Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:53, реферат
Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.
Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего понять, рассматривая предложенную им структуру личности.
Структура личности по Ассаджиоли включает:
- низшее бессознательное;
- среднее бессознательное (предсознание);
- высшее бессознательное (супербессознательное);
- поле сознания;
- сознательное Я;
- высшее Я;
- коллективное бессознательное.
Итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли (1888-1974) был последовательным учеником Фрейда и не подвергал критике его классический психоанализ. Однако он справедливо считал, что если есть анализ (разъединение), то должен быть и синтез (соединение). Это и есть некоторая попытка примирения Фрейда и Юнга: с одной стороны, Ассаджиоли принимает классический психоанализ Фрейда, а с другой стороны, дополняет его терапевтическим подходом Юнга, который предусматривает две стадии: сначала аналитическую, а затем синтетическую.
Несмотря на творческое заимствование идей своих знаменитых предшественников, Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (кстати, внеся в нее идею Альфреда Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввел целый ряд новых понятий, а также разработал четкую практику психотерапевтических упражнений.
В настоящее время психосинтез широко применяется в различных областях. В психотерапии (как в медицинской, так и в немедицинской) он используется для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, уточнения и преодоления неврозов и других личностных проблем.
Психосинтез и его отдельные элементы и упражнения применяются в различных системах педагогики и воспитания.
В связи с широкой популяризацией идей и приемов психосинтеза в многочисленных научных и популярных изданиях, на семинарах и тренингах, он стал все более распространяться как метод самопознания и самосовершенствования личности.
Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.
Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего понять, рассматривая предложенную им структуру личности.
Структура личности по Ассаджиоли включает:
- низшее бессознательное;
- среднее
бессознательное (предсознание)
- высшее
бессознательное (
- поле сознания;
- сознательное Я;
- высшее Я;
- коллективное бессознательное.
Низшее бессознательное
Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» Оно и заключает в себе наиболее простые животные (и одновременно жизненно необходимые) инстинкты. Оно содержит сильные энергетические ресурсы, эмоционально заряжено. Одновременно Ассаджиоли считает, что здесь условно локализуются неконтролируемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.
Среднее бессознательное (предсознание)
Это промежуточная зона перехода бессознательного в сознание и наоборот. Здесь наши бессознательные ощущения, восприятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в различной степени) психические состояния и навыки. Именно здесь, считает Ассаджиоли, «зреют плоды нашего ума» путем все более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.
Высшее бессознательное (супербессознательное)
Если два предыдущих раздела личности выходили (влияли) на наше сознательное Я как бы снизу, то высшее бессознательное влияет на него сверху. Это интересное принципиальное добавление к структуре личности по Фрейду, отводившему бессознательному лишь «нижний этаж» примитивных эмоций, с которыми с разной степенью успеха борется сознательное Я с позиции сознательного Сверх-Я(Супер-Эго).
То есть можно сказать, что по Ассаджиоли человек изначально выглядит «попривлекательней», чем у Фрейда, так как даже бессознательное имеет у него не только низшую, но и высшую форму, включая такие врожденные (а не навязанные Сверх-Я) ценности, как альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм (вплоть до самопожертвования) и другие высокие чувства и потребности.
Разумеется, нельзя говорить о том, что низшее бессознательное хуже высшего, - каждое из них играет свою важную роль. Просто если ту же тягу к творчеству Фрейд объяснял сублимацией низших инстинктов, то Ассаджиоли считал самостоятельным высшим инстинктом.
Образно можно представить, что по Фрейду Сверх- Я тяжело вытягивает «за волосы» наше сознательное Я из болота бессознательных инстинктов в цивилизованное состояние. А по Ассаджиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей. Ясно, что такой вывод позволяет более оптимистично взглянуть на процессы психотерапии, воспитания и даже перевоспитания.
Здесь вы можете увидеть некоторую аналогию со взглядами Альфреда Адлера (нашедшими дальнейшее развитие в гуманистической психологии), который считал, что в человеке изначально заложено стремление к самосовершенствованию.
Ассаджиоли считал, что в высшем бессознательном локализуются и высшие парапсихические процессы.
Поле сознания
В этот раздел Ассаджиоли включает осознаваемую, анализируемую индивидом часть личности, ощущений и восприятии. При этом он, как и все психоаналитики, не утверждает, что это осознание объективно.
Сознательное Я (или собственно Эго)
Этот раздел находится в центре сознания. Если поле сознания охватывает различные ощущения и восприятия, то его центр - это рефлексивное Я, то есть целостное Я, «видящее себя со стороны». Ассаджиоли наглядно сравнивает поле сознания с освещенным экраном, а сознательное Я с проецируемым на этот экран изображением.
Высшее Я
Этот раздел наиболее ярко показывает собственные достижения психосинтеза. Ассаджиоли считает высшее Я - истинной сущностью человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я Ассаджиоли считает условием психического здоровья.
Коллективное бессознательное
Ассаджиоли согласен с Юнгом в том, что индивидуальное бессознательное существует не изолированно, а множеством незримых нитей связано с коллективным бессознательным как в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), так и во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).
Как уже говорилось, решающим условием обретения психического здоровья Ассаджиоли считает постижение своего высшего (то есть истинного) Я. Именно на базе этого постижения (и только после этого) индивид с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром. Это и составляет сущность практики психосинтеза.
Технически эта процедура подразделяется на следующие этапы:
- глубинное постижение своей личности в целом;
- выявление основных элементов личности и контроль над ними;
- выделение своего высшего (истинного) Я и его постижение;
на этом этапе происходит выявление или формирование объединяющего центра Я - собственно психосинтез (то есть формирование или переформирование личности вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я).
Рассмотрим коротко каждый из этих этапов.
Глубинное постижение личности
Эта работа начинается с анализа проявлений низшего бессознательного и во многом напоминает подходы Фрейда к работе с Оно. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами различных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания.
Согласно терминологии психосинтеза, эти вытесненные переживания сохраняются в виде фантазии, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы.
На этом же этапе, после анализа низшего бессознательного, терапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессознательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие способности, свое истинное призвание.
Здесь Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать под руководством квалифицированного психоаналитика традиционными фрейдовскими методами.
Все различие задач психосинтеза и классического психоанализа на данном этапе Ассаджиоли видит в том, что в психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготавливая клиента к основной терапевтической работе - синтезу.
Выявление основных элементов личности и контроль над ними
Эти этапы могут проходить как в строгой последовательности, так и одновременно, так как процесс глубинного познания личности, а затем и познания своего истинного Я- бесконечны.
Естественно, что для того, чтобы определить элементы личности, присущие ей, но не являющиеся ее сущностью, надо определить эту сущность, то есть одновременно с выявлением элементов совершенствовать свое истинное, высшее Я.
На данном этапе применяются два основных метода:
а) разотождествление;
б) работа над субличностями.
Разотождествление
Это процесс отделения себя от того элемента личности, который клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и который, по мнению терапевта, является причиной невроза или усугубляет его. По этому поводу Ассаджиоли пишет: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем себя отождествляем».
Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но некоторые под их воздействием начинают считать себя неудачниками и перестают предпринимать даже вполне доступные им усилия, чтобы исправить положение. Другой человек, на протяжении определенного времени страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.
Психотерапевт помогает клиенту понять, что неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.
Некоторые отождествления себя с элементами личности могут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причиной неврозов.
Например, фотомодель, манекенщица, спортсмен могут отождествлять себя с красивым и ловким телом. На определенном этапе это будет помогать им в избранном амплуа. Однако с возрастом (который для других профессий считается еще молодым) они могут начать переживать, что их тело теряет молодость и совершенство. А так как они отождествляют свою личность именно с этим элементом, то многие из них будут считать это личностной катастрофой.
Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро, считавшаяся секс-символом Америки, невольно отождествляла себя главным образом с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию (и принимать наркотики), понимая, что век актрисы такого амплуа короток.
В отличие от нее не менее выдающиеся звезды кино Грета Гарбо и Марлен Дитрих отождествлялись зрителями (и отождествляли себя) не только с внешней красотой, но и с тонким интеллектом, совершенствование которого безгранично. Поэтому они пользовались успехом и находились в мобильном состоянии многие годы.
Конечно, и для них красота и молодость были важны, но это не были элементы их личности, а у Мерилин Монро это отождествлялось с самой личностью, поэтому страх утраты этого (еще задолго до самой утраты) привел ее к личностной катастрофе.
Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится к своим возрастным изменениям. Если же она начинает воспринимать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, возрастные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.