Социально-педагогическая деятельность с девиантными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности девиантного поведения подростков и выяснить состояние проблемы коррекции и профилактики девиантного поведения в теории социальной педагогики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) изучить подходы к определению девиантного поведения в психолого-педагогической литературе;
2) выделить формы и виды девиантного поведения;
3) рассмотреть причины девиантного поведения подростков;
4) рассмотреть основные направления социально-педагогической работы с девиантным поведением подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Девиантное поведение как психолого - педагогическая проблема 5
1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения 5
1.2 Типология и формы девиантного поведения 10
1.3 Причины девиантного поведения 18
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения 26
2.1 Коррекция отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы 26
2.2 Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков 31
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

курс Соц.пед.деятельность с девиантным поведением.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Целесообразность и  необходимость проведения коррекционно - педагогической работы в образовательной  системе в современных условиях обусловлены как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире школьника, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения, основные из которых: нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения; низкий уровень достижений, значительно расходящийся с потенциальными возможностями подростка; агрессивное поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; переживание подростком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия; наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций; аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др.

Одним словом, основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной  работы со школьниками, проявляющими девиантные формы поведения, должно стать обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций).

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) видят цель коррекционной работы в том, что она должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.

При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны формулироваться  в позитивной, а не в негативной форме; цели коррекции должны быть реалистичны  и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы; цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у школьника их достигнуть; наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологические возможности школьника, коррелировать с существующими социально педагогическими условиями и микросоциумом школьника.

Можно выделить основные принципы коррекционной деятельности, создающие базу для педагогической коррекции девиантного поведения подростков [13].

Ведущим в системе  специальной коррекционно-педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности подростка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития.

Определяя цели и задачи коррекционно-педагогической деятельности, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития школьника, а не сиюминутной  ситуации его девиантного поведения. Любая программа коррекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию, сколько на предупреждение девиантного поведения и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности школьника.

Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.

Принцип учета  индивидуальных и возрастных особенностей школьника в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Деятельностный  принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.

Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности школьника, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей, определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов.

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Девиантные формы в поведении школьника - результат активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении оказывается недостаточно эффективным.

Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков.

2.2 Основные подходы  к профилактике девиантного поведения  подростков

 

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, особенно с подростками. Поэтому  далее  психологическая  превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно

подросткового возраста.

ВОЗ (Всемирная  организация  здравоохранения)  предлагает  выделять

первичную, вторичную  и третичную профилактику [7].

Первичная профилактика направлена  на  устранение  неблагоприятных  факторов,  вызывающих определенное  явление,  а  также  на  повышение  устойчивости  личности  к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди  подростков.

Задача  вторичной  профилактики — раннее  выявление и реабилитация  нервно-психических нарушений и работа  с «группой  риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося  поведения без проявления  такового  в настоящее время.

Третичная  профилактика  решает  такие  специальные  задачи,  как  лечение нервно-психических  расстройств,  сопровождающихся  нарушениями поведения.  Третичная  профилактика  также  может  быть  направлена  на предупреждение  рецидивов  у  лиц  с  уже  сформированным  девиантным поведением.

В.А.Никитин выделяет следующие направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков [19; с.105-115]:

1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

Прежде всего, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Подготовка молодых людей к семейной жизни включает, в свою очередь, большой комплекс направлений, решаемых в семьях, в школах, а также в формируемых общественных и государственных центрах молодой семьи, семьи и детей, семей, имеющих детей с особыми нуждами и др. Каждый центр решает свои задачи, а вместе — общую: подготовку молодых людей к семейной жизни и помощь семье в воспитании детей.

Во-вторых, необходимо создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.

Обстановка в семье — это  та среда, где прежде всего формируются  основы мировоззрения растущего  человека. С раннего детства ребенок  именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается  и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.

Как правило, в каждой нормальной семье  родители заинтересованно относятся  к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко  приводит к типичным ошибкам. Типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания: попустительско-снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»; демонстративность — активное утверждение «достоинств чада» в его присутствии; педантичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательность, несогласованность воспитателей и др.

В-четвертых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним  воспитателем — коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.

Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый  учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.

Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

— создание наиболее благоприятной  обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

— побуждение преподавательского состава  к самосовершенствованию, повышению  своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

— создание при образовательных  учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

— развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками  в условиях образовательного учреждения.

3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

— организация методических семинаров  при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

— повышение роли родительских комитетов  в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

— создание попечительских родительских организаций при образовательном  учреждении;

— приобщение к активному участию  родителей в мероприятиях класса, школы;

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с девиантными подростками