Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Целью работы является изучение на основе теоретических данных логических основ системного подхода, основных его принципов и задач.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………………….......3
1. Системный подход: понятие, свойства, характерные черты………………...5
1.1. Основные категории и общенаучный характер системного подхода………………………………………………………………………7
1.2. Область применения системного подхода…………………………..10
2. Логические основы системного подхода……………………………………14
2.1. Логические основы системного подхода……………………………….14
2.2. Метод дерева целей как элемент логических основ системного подхода………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...24
В последние десятилетия
XX в., характеризовавшиеся
Например, к общенаучным понятиям сейчас относятся такие, как алгоритм, вероятность, знак, значение, дополнительность, изоморфизм, интерпретация, информация, научная информация, модель, надежность, определенность, неопределенность, организация, прогноз, разнообразие, симметрия, асимметрия, система, сложность, состояние, структура, упорядоченность, управление, устойчивость, формализация, экстремальность, элемент и др. Известно также, что методами общенаучного характера считаются логико-математические, вероятностно-статистические, системно-структурные, кибернетические, теоретико-информационные, моделирование и др.
Общенаучными стали проблемы научно-технической революции (развитие космонавтики, автоматизация, кибернетизация), проблемы человека, происхождение и развитие жизни и разума на Земле и во всей Вселенной, проблемы окружающей среды, изучения и освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики, информационного обеспечения и прогнозирования науки, проблема ликвидации наиболее опасных заболеваний и др.
Характерной чертой всех упомянутых феноменов является то, что они все зародились в рамках той или иной отдельной отрасли науки, затем охватили всю группу и в настоящее время становятся общенаучными или же обнаруживают стремление стать таковыми.
Во-первых, общенаучность
категорий и методов диалектики
есть уже нечто ставшее актуальным
(не исключает момента становления)
Во-вторых, общенаучность
понятий и методов носит
В-третьих, системно-структурный принцип (и иные общенаучные подходы) в своих философских основаниях зависит от уровня философской методологии.
В-четвертых, философские категории и методы в принципе связаны с соответствующими математическими и логико-систематическими средствами, тогда как общенаучные методы и понятия обязательно предполагают определенное логико-математическое «сопровождение».
Подчеркивая отличия философских категорий и методов от общенаучных, необходимо отметить особую роль философской методологии в формировании общенаучных понятий. В значительной мере они становятся общенаучными благодаря их включению в орбиту философского осмысления и исследования.
Возникновение общенаучных понятий и методов - объективная тенденция развития современной науки, одно из закономерных проявлений, происходящих в ней интегративных процессов.
Использование системного подхода
в гуманитарных науках всегда порождало
проблемы. Например, понятие системы
может трактоваться в формальном
смысле как совокупность абстрактных
отношений в конкретной теоретической
модели. В то же время понятие
системы может обозначать и совокупность
нормативно-юридических
Однако нельзя упускать из
виду то, что именно применение системного
подхода стало одним из отличительных
признаков проникновения
Несмотря на то, что реальная роль системного подхода в деле успешного развития науки о международных отношениях не совпала с ожидаемой, она является достаточно важной и заслуживает специального анализа.
Принято считать, что системный
подход становится достоянием науки
о международных отношениях с
середины пятидесятых годов. Его
широкое распространение
В применении к социально-политическим
наукам системный подход получил
в эти годы плодотворное развитие
в работах американских ученых Т.
Парсонса и Д. Истона ("Системный
анализ политической жизни"). Политическая
система рассматривается в ней
в виде определенной совокупности отношений,
находящейся в непрерывном
Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных отношений:
Зарубежный опыт в применении системного подхода в управлении качеством продукции
В настоящее время наиболее передовой опят в области качества продукции и применении системного подхода в управлении качеством продукции накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран. При этом разработаны различные модели систем управления качеством продукции. Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Джурана:
На их основе детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции, в частности, в Японии и США. В Японии, как и повсюду, вначале, работы в области качества продукции развертывались по более широкому использованию методов контроля качества продукции. Особое место в начальный период стали занимать статистические методы контроля.
В конце 50-х годов в
Японии повсеместно в промышленность
проник всесторонний внутрифирменный
контроль качества, предусматривающий
проведение контроля со стороны всех
работников фирмы, начиная от рабочих,
мастеров и кончая руководством. С
этого момента начало проводиться
систематическое обучение всех работников
методам контроля качества. В дальнейшем
система обучения превратилась, по
существу, в непрерывную и постоянную
систему воспитания у трудящихся
уважительного отношения к
В США задачи повышения качества продукции рассматриваются как первоочередные. При этом большая часть воздействий носит, в основном, техническую и организационную направленность. Обеспечение качества осуществляет специализированный отдел управления качеством. Очень серьезное внимание в американских фирмах уделяют контролю качества продукции, который охватывает все стадии жизненного цикла продукции. При проведении такого контроля наиболее важными его сторонами являются:
2. Логические основы системного подхода
2.1. Логические основы системного подхода
Логика - наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективного мира. Основные задачи логики — выявление условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логического аппарата и правильного метода познания.
Органически связанная с теорией познания, логика представляет собой совокупность научных дисциплин, главными из которых являются диалектическая и формальная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления — содержательного и формального.
По своему содержанию мышление есть отражение закономерностей реальной действительности. Исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную диалектику предметного мира и отражение его в человеческом сознании.
Вместе с тем мыслительный
процесс имеет свою внутреннюю структуру,
он реализуется в таких
Развиваясь на общественно-трудовой
основе, внутренняя структура мыслительного
процесса формировалась в соответствии
с закономерностями природы и
свойствами человеческого мозга. Логическая
форма обусловлена наиболее общими,
чаще всего встречающимися свойствами,
простейшими связями и
Различают следующие виды мышления: