Бессознательное и сознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:53, реферат

Краткое описание

Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.

Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего понять, рассматривая предложенную им структуру личности.

Структура личности по Ассаджиоли включает:

- низшее бессознательное;

- среднее бессознательное (предсознание);

- высшее бессознательное (супербессознательное);

- поле сознания;

- сознательное Я;

- высшее Я;

- коллективное бессознательное.

Файлы: 1 файл

психосинтез Ассаджиоли.docx

— 47.43 Кб (Скачать)

Поэтому важно  научиться отождествлять себя с  положительными для психического здоровья элементами личности, а с теми, которые таят в себе опасность усугубляющегося невроза, надо стараться разотождествляться, понимая, что это не сущность личности, а лишь один из элементов ее, к тому же далеко не главный. Процесс этот не простой и требует терпения и квалифицированного руководства.

От этих рассуждений  всего один шаг до следующего метода этого этапа психосинтеза - работы с субличностями.

Работа  с субличностями

Можно сказать, что субличности отличаются от элементов  личности тем, что если элементы - это  определенные качества, то субличности - это более целостные образы самовосприятия.

У каждого  из нас несколько субличностей, обладающих относительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отношению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.

Эти субличности  могут жить дружно, не мешая и  даже помогая друг другу, а могут  и конфликтовать. А так как  еще древние говорили: «Главное - жить в мире с самим собой», то взаимоотношения наших субличностей не «их личное» дело, а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот - формирования и усугубления неврозов.

У одного мужчины  субличности мужа и любовника  не мешают друг другу, а для другого являются причиной полного внутреннего разлада. Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

У одной девушки  субличности жены и дочери «дружат» друг с другом. У другой враждуют, так как ее муж и ее мать недолюбливают друг друга, а она любит и его и ее, и перед ним искренне защищает ее, а пред нею - его, то есть видит одну и ту же ситуацию глазами двух своих же конфликтующих субличностей.

В человеке могут уживаться, а могут и  входить в противоречие субличности  хорошего работника и веселого гуляки. В одном случае один ругает второго  за лень и выпивки, а второй огрызается: «Да пошел ты со своей работой. Уж и отдохнуть нельзя». А в другом случае эти субличности мирно сосуществуют, договорившись: «Вот сейчас хорошенько поработаем, а вечерком или в выходные можно погулять, ничего страшного».

Поэтому задачей  психотерапевта является работа именно с теми субличностями, которые конфликтуют и этим самым усугубляют психологические проблемы клиента.

Следует помнить, что в наличии большого количества субличностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у нормального психически здорового человека, тем духовно богаче сама личность.

Важно, чтобы  какие-то из этих субличностей не вошли в непреодолимый конфликт друг с другом. Именно в этих случаях (и только в этих) требуется квалифицированная работа с субличностями.

Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная»  с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начинает властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

Неправда  ли, это аналогично процессу разотождествления с элементами личности? То есть индивид с помощью терапевта должен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена. Для этого очень важно распознать свое истинное (высшее) Я, которое и окажется объединяющим центром личности.

Перед нами трудная и длительная задача, и  надо честно признаться, что не каждому клиенту даже под руководством квалифицированного психотерапевта удается ее решить полностью. Однако даже частичный успех в этом направлении помогает легче переносить психотравмирующие состояния.

Следует помнить, что истинное Я отличается от элементов и субличностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и позволяет ему (истинному Я) выполнять роль объединяющего центра на протяжении длительной и кропотливой терапевтической работы.

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей.

Задача психотерапевта на этом этапе - выработка у клиента  способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными субличностями, то есть отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

Обретение такой  способности позволит сохранять  душевное спокойствие и равновесие и обретать гармонию психофизического самоощущения, отделяя или хотя бы отдаляя (дистанцируя) свою сущность от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

Если поиск  и дистанцирование истинного  Я как объединяющего центра личности не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», то Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть идентификация себя с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, просто с каким-то моральным идеалом (патриотизмом, героизмом, достижением успеха и т.д.). Нередко такая идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.

Такой придуманный  идеальный образ своего высшего  Я называется внешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

Психотерапевт в данном случае помогает в выборе этого идеального Я, исходя из реальных возможностей (личностных резервов) клиента. Он не должен стремиться стать своей противоположностью (чего мы нередко хотим от себя или от наших близких), из этого все равно ничего не получится, кроме разочарования в себе и в методе психосинтеза.

Выбранная в  качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и  совершенствования должна быть объективно достижима: синтез (новая конструкция  личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

Такой прием  перестройки себя под выбранный  самостоятельно или с помощью  психотерапевта идеальный образ  называется имаготерапией (от англ. image - образ). Зародившись в недрах психосинтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод.

(Справедливости  ради следует отметить, что этот  метод перевоплощения во внутренний мир героя через подражание его внешнему образу и манерам поведения широко применял К.С.Станиславский в работе актера над ролью.)

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и  координации стремлений низшего  и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты, которые с позиции психосинтеза нередко становятся причинами неврозов и труднопреодолимых психологических проблем.

Обычно процесс  формирования или переформирования личности вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней.

Первая ступень 

Выбор идеальной модели своего желаемого  Я

Для этого  надо, как мы уже говорили, подобрать  образ, достижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Нереальная, завышенная по отношению к потенциальным возможностям данного человека оценка сделает психосинтез не только бесполезным, но и вредным, так как еще более усугубит фрустрацию и безнадежность. (Не зря многие фанатичные поклонники Фридриха Ницше, поверив в свои возможности стать сверхчеловеком и не сумев достичь этой цели, кончали жизнь самоубийством.)

Ассаджиоли  делит выбираемые идеальные Я -образы на два основных типа:

1) характерные  для интровертов образы внутреннего, духовного совершенствования, достижения внутренней гармонии;

2) характерные  для экстравертов образы лиц, достигающих общественно признанного успеха в различных сферах деятельности.

Важно, чтобы  выбранный образ соответствовал (или хотя бы не противоречил) типу личности клиента - ярко выраженного интроверта или экстраверта. При этом не следует  стремиться непременно отнести клиента к интровертам или экстравертам. Следует помнить, что у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являются амбавертами, то есть их личности проявляют как интровертированную (внутреннюю) направленность, так и эксравертированную (внешнюю) направленность. Таким людям следует подбирать Я-образы, исходя из других наклонностей, способностей и интересов.

Вторая ступень

Конструктивное  использование всех энергетических ресурсов

Ассаджиоли  указывает на два основных энергетических источника:

1) энергия  бессознательного, высвобождающаяся  в результате анализа, то есть  «вскрытия» различных личностных  комплексов и причин неврозов;

2) высвобождающаяся  на разных уровнях личности  энергия врожденного стремления  человека к самосовершенствованию,  обретению гармонии в слиянии  со своим высшим (истинным) Я.

Но энергию  бессознательного недостаточно высвободить. Ее еще нужно направить в конструктивное, созидательное русло или, как говорит Ассаджиоли, трансмутировать (перевести в иное качество).

В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд  называл сублимацией. Однако у Ассаджиоли это не спонтанный защитный механизм личности, а целенаправленный (с помощью терапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.

Третья ступень

Дополнение  или развитие недостающих  или «недоразвитых» элементов личности

Анализ модельных  компонентов идеального Я позволяет обнаружить, что какие-то необходимые элементы недостаточно развиты или вообще отсутствуют. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Сюда же некоторые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации личности на пути к идеальному Я.

Для этого  одновременно используются внутренний и внешний пути.

Внутренний путь - это самовнушение, что необходимые элементы идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужного уровня. Самовнушение может использоваться и для устранения или уменьшения влияния на личность нежелательных элементов.

Внешний путь - это действенное формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки.

Здесь успешно  используются бихевиористские методы как тренинга нужных умений (и качеств), так и систематической десенсибилизации или негативного подкрепления (для уменьшения или устранения) мешающих элементов.

Четвертая ступень

Гармонизация  структуры личности

На этой ступени  осуществляется четкое распределение  и закрепление иерархической зависимости (или субординационной соподчиненности) различных имевшихся в наличии, скорректированных и вновь сформированных элементов личности в соответствии с выбранной идеальной моделью.

Работу на этой ступени, являющейся завершением  всего психосинтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармоничного соединения отдельных нот, которые существовали и до этого, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

Р. Ассаджиоли и его последователи разработали  и широко распространили во всем мире целый ряд интересных упражнений. Приведем наиболее популярные из них.

ПРАКТИКУМ

Предлагаем  несколько упражнений, основу которых  составляют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи, М.Росселли и других.

Рабочая тетрадь

Одним из простых  и важных повседневных упражнений «психосинтетики» считают ведение рабочей тетради. Это необходимо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенствования был более четким и эффективным. Многие интересные самонаблюдения и идеи без записей забываются.

Записи приучают четче формулировать мысли, а  значит, и лучше анализировать  свои состояния. Анализ записей позволяет  выявить определенные закономерности своих состояний и поведенческих  реакций, которые без записей могут быть отнесены к случайным.

Информация о работе Бессознательное и сознательное