Социально-педагогическая деятельность с девиантными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности девиантного поведения подростков и выяснить состояние проблемы коррекции и профилактики девиантного поведения в теории социальной педагогики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) изучить подходы к определению девиантного поведения в психолого-педагогической литературе;
2) выделить формы и виды девиантного поведения;
3) рассмотреть причины девиантного поведения подростков;
4) рассмотреть основные направления социально-педагогической работы с девиантным поведением подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Девиантное поведение как психолого - педагогическая проблема 5
1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения 5
1.2 Типология и формы девиантного поведения 10
1.3 Причины девиантного поведения 18
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения 26
2.1 Коррекция отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы 26
2.2 Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков 31
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

курс Соц.пед.деятельность с девиантным поведением.doc

— 205.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования вызвана тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Негативные формы социальных отклонений являются социальной патологией, к ним относятся: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т. п. Эти проявления дисфункциональны, характеризуются значительным ущербом для конкретной личности и общества в целом. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей.

Вопрос о путях преодоления и профилактики девиантного поведения имеет самостоятельное значение. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Наиболее часто нарушение социальных норм можно наблюдать среди подростков. Это объясняется целым рядом причин. Период взросления, переход от детства к юности сопровождаются такими новообразованиями, как чувство взрослости, формирование самооценки на основе мнений сверстников, потребность в интимно-личностном общении со сверстниками и др. При этом ведущим механизмом взросления является присвоение подростками различных категорий ценностей, образцов поведения, ориентации на определенные идеалы. Но недостаточный социальный опыт, несформированная мировоззренческая основа не позволяют подросткам всегда верно выбрать жизненные ориентиры, правильно строить свое поведение. И, несмотря на то, что у них имеется потребность во взрослом друге, они не всегда правильно понимают социальную роль взрослых, их права, обязанности. При этом сами считают себя взрослыми и пытаются принять на себя функции взрослых.

Противоречие между возникающей потребностью быть взрослым и возможностью реализации их функций как раз очень часто приводит к возникновению девиантного поведения. Нередко такое поведение служит средством самовыражения, самоутверждения, выражает протест против кажущегося диктата взрослых.

Проблема исследования в том, как организовать социально-педагогическую деятельность с подростками девиантного поведения, учитывая специфику условий общеобразовательной школы.

Объект курсовой работы – девиантное поведение подростков.

Предмет исследования - причины и типология девиантного поведения подростков, а также способы социально-педагогического воздействия на них.

Цель курсовой работы:  изучить особенности девиантного поведения подростков и выяснить состояние проблемы коррекции и профилактики девиантного поведения в теории социальной педагогики.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. изучить подходы к определению девиантного поведения в психолого-педагогической литературе;
  2. выделить формы и виды девиантного поведения;
  3. рассмотреть причины девиантного поведения подростков;
  4. рассмотреть основные направления социально-педагогической работы с девиантным поведением подростков.

Курсовая  работа состоит из введения,  двух глав:  Глава 1. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема; Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения; заключения и списка литературы, включающего 21 источник.

 

Глава 1. Девиантное поведение как психолого - педагогическая проблема

1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения

 

В своем поведении  личность может находиться в четырех  сферах:  нормативное поведение, социально-психологическая адаптация, отклоняющееся (девиантное) поведение  и поведение противоправное [17; с.6]. В нашем исследовании нас интересует то, что отличает  девиантное поведение от нормативного.

Под нормативным поведением понимают нормативно-одобряемое  поведение, не  связанное с болезненным  расстройством,  к тому же характерное  для большинства людей. В сфере  нормативного  поведения  человек  должен  придерживаться  установленных норм, формализованных и  закрепленных  в различных формализованных и  закрепленных  в различных нормообразующих документах (законы, инструкции и т. п.). Нормативность закреплена также и  в  обычаях  и  традициях  данного  народа.  Это, как правило, не вызывает вопросов и обычно выполняется всеми людьми вне зависимости от пола, возраста, социального положения, национальности. Эти формализованные  нормы  поведения  своих  граждан  государство стремится закрепить с раннего возраста через систему официального (принятого в государстве) воспитания и обучения.

Сфера  нормального  всегда  имеет  в  сознании  людей  свои  границы, а все  что находится за их пределами, определяется как «ненормальное». На практике –  осознанно или неосознанно – происходит своеобразное оценивание поведения индивидов по признаку соответствия  или  несоответствия  некой  норме,  которая  и  определяет эти границы. 

При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное  образование,  так сказать условное обозначение объективной реальности, некий  среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность, но в ней не существующий.

В медицине, психологии, социологии есть  свои  критерии нормы. То, что не  соответствует  норме, обозначается  словом «отклонение».

Самым расхожим для многих психологов и педагогов остается понятие «норма»  как,  во-первых,  что-то  среднее,  устоявшееся,  не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее приспособленное  к  окружающей  среде. Это  так  называемый  статистически-адаптационный  подход,  в  соответствии  с  которым  выделяют признаки нормальной здоровой личности [18; с.134]:

–  интерес к внешнему миру;

–  наличие  смысла  жизни,  определенной  жизненной  философии, которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;

–  существование иерархии ценностей;

–  способность юмористически  окрашивать действительность;

–  целостность личности, адекватность ее реакций на изменение  обстоятельств;  сбалансированность  основных нервных процессов (возбуждения и торможения), уравновешенность корковой и подкорковой деятельности;

–  способность  к  установлению  душевных  контактов  с  окружающими;

–  соответствие поведения  человека нормам и традициям, установленным  в обществе;

–  подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и ряд других признаков.

Большинство психологов сходятся во мнении, что в рамки  критериев  абсолютно  здоровой,  гармоничной  личности  вписываются  немногие.  Как  неоднократно  подчеркивал  выдающийся  отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин, «гармоничные» натуры по большей части есть лишь плод воображения, и разница между душевно здоровыми и нездоровыми людьми, если брать во внимание границы здоровья и болезни, вовсе не так уж велика.

Таким образом, границы между нормативным и отклоняющимся от норм поведением в обыденной жизни оказываются размытыми.  Поэтому  довольно  сложно  дать  исчерпывающую  характеристику поступкам,  которые не  соответствуют привычным поведенческим требованиям. Наиболее употребительным является термин «девиантное  поведение».  Однако  множественность  социумов  и, соответственно, систем социальных ценностей (а также норм, правил  поведения  и  т.п.)  порождает  великое многообразие  представлений о том, что именно является девиацией, то есть отклонением от нормы.

В  зарубежной  науке  психология  отклоняющегося (девиантного)  поведения  сложилась  как  самостоятельная  научная  дисциплина. В нашей стране она пока не имеет такого теоретического и эмпирического опыта, находясь на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». Наряду с термином «девиантное  поведение»  исследователями  употребляются как  синонимы  термины «делинквентное  поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение» и т.п. [5]. 

Но и на этом проблема понятийного аппарата не исчерпывается. Одни  исследователи  считают,  что  речь  должна  идти  о  любых отклонениях  от  одобряемых  обществом  социальных  норм,  другие предлагают  включить  в  это  понятие  только  нарушения  правовых норм,  третьи –  различные  виды  социальной  патологии (убийства, наркотизм,  алкоголизм  и  т.п.),  четвертые –  социальное  творчество [Там же].

Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо  несоответствием  человеческих  поступков,  действий,  видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [5]. Однако  не  существует  ни  четко установленного  определения абсолютной поведенческой нормы, ни абсолютного (без оговорок) понимания девиации. Множественность систем социальных ценностей (а также норм, правил поведения и т.п.) порождает великое многообразие представлений о том, что именно является девиацией.

Девиантное (отклоняющееся)  поведение  (от  лат.  deviation –  отклонение)  –  это  поведение, отклоняющееся от  установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе (И.С. Кон). Его можно  определить  как  отдельные поступки (или их  совокупность),  входящие  в  противоречие  с  принятыми  в  обществе юридическими, моральными и социальными нормами [18; с.130].

Как  видно  из  этого  определения,  девиантным  называют  поведение,  которое  не  соответствует  нормам  и  ролям. При  этом  одни ученые предпочитают  в  качестве  точки  отсчета («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда  определяют  как отклонение  от  групповой  нормы,  которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя.

Е.В. Змановская предлагает следующее определение девиантного поведения – «это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а так же сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [3; с.15]. Автор считает, что наносимый ущерб самой личности или окружающим людям, может проявляться как «дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья» [Там же; 12].

Различают  первичную  и  вторичную  девиацию.  Первичная  девиация –  это  собственно ненормативное  поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида; стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.). Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное)  того  ярлыка,  которым общество  отметило  ранее имевшее место поведение [9].

Подчеркнем, что речь идет не об отдельных поступках, а  о более  или  менее  стабильном  выработанном  стереотипе  поведения  или даже о «стиле жизни», тесно  связанном с устойчивыми личностными  особенностями субъектов такого поведения.

Кроме  того,  различают  девиантное  поведение  в широком  и  в узком смысле. В широком смысле девиантное поведение – это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе  говоря, не являются противоправными [9].

Девиантным будет и  поведение, отклоняющееся от норм морали,  принятых  в  обществе  на  данном  уровне  социального  и  культурного  развития. Разновидности  аморального поведения:  алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатологии и др.

Девиации проявляются  как на уровне малых групп (семья, микрогруппа в коллективе, коллектив  в целом и т.д.), так и в  индивидуальном порядке [18; с. 133].

Отклоняющееся поведение  предполагает наличие, по меньшей мере, трех основных компонентов [Там же; с. 133]:

–  человека, которому свойственен этот тип поведения;

–  нормы или ожидания общества (группы), которые являются критерием оценки поведения с  точки зрения его девиации;

–  некоего органа, учреждения или личности, реагирующих  на данное  поведение,  принимающих  решения,  нормально  это поведение или девиантно, а также определяющих санкции.

Учитывая  эти  три  компонента,  девиантным  является  поведение,  отклоняющееся  от  групповой  нормы  и  влекущее  за  собой санкции: изоляцию, лечение, наказание, осуждение и другие виды порицания нарушителя.

Л.М. Зюбин [4] расширил понятие отклоняющегося поведения и выделил уже четыре его варианта. 

1.  Отклонения  в   поведении,  которые  свойственны   совершенно  нормальным  и   не  нарушающим  порядка  учащимся. Это могут быть отклонения от  возрастной нормы или какие-то  странности в поведении.

2.  Нарушения социальных  норм, не являющиеся правонарушениями. К ним относятся проявления  отрицательных черт характера  (жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость и т.п.).

3.  Правонарушения  и преступления.

4.  Отклонения,  связанные   с  психопатическими  чертами   личности (неврастении, психические  болезни).

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с девиантными подростками