Социальная работа с людьми совершившими суицидальные попытки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы:
1) Проанализировать основные понятия суицида и его причины, а также методы профилактики.
4) Рассмотреть основные направления социально-психологической работы в нашей стране, а также за рубежом в настоящее и прошлое время.
5) Подробно изучить практику организации психосоциальной работы с лицами, склонными к суицидальному поведению.
6) Сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации автора.
7) Обосновать практические рекомендации по социально-психологической работе с лицами, склонными к суицидальному поведению.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
1. Украинский и международный опыт психосоциальной работы
с людьми, склонными к суицидальному поведению………………6
2. Современная ситуация суицидальной активности на территории Украины……………………………………………………………..11
3. Практика организации социально-психологической работы с людьми, склонными к суицидальному поведению………………17
Заключение………………………………………………………….24
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 57.51 Кб (Скачать)

  Основными задачами отделения являются:

- стационарная  лечебно-диагностическая помощь  при ситуационных реакциях, психогенных  и невротических депрессиях, психопатических  реакциях и декомпенсациях психопатий, протекающих с выраженными суицидальными  тенденциями;

- организация  психотерапевтической, медико-психологической  и социальной помощи населению;

- проведение  дифференциально-диагностических мероприятий  в сложных клинических случаях,  проведение стационарной экспертизы  трудоспособности;

- создание для  пациентов отделения психотерапевтической  среды.

   Отделение имеет в своем составе жилой блок (палаты для пациентов), лечебно-диагностический блок (помещения для проведения диагностических, в том числе психологических, исследований, различных видов психотерапии) .

  
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

    Подчёркивая, что одним из ведущих аспектов проблемы суицида является то, что он имеет основу в виде мощных индивидуально-психологических механизмов психики - это как бы глубоко личностный аспект суицида. Но в практике до сих пор преобладают чисто медицинские мероприятия над психологическими, что находит своё отражение в публикациях специалистов. Так, И.В.Полякова, М.Г.Болотова (1989) выявляют значительное несоответствие между оказываемыми суицидентам реанимационными мероприятиями и недостаточной психологической поддержкой, то есть соматическое лечение превалирует над психолого-психотерапевтическим комплексом. Психологическая коррекция и психотерапия являются наиболее важным звеном системы медико-психологической помощи лицам с суицидальным поведением.

   Отсюда следует вывод, что лечение психического заболевания и помощь человеку в разрешении кризисных ситуаций являются основными способами снижения риска самоубийства.

Организация специализированных суицидологических служб должна также включать («телефонов доверия», кабинетов социально-психологической помощи, кризисных отделений), обучение работающих с населением специалистов распознаванию суицидальных тенденций, ограничение доступа населения к средствам суицида, контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации и информирование населения о существующей системе медико-психологической помощи.

   Задача эта сложная, требующая разработки масштабных социальных программ, так как для ее решения нужно добиться кардинальных изменеий в общественных отношениях – и на микро и на макросоциальных уровнях.

    Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не просто специализации “Социально-психологическая работа с группами риска”, но и “Социально-психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано с тем, что, во-первых, не все самоубийцы являются “лицами с патологией”, во-вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих, в связи с ростом уровня самоубийств.

   Наиболее актуальным направлением является организация социально-психологической работы по профилактике самоубийств, так как это сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и, наконец, сэкономит средства, “высвободив” их на другие нужды. Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо нормировать уже с детских лет, например, через мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу и др. Специфика организации социально-психологической работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.

    Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений.

    Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий, необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи (материальной, социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.

    Таким образом, острота проблемы суицидов в обществе, недостаточность исследований в клиническом, методологическом и социально-психологическом аспекте суицидологии в России за долгий период времени, вызывает необходимость изучения такого явление как суицид, и связанных с ним суицидоопасных состояний личности. Весьма актуальной, логичной и обоснованной является разработка психодиагностических и психокоррекционных методов работы с суицидоопасными кризисными состояниями, базирующаяся на современном знании принципов, методов и приемов, которые направлены на профилактику и коррекцию нарушений личностной, мотивационно-потребностной и социальной сферы индивида.

   Самый важный результат такой социально-психологической работы – это восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование суицидальных тенденций и выработка новых эффективных средств для адаптации и защиты в окружающей социальной среде.

   Изучив организацию суицидологической помощи, ее структуры и методы оказания помощи суицидентам и их окружению, мы подтверждаем гипотезу о том, что современная суицидологическая служба отвечает многим требованиям суицидологической обстановки в обществе и имеет за собой широкую базу научных трудов для дальнейшего развития новых методов в своей области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы:

1.Амбрумова А.  Г. Роль личности в проблеме  суицида//Актуальные проблемы суицидологи. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 1981.

2.Амбрумова А.  Г., Тихоненко В. А. Диагностика  суицидального поведения: Методические  рекомендации. - М.: Изд-во Московского  НИИ психиатрии, 1980.

3.Арон Р. Этапы  развития социологической мысли. - М.: Прогресс-Универс, 2005.

4.Безвершенко  М. В., Зотов М. В., Петрушкувич В. М. Психофизиологические методы оценки эмоциональной регуляции и перспективы их использования в практике судебно-психологической экспертизы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

5.Бек А., Раш  А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.

6. Бердяев Н.  О. О самоубийстве. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 52 с.

7.Бородин С.  В., Михлин А. С. Мотивы и причины самоубийств//Актуальность проблемы суицидологи. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 1978.

8. Войцех В.Ф. Клиническая суицидология. - М.: Миклош, 2008. – 280 с.

9.Гилинский Я.  И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологи. - СПб.: Медицинская пресса, 1999.

10.Дюркгейм Э.  Самоубийство. Социологический этюд. - СПб.: Союз, 1998.

11.Ефремов В.  С. Основы суицидологи. - СПб.: Диалект, 2004.

12.Ефремов В.  С., Точилов В. А. Депрессия и суицид//Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. - СПб.: Изд-во ВМедА, 2000.

13. Заяц О.В.  Опыт организационно-административной  работы в системе социальных  служб, учреждений и организаций.  – Владивосток: Изд. Дальневосточного  университета, 2004.

14. Заяц О.В.  Организация, администрирование  и управление в социальной  работе. – Владивосток: Изд. Дальневосточного  университета, 2004.

15.Зотов М.  В. Суицидальное поведение: механизмы  развития, диагностика, коррекция.  – СПб.: «Речь», 2006.

16.Зотов М.  В., Петрукович В. М., Сысоев В. Н., Методика экспресс - диагностики суицидального риска «Сигнал»: Руководство пользователя. - СПб.: Иматон, 2003.

17.Комер Р.  Патопсихология поведения. Нарушения  и патологии психики / Пер с  англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

18.Лурия А.  Р. Мозг человека и психические  процессы. Т.2. Нейропсихологический  анализ сознательной деятельности. - М.: Педагогика, 1970.

19.Павленок П.  Д., Руднева М.Я. Социальная работа  с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие. - М.: ИНФРО-М, 2007.

20. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2009.

21.Старшенбаум  Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.: Когито-Центр, 2005.

22.Тарабрина  Н. В. Практикум по психологии  посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001.

23.Тихоненко  В. А., Сафуанов Ф. С. Введение в суицидологию//Медицинская и судебная психология/ Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. - М.: Генезис, 2004.

24. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. - М.: Смысл, 2001.

25.Шустов Д.  И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. - М.: Когито-Центр, 2005.

Информация о работе Социальная работа с людьми совершившими суицидальные попытки