Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности девиантного поведения подростков и выяснить состояние проблемы коррекции и профилактики девиантного поведения в теории социальной педагогики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) изучить подходы к определению девиантного поведения в психолого-педагогической литературе;
2) выделить формы и виды девиантного поведения;
3) рассмотреть причины девиантного поведения подростков;
4) рассмотреть основные направления социально-педагогической работы с девиантным поведением подростков.
Введение 3
Глава 1. Девиантное поведение как психолого - педагогическая проблема 5
1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения 5
1.2 Типология и формы девиантного поведения 10
1.3 Причины девиантного поведения 18
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения 26
2.1 Коррекция отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы 26
2.2 Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков 31
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Целесообразность и
необходимость проведения коррекционно
- педагогической работы в образовательной
системе в современных условиях
обусловлены как внешним
Одним словом, основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы со школьниками, проявляющими девиантные формы поведения, должно стать обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций).
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) видят цель коррекционной работы в том, что она должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.
При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; цели коррекции должны быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы; цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у школьника их достигнуть; наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологические возможности школьника, коррелировать с существующими социально педагогическими условиями и микросоциумом школьника.
Можно выделить основные принципы коррекционной деятельности, создающие базу для педагогической коррекции девиантного поведения подростков [13].
Ведущим в системе
специальной коррекционно-
Определяя цели и задачи
коррекционно-педагогической деятельности,
необходимо исходить из ближайшего прогноза
развития школьника, а не сиюминутной
ситуации его девиантного поведения.
Любая программа коррекции
Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьника в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
Принцип комплексного
использования методов и
Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Девиантные формы в поведении школьника - результат активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении оказывается недостаточно эффективным.
Таким образом, основополагающие
положения системы
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, особенно с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно
подросткового возраста.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять
первичную, вторичную и третичную профилактику [7].
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.
Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
В.А.Никитин выделяет следующие направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков [19; с.105-115]:
1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Прежде всего, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Подготовка молодых людей к семейной жизни включает, в свою очередь, большой комплекс направлений, решаемых в семьях, в школах, а также в формируемых общественных и государственных центрах молодой семьи, семьи и детей, семей, имеющих детей с особыми нуждами и др. Каждый центр решает свои задачи, а вместе — общую: подготовку молодых людей к семейной жизни и помощь семье в воспитании детей.
Во-вторых, необходимо создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье — это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания: попустительско-снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»; демонстративность — активное утверждение «достоинств чада» в его присутствии; педантичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательность, несогласованность воспитателей и др.
В-четвертых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Путями повышения
— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
— создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
— побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
— создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
— развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
Единство семьи и школы
— организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
— повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
— создание попечительских родительских
организаций при
— приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с девиантными подростками