Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности девиантного поведения подростков и выяснить состояние проблемы коррекции и профилактики девиантного поведения в теории социальной педагогики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) изучить подходы к определению девиантного поведения в психолого-педагогической литературе;
2) выделить формы и виды девиантного поведения;
3) рассмотреть причины девиантного поведения подростков;
4) рассмотреть основные направления социально-педагогической работы с девиантным поведением подростков.
Введение 3
Глава 1. Девиантное поведение как психолого - педагогическая проблема 5
1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения 5
1.2 Типология и формы девиантного поведения 10
1.3 Причины девиантного поведения 18
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения 26
2.1 Коррекция отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы 26
2.2 Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков 31
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Большинство современных исследований асоциального поведения подростков подтверждает сложную, многофакторную структуру его генезиса, не ограничиваясь лишь факторами семейной и школьной дезадаптации. При этом асоциальное поведение представляет собой полидетерминированное явление, складывающееся из совокупности факторов, влияющих на личность подростка на этапе ее активного формирования. Анализ психологической литературы, осуществленный через призму современных социо-культурных условий, позволили нам представить совокупность данных факторов следующим образом [20; с.303]:
1. Индивидуально-
- патологии внутриутробного развития ребенка на фоне наследственных факторов и экологического неблагополучия;
- рождение детей с психическими патологиями, что снижает уровень социальной адаптации ребенка;
- ухудшение психосоматического здоровья современных подростков;
- возрастные особенности подростков.
2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного воспитания:
- увеличение числа разводов, неполных семей;
- бытовые проблемы, конфликтные ситуации в супружеских и детско-родительских отношениях;
- недостаток внимания родителей к внутреннему миру детей в связи с их профессиональной нагрузкой в условиях кризиса, объясняющейся боязнью потерять работу и лишиться постоянного заработка;
- психологическая безграмотность родителей в воспитании ребенка, влияющая на формирование его отношения к нормам и ценностям общества.
Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.
Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности [12; с. 54].
Девиантная реакция
возникает у подростка, когда
в семье конфликтная обстановка
3. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного воспитания:
- отсутствие преемственности школьных учреждений с дошкольными;
- недостаточное осуществление педагогами анализа причин первичной педагогической запущенности;
- отсутствие индивидуального подхода к «трудным» подросткам, то есть знаний их условий жизни, круга общения, уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития, интересов и т.д.;
- присваивание «ярлыков» подросткам с отклоняющимся поведением со стороны школьного коллектива;
- непонимание значимости разграничения методов (убеждения от внушения, требования от распоряжения, примера от убеждения) в зависимости от разных ситуаций;
- минимальная теоретическая и практическая психологическая подготовленность учителей.
С.А. Беличева одним из факторов девиантного поведения называет педагогическую запущенность психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; с аномалиями развития организма; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью, а также с расторможенностью влечений - жестоких, бродяжничающих, употребляющих наркотики [2; с. 36].
Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности. Низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.
Подросток, стремясь найти
уважение и признание своей
У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий.
4. Социально-психологический фактор:
- неблагоприятные воздействия на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения в семье и в учебном коллективе;
- негативное влияние на личность группы сверстников, склонных к девиантному поведению;
- наличие в современном обществе множества группировок со своей субкультурой и атрибутикой;
- глобальная информатизация общества, вовлекающая подростков в различные, в том числе и асоциальные, виды деятельности (взлом компьютерных систем; распространение пиратских дисков);
- демонстрация девиантных форм поведения в средствах массовой информации.
При обследовании подростков выделяют ряд поддерживающих условий девиаций поведения (психосоциальных стрессоров) [21; с.309].
Психосоциальные стрессоры семьи: длительный супружеский конфликт, конфликт между супругами в сфере воспитания, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, требование жесткой дисциплины от ребенка, потеря значимого для подростка члена семьи, физическая или психическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм, наркоманию.
Психосоциальные стрессоры, связанные с обстоятельствами жизни: смена местожительства, пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера, низкий материальный уровень семьи.
Психосоциальные стрессоры, связанные с особенностями ребенка: нарушение когнитивных функций, нарушение школьных навыков, неспособность к обучению в обычной школе из – за проявлений симптомов основного заболевания.
5. Социальный фактор:
- социально-экономические изменения в жизни общества и в образе жизни людей;
- падение производства, рост безработицы;
- нарастающая бесконтрольность, национальные конфликты;
- повышение криминогенной обстановки в стране.
Кроме индивидуальных причин следует отметить и социальные – социальная напряженность в обществе, правовой нигилизм, снижение культурного уровня, снижение психологического здоровья нации, криминализация социальных институтов, отношений, групп.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.
Понимание рассматриваемой проблемы с точки зрения комплексного подхода, с одной стороны, отражает глубину и многогранность нежелательных проявлений в поведении подростка, с другой стороны, снимает часть ответственности за воспитание морально-нравственной основы с институтов первичной (семейной и школьной) социализации.
Таким образом, к девиантному
поведению прибегает
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяет на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей.
Девиантное
поведение имеет следующие
Выделение отдельных
видов отклоняющегося поведения
и их систематизация по схожим признакам
являются условными, в реальной жизни
отдельные формы нередко
Среди причин
девиантного поведения
Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.
В специальной справочной литературе понятие «коррекция» трактуется как система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, в том числе и проявлений девиантных форм поведения, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей. Главная цель коррекционного процесса - уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьниками. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.).
Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно- профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и другая деятельность. Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников [10].
Коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса и школьников, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач.
Единицей коррекционно-
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с девиантными подростками