Логические основы системного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение на основе теоретических данных логических основ системного подхода, основных его принципов и задач.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Системный подход: понятие, свойства, характерные черты………………...5
1.1. Основные категории и общенаучный характер системного подхода………………………………………………………………………7
1.2. Область применения системного подхода…………………………..10
2. Логические основы системного подхода……………………………………14
2.1. Логические основы системного подхода……………………………….14
2.2. Метод дерева целей как элемент логических основ системного подхода………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 86.74 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Логические основы системного подхода»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 525 группы

факультета «Управление»

Плахтий Артем

Проверила:

доцент Хашева

Ирина Анатольевна

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

  1. Системный подход: понятие, свойства, характерные черты………………...5
    1. Основные категории и общенаучный характер системного подхода………………………………………………………………………7
    2. Область применения системного подхода…………………………..10
  2. Логические основы системного подхода……………………………………14

2.1. Логические основы  системного подхода……………………………….14

2.2. Метод дерева целей как элемент логических основ системного подхода………………………………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………………...24

 

Введение

Первобытный человек, когда  мастерил каменный топор или лук, уже действовал системно. Но он не осознавал  системности своих действий, и в этом суть вопроса. Сейчас имеется обширный класс задач, решение которых не требует знания теории системного подхода, но такого знания требует современная общественная практика в целом.

Повышенное внимание к  проблемам системного подхода в  настоящее время объясняется  соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики, задачам познания и конструирования  больших, сверхсложных систем. Но не только этим. Феномен системного подхода отражает, прежде всего, определенную закономерность в развитии самой науки. Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации – «информационный взрыв». «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания» (А.И.Уемов). До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако в тех областях знания, где аналитически добытого материала скопилось достаточно, возникает насущная потребность в его интеграции и систематизации, что может быть успешно сделано лишь на основе системного подхода, который сочетает в себе и анализ, и синтез.

В различных областях науки  и техники широко используется понятие "система". Под системой понимается нечто целое, составленное из частей или множества элементов, образующее некое единство. Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества  элементов в совокупности отношений  и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном  подходе, можно говорить о некотором  способе организации наших действий, таком, который охватывает любой  род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более  эффективного использования. При этом системный подход является не столько  методом решения задач, сколько  методом постановки задач.

В работе описаны основные черты системного подхода. Кратко описаны направления развития системного подхода в вопросах его применения.

Целью работы является изучение на основе теоретических данных логических основ системного подхода, основных его принципов и задач.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

  1. Системный подход: понятие, свойства, характерные черты

 

Что же понимается под “системным”  познанием материи и ее свойств? Известно, что человек осваивает  мир различными способами, Прежде всего  он осваивает его чувственно, т.е. непосредственно воспринимая его  через органы чувств. Характер такого познания, заключающийся в памяти и определяемый эмоциональным состоянием субъекта, является нам как целостным, так и дробным - представляющим картину  целиком или дробно, выделяя какие  либо моменты. На основе эмоциональных  состояний в человеке складывается представление об окружающем мире. Но чувственное восприятие есть свойство так же всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокая ступень познания - рациональное познание, позволяющее  обнаруживать и закреплять в памяти законы движения материи1.

Рациональное познание системно. Оно состоит из последовательных мыслительных операций и формирует  мыслительную систему, более или  менее адекватную системе объективной  реальности. Системна и практическая деятельность человека, причем уровень  системности практики повышается с  ростом знания и накопления опыта. Системность  различных видов отражения и  преобразования действительности человеком  есть, в конечном счете, проявление всеобщей системности материи и  ее свойств.

Системное познание и преобразование мира предполагает:

• Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов;

• Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними;

• Выявление внешних связей системы, выделения из них главных;

• Определение функции системы и ее роли среди других систем;

• Анализ диалектики структуры и функции системы;

• Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Познание мира, а “научное познание” в частности, не может  осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему  и подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.

С современной точки зрения системы классифицируются на:

• целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее, чем связи элементов со средой, и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой;

• органические и механические;

• динамические и статические;

• “открытые" и “закрытые”;

•  “самоорганизующиеся" и “неорганизованные" и т.д.

Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например - является ли куча камней системами? Да, и этому можно привести доказательства исходя из следующих посылок:

1) неорганизованные совокупности  состоят из элементов;

2) эти элементы определенным  образом между собой связаны;

3) эта связь объединяет  элементы в совокупность определенной  формы (куча, толпа и т.п.);

4) поскольку в такой  совокупности существует связь  между элементами, значит неизбежно  проявление определенных закономерностей  и, следовательно, наличие временного  или пространственного порядка.  Таким образом, все совокупности  являются системами, более того  материя вообще проявляется в  форме “систем”. Т.е. система  есть форма существования материи.

Каково же тогда различие между понятиями “система” и  “объект”, “вещь”, ведь казалось бы ничего различного. Однако система, являясь  объектом, вещью и знанием, в тоже время выступает как нечто  сложное, взаимосвязанное, находящееся  в самодвижении. Поэтому и категория  “система”, будучи философской категорией, в отличие от понятий “объект" и “вещь”, отражает не что-то отдельное  и неделимое, а противоречивое единство многого и единого.

Система, являясь конкретным видом реальности, находится в  постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. Однако всегда имеется такое изменение, которое  характеризует систему как ограниченное материальное единство, и выражается в определенной форме движения. По формам движения системы подразделяются на механические, физические, химические, биологические и социальные. Так  как высшая форма движения включает в себя низшие, то системы помимо их специфических свойств имеют  общие свойства, не зависящие от их природы. Эта общность свойств  и позволяет определять понятием “система” самые разнородные  совокупности.

Система, как понятие, обладает двумя противоположными свойствами: отграниченностью и целостностью. Отграниченность - внешнее свойство системы, “целостность” - ее внутреннее свойство, приобретаемое  в процессе развития. Система может быть отграниченной, но не целостной (например: недостроенный дом) но чем более система выделена, отграничена от среды, тем более она внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна.

Согласно вышесказанному можно дать определение “системы”  как отграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное  существование конкретных отдельных  взаимосвязанных совокупностей  тел, и не содержащего специфических  ограничений присущих частным системам. Данное определение характеризует  систему, как самодвижущуюся совокупность, так и взаимосвязь, взаимодействие, а оно и есть - движение2.

 

    1. Основные категории и общенаучный характер системного подхода

Важнейшими при любом  системном исследовании являются понятия  структуры и системы.

Чтобы определить понятие  «структура» воспользуемся понятиями  «исходное множество элементов» и «множество отношений». Относительно любого исследуемого объекта  определяется множество составляющих его элементов. Такое множество задается явным  образом - путем последовательного  перечисления его элементов, через  общее свойство всех элементов множества. Таким образом называется исходное множество элементов.

В результате установления структуры объекта мы, с одной  стороны, получаем возможность строгого формального выведения следствия  относительно входящих в структуру  элементов и отношений, а с  другой - можем устанавливать различные  соотношения между структурами  разных объектов - их сходство, подобие  и т.д. Это дает возможность использования  результатов исследования одного объекта  в исследовании других областей.

Понятие системы в определенном отношении близко к понятию множества (каждую систему можно рассматривать  как множество), однако по своей методологической природе эти понятия существенно  различаются. Для системы первично то, что она представляет собой  некоторое целое, составленное из взаимодействующих (связанных) частей. Для системы ее элементы заранее не даны; они строятся (или выбираются) в процессе членения системы как целого, причем каждая система допускает возможность  ее различных членений. Каждое членение системы представляет собой множество, но сама система множеством не является.

Основными принципами системного подхода являются:

  • Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней
  • Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов.

 

Таким образом, системный  подход заключается в том, что  любой объект рассматривается одновременно и как система, и как элемент  более крупной, объемлющей его системы.

Системный подход - не единственное современное общеметодологическое направление. Есть и другие подобные феномены (проблемы, концепции, понятия, подходы, направления, принципы), которые свидетельствуют о становлении новых форм и средств, уровней и типов научного знания, отличного от традиционного частно-научного знания именно в силу своей общенаучности и в то же время являющегося общенаучной «нефилософской» рефлексией о науке. Общенаучный характер системного подхода - это одно из проявлений и тенденций «общенаучного движения» в современном познании.

Известно, что ранее понятия, методы и проблемы научного знания делились на два фундаментальных  типа и уровня: философские и частно-научные. Если философские категории и  методы применялись в любой отрасли  знания, образуя универсальную методологическую базу всех научных дисциплин, то частно-научные  понятия и приемы исследования обслуживали  и обслуживают только одну частную  науку либо их группу. В соответствии с таким разделением форм и  средств познания специальные науки  решали достаточно частные проблемы (пусть даже комплексные и глобальные, если они требовали взаимодействия нескольких наук), а общенаучные  проблемы, если и ставились, то только в философии, хотя решать их без частных наук она была не в состоянии.

Информация о работе Логические основы системного подхода