу в соответствии с ключом (Приложение 4),

     N- общее число испытуемых, N=50.

     Вычисление трудности задания представлено в таблице 2.

 

                         Таблица 2

Номер задания Nn
1 41 18
2 16 68
3 23 54
4 32 36
5 37 26
6 46 8
7 35 30
8 45 10
9 38 24
10 14 72
11 27 46
12 13 74
13 29 42
14 42 16
15 33 34
16 23 54
17 39 22
18 9 82
19 36 28
20 25 50
21 34 32
22 34 32
23 27 46
24 35 30
25 25 50
26 47 6
27 36 28
28 40 20
29 32 36
30 26 48
31 34 32
32 42 16
33 37 26
34 26 48
35 42 16
36 24 52
37 13 74
38 11 78
39 26 48
40 40 20
41 30 40
42 33 34
43 21 58
44 34 32
45 33 34
46 33 34
47 35 30
48 31 38
49 24 52
50 33 34
 

     Допустимые  пределы трудности задания составляют от 16 до 84%, и задания под номерами 6,8,26 удаляются из опросника, так как они не соответствуют этой трудности.

 

    2.1. ВЫЧИСЛЕНИЕ ИНДЕКСА И КОЭФФИЦИЕНТА ДИСКРИМИНАТИВНОСТИ

 

     Дискриминативность –это отделение испытуемых с высоким общим баллом по тесту от тех, кто получил низкий балл.

     Для вычисления индекса дискриминативности необходимо вычислить стандартное отклонение оценок всех испытуемых выборки по формуле:

 

     Sx=

, где

 

     Sx-стандартное отклонение индивидуальных оценок всех испытуемых выборки,

     Xi- индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

      - среднее арифметическое оценок  по всему тесту всех испытуемых,

     n-общее количество испытуемых, n=50;

     Среднее арифметическое можно вычислить  по формуле:

 

     

=

 

     Индивидуальные  баллы каждого испытуемого по всему тесту и их сумма представлены в таблице 3.

 

                      Таблица 3

          i Xi
          1 46
          2 43
          3 40
          4 30
          5 35
          6 17
          7 27
          8 22
          9 18
          10 38
          11 42
          12 39
          13 32
          14 45
          15 39
          16 44
          17 15
          18 47
          19 36
          20 35
          21 28
          22 16
          23 26
          24 38
          25 42
          26 30
          27 13
          28 43
          29 36
          30 21
          31 40
          32 48
          33 36
          34 18
          35 40
          36 43
          37 17
          38 27
          39 15
          40 19
          41 29
          42 26
          43 34
          44 32
          45 19
          46 16
          47 25
          48 17
          49 18
          50 39
          ∑Xi 1541

Информация о работе Составление теста-опросника по диагностике тревожности у подростков