Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:32, реферат
Определяя один из наиболее эффективных методологических подходов к изучению психического развития ребенка, ученые сегодня все чаще говорят о необходимости реализации системного подхода.
Основой системного подхода является принцип системности, который описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю.
Введение………………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие личности, ее сущность и представления………………………...
1.1 Общие представления и понятия личности……………………………………...
1.2 Представления о психологической сущности личности………………………..
1.3 Индивидуальность и ее проявления……………………………………………...
1.4 Индивидуальные особенности мышления и интеллектуальный потенциал личности………………………………………………………………………………..
Глава 2 Структура личности. Структурный и системный подход в исследовании личности………………………………………………………………………………..
2.1Структура личности………………………………………………………………..
2.2 Структурный и системный подход в исследовании личности…………………
Заключение…………………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………………...
Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как результат творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. "Вызревание" поступков происходит в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера (отражающие отношения человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать, таким образом, новые обстоятельства жизни. Период между вызреванием поступка и его действенном проявлении может быть различным, а иногда и не получить внешнего проявления. В этом случае низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности. Человек в этом случае выступает пассивным носителем обстоятельств. В том и другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды, "позволяет строить себя изнутри". Таким образом, личность является "вершиной" психологических свойств, а индивидуальность - "глубиной" личности и субъекта в деятельности.[3]
1.4 Индивидуальные
особенности мышления и
Представление об индивидуальности человека практически обязательно предполагает оценку его ума. Психологическое знание о человеке заключает сведения о мышлении как психическом процессе, о формировании и развитии интеллекта.
Существует огромное количество работ в психологии, чтобы определить механизмы интеллектуальной деятельности человека, представить его структуру. По традиции в интеллекте различают вербальное (словесное), числовое, пространственное измерение, к которым некоторые авторы добавляют воображение, память, логику.
Весь процесс обдумывания конкретной задачи или ситуации или явления можно представить в виде трех последовательных этапов. Вначале возникает специфическое состояние, которое можно назвать интересом, или побудительным мотивом, или напряжением, - состояние происходящее из-за рассогласованности уже имеющихся знаний, способов действия, схем решения и необходимых результатов. Затем происходит ориентировка – посредством последовательности постановки вопроса и поиска ответов на них человек осуществляет операции перевода информации с языка образов на язык символов, понятий и наоборот, осуществляет поиск недостающих связей в задаче. Третий этап – выбор решения: человек перебирает и взвешивает возможные решения, сличает гипотезы с искомым ответом. Если совпадение удовлетворительно, то процесс заканчивается, если нет, то исследуется другая альтернатива.
Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность и нестандартность. Эти качества мышления или качества ума становятся индивидуальными свойствами личности человека.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.
Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней наблюдательности и любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.
Гибкость ума
выражается в свободе мысли от
сковывающего влияния запретных в прошлом
опыте приемов и способов решения задач,
в умении быстро менять свои действия
при изменении обстановки
Глубина ума выражается в умении проникнуть
в сущность сложнейших вопросов, умении
увидеть проблему там, где у других людей
вопроса не возникает.
Быстрота ума
– это способность человека быстро
разобраться в сложной
От быстроты
ума следует отличать торопливость
ума. Человек с таким количеством
ума характеризуется отсутствие
Развитый ум пользуется образами, понятиями, суждениями, умозаключениями выстраивать логические цепочки от простых до сложных концептуальных и теоретических построений. При этом заметно, что один может гибко пользоваться освоенными операциями и быстро переключаться, устанавливая связи между мыслями, другой проделывает тоже самое, но значительно медленнее.
Качественное различие в скорости, с которой человек может приспосабливать собственный мыслительный процесс к конкретным задачам, называют сообразительностью.
Естественно, что есть люди догадливые. Догадка – это практически тоже самое, что и сообразительность, только осуществляется она еще быстрее, чтобы догадаться, не надо долго рассуждать. Мысль в догадке, видимо, проходит все этапы рассуждения, но в свернутом виде. По ходу размышления человек оперирует уже сложившимися обобщениями, исключающими необходимость анализа во многих звеньях. Продуктивность мышления в этом случае зависит от автоматизированности процессов свертывания, тренировки ума на догадку.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. И если окажется, что его суждения не соответствуют действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые пути решения. [3]
Глава 2 Структура личности. Структурный и системный подход в исследовании личности.
Личность – общественная сущность человека, синтез биологических и социальных, врожденных и приобретенных качеств. Личность – структурно-функциональная модель, с помощью которой можно составить представление о внутренней социальной жизни индивида с учетом его неотъемлемых признаков, а также объяснить и по возможности предсказать его поведение.
2.1 Структура личности
Структура личности – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена и формируется под влиянием воспитания в обществе. Она наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
2.2 Структурный
и системный подход в
Системный подход исследования личности – направление методологии, социально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность. В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях являются следующие:
Системная методология анализа развития человека включает положения о человеке как «элементе» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком проявляется и приобретаются присущие этим системам качества (1); об изучении эволюции и истории порождающих человека системы (2); об анализе целевой детерминации живых систем (3); о необходимости возникновения феномена личности и ее роли в развитии различных систем (4); о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие (5);.
Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является таким особым «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к ее изменению. Возникает парадокс, который относится к одному из парадоксов системного мышления (В.М. Садовский): «Элемент в системе» и «Система в элементе», «Личность в системе общества» и «Общество в системе личности». Человек как элемент системы может вмещать в себя саму систему. Этот парадокс остается неразрешимым.
Противопоставление «элемента» – «системе», «вариативности индивида» – «виду», «индивидуальности личности» – «обществу».
Эти противопоставления являются следствием «моносистемного» видения человека, пытающегося решить вопрос о том, «для чего» возникает личность, в чем необходимость возникновения феномена личности в естественно историческом процессе развития общества, замыкаясь в пространстве организма.
Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Личность – это системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека. Это исследование места человека, его позиции в системе, которая есть система общественных связей, которые открываются ему. Это исследование того, ради чего, что и как использует человек, врожденное ему и приобретенное им. То же самое относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека.
Данная А.Н. Леонтьевым характеристика предмета психологии личности представляет собой пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную картину системной детерминации развития личности. Чтобы развернуть эту абстракцию нужно:
1. Обозначить содержащиеся в ней ориентиры, задающие общую логику изучения развития личности;
2. Указать конкретные области психологии личности, высвечиваемые этими ориентирами;
Первый ориентир – это разведение понятий «индивид» и «личность», а также выявление различных качеств «индивида» и «личности», отражающие специфику их развития в природе и обществе.
При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос: «В чем данный человек подобен всем другим людям?», т.е. указывают что объединяет данного человека с человеческим видом. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» является латинский термин «Individuum». Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Термин «личность» в этом смысле сводит понятие «личность» к внешним публичным проявлениям человека. В значении «Personalital», отражает ядро, сердцевину, неповторимую глубинную природу человеческого существа, которая может быть врожденной, приобретенной, но, главное, телесно инкапсулированной. Игнорирование несовпадения реальностей, обозначаемых понятиями «индивида» и «личность», влечет за собой две крайности: либо развитие личности подчиняется развитию индивида, вследствие чего появление различных психических новообразований механически приурочивается к тому или иному возрасту по чисто хронологическим и биологическим критериям, либо процессы созревания индивида полностью выносятся за скобки при изучении механизмов формирования личности.
Второй ориентир – схема детерминации развития личности в системе общественных отношений. Основанием этой схемы является совместная деятельность, в которой осуществляется развитие личности в социально-исторической системе координат данной эпохи. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Индивидуальные свойства человека – предпосылки развития личности.
Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.
При переходе деятельности личности от режима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества, биологическое и историческое время все более превращаются в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества. Большинство исследователей личности солидаризовались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Трудно отыскать таких представителей психологии, которые были бы полностью равнодушны к изучению вопроса о взаимодействии индивида с внешней средой.[4,5,6,7]
Информация о работе Системный подход в исследованиях личности