Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:53, курсовая работа
Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной в разных странах мира. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт,
Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава I. Сознание как высший уровень отражения объективной реальности…..4
Глава II. Бессознательное проявление в психике и деятельности человека……..7
Список использованной литературы……………………………………………….13
Бессознательное особенно активно стало изучаться в начале CC в. Этой проблемой занимались различные учёные, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация – это лишь маленькая часть, огромного целого.
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое [5].
Общая идея о бессознательном
встречается еще в
Так же проблемой бессознательного занимались и другие философы (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше и др.)
Такие психологи, как Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.
Вундт считал, что восприятие
и сознание базируются на осознаваемых
логических процессах. Он пытался установить
связь законов логического
Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.
Все бессознательные психические процессы принято разделять на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и “надсознательные” процессы [см. Приложение].
В свою очередь, в первый
класс – бессознательных
Под бессознательными автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы “сами собой”. Они имеют двоякую природу. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов. В данную группу входят врождённые или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Например, обучение игре на музыкальных инструментах [5].
Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении [ 11 ].
Под бессознательными сопровождениями сознательных действий понимают непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а так же большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой.
Во второй класс – бессознательных побудителей сознательных действий – входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда [12].
Третий класс бессознательных процессов образуют “надсознательные” процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Например, мы пытаемся решить какую–то сложную проблему, но нам это не удаётся. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы [5].
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Узнадзе определял: “Установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека” [11, стр.24].
Явление установки пронизывает
практически все сферы
Существуют различные виды установки: моторная установка – готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов; перцептивная установка – готовность воспринимать то, что ожидается увидеть, и т. д. [5].
Установка очень важна
для человека, поскольку обеспечивает
в случае внезапной необходимости
выполнение заранее спланированного
действия. Такая готовность даже при
воздействии другого, не ожидаемого
раздражителя может вызвать выполнение
заранее предлагаемого
В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.
Таким образом, бессознательные
установки действительно
Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил всё, что осознаётся и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. “Сознание – это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком” [12, стр.426].
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области, не сознаётся, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления [12].
По мнению Фрейда, психическая
жизнь человека определяется его
влечениями, главное из которых –
сексуальное (либидо). Оно есть уже
у младенца, но из-за существования
множества запретов сексуальные
переживания вытесняются из сознания
и живут в сфере
В своей теории Фрейд выделял
три основные формы проявления бессознательного:
Сновидения, ошибочные действия, невротические
симптомы. Для исследования проявлений
бессознательного в рамках теории психоанализа
были разработаны методы их изучения
– метод свободных ассоциаций,
где проявляются скрытые
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека.
Подавленное сексуальное влечение, по мнению Фрейда, и является причиной невротических расстройств, но существуют и другие причины – это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они так же образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых “ошибочных действиях”. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определённых фактов, намерений, имён, а так же описки, оговорки и т. п. и говорил, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других [5].
В теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:
1) представление
2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;
3) научная несостоятельность
фрейдизма проявляется в
Тем не менее, концепция Фрейда, не смотря на свою противоречивость, оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие проблемы бессознательного.
Карл Густав Юнг был одним из учеников Фрейда, который критически относился к идее пансексуализма и создал свою систему, которую назвал “аналитической психологией” [5].
По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по определению Юнга, коллективное бессознательное – это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали.
Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы [13].
Кроме коллективного
Обобщения Юнга зачастую не опираются на достаточные логические основания, хотя основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет внимание.
Психофизиологические аспекты
бессознательного широко исследовались
в современной науке в связи
с анализом сна и гипнотических
состояний корковых и подкорковых
образований. В последнее время
обсуждаются возможности