Система ценностей консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности это моральная проблема, иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем.

Оглавление

Введение 3
1.Модель личности консультанта 4
2.Цели психологического консультирования 8
3.Система ценностей консультанта 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

ценности консультанта.docx

— 35.39 Кб (Скачать)

     Выделяется  целый ряд критериев, свидетельствующих  о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:

  1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием.
  2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

     Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.

     В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи.

     В психотерапии делается акцент на изменении в личности, в то время как в психологическом консультировании на использовании имеющихся у клиентов ресурсов. В психологическом консультировании, как правило, большее чем в психотерапии значение придаётся информированию и объяснению. 

     Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжёлыми расстройствами, более глубинными проблемами, а «психотерапия» является более медицинским термином, чем «консультирование». Ю. Е. Алёшина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании «часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи» со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб.

     Клиентов, нуждающихся в психологическом  консультировании, отличает обычно подчёркивание  ими негативной роли других людей  в возникновении их собственных  жизненных сложностей, в то время  как клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи отличают, как правило, жалобы на «неспособность контролировать и  регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», а также  некоторые формы поведения.

     Кроме того, клиенты, нуждающиеся в психологическом  консультировании уже проделали  часть работы по анализу собственных  проблем и неудач, решили, что  им нужна помощь — это уже «шаг, требующий определённого мужества», в то время как клиенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи нередко проявляют себя менее осмысленными и активными по отношению к своим проблемам клиентами, что в некоторых направлениях рассматривается как их переход больше к качеству «пациента», чем «клиента».

     Некоторые авторы, например Ю. Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях.

3.Система ценностей консультанта

     Если  реально посмотреть на ситуацию консультирования. Станет ясно, что полностью исключить  ценности консультанта, мировоззренческие  аспекты консультативного контакта с клиентом просто невозможно. если понимать консультирование как отношение двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное.

     Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных  встречах, поскольку немало проблем  скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими  собственной ценностной системы.

       Однако ясная ценностная ориентация  консультанта не подразумевает  нравоучений и морализирования. 

     В любом случае влияние ценностей  консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что  выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают его  философию жизни.

     Даже  прямо не навязывая клиенту свои ценности, придерживаясь в работе определенных ориентиров, консультант  неизбежно вносит в консультировании свое воззрение на систему сущностные вопросов жизни.

     По  мнению Д.Корей консультант или  психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым  вопросом. Важнейшие сферы, в которых  важна позиция консультанта, - это  семья, секс, религия, наркотики.

     Консультанту  бесконечно важно знать, какое влияние  оказывают его ценности на ход  консультирования, чтобы он мог быть самим собой.

     В процессе консультирования  мы должны помочь клиентам  наиболее полно  выявить систему их ценностей  и принять на ее основании самостоятельное  решение, таким образом, они могут  изменить поведение или даже сами ценности.

     Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит  клиент на основе собственных ценностей. Консультант ориентируясь на свою систему  ценностей, так же помогает клиенту  понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной  жизни и благополучия близких  ему людей.

     Обобщая проанализируемые выше требования, предъявляемые  к личности консультанта можно утверждать, что эффективный консультант  – это, прежде всего зрелый человек. Чем  разнообразнее  у консультанта  стиль профессиональной жизни, тем  эффективнее будет его деятельность.

       Иногда выражать чувства, а   иногда попросту слушать, что  говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только  тактикой консультирования, порой  необходимо вступать с клиентом  в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение и побуждать клиента толковать смысл своего поведения.

     Нарисованная  модель консультанта с первого взгляда  может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При  этом легко заметить, что черты  эффективного консультанта совпадают  с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант.  
 

    Заключение

     Таким образом, на основании вышеприведенного анализа  можно сделать следующие  выводы по представленной проблеме.

       Обобщая вышесказанное,  можно   сказать, что понимание различных  теоретических концепции личности   –  это главное  составляющее  ядро современного консультанта, оно помогает формировать динамические  гипотезы, и позволяет чувствовать  себя в безопасности при столкновении  с хаотичным, дезоорганизующим  внутренним миром некоторых клиентов.

     В настоящее время в мире распространяется эклектическое консультирование, предоставляющее  попытку интеграции лучших сторон различных  школ. Имеется в виду не набор  разных теоретических принципов, воззрений  или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность  независимо от контекста возможного применения. Эклектическое консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система  «работает» на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода  в консультировании – это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное  время работающие в области психологического консультирования, создают собственную  теоретическую систему, обычно эклектическую, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

     В свое время М. Балинт и Е. Балинт писали: «Знание можно получить из книг и  лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без  совершенствования личности консультанта. Консультирование становиться ремеслом, вымощенными добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности консультанта».

Список  литературы

  1. Варга А.Я., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие // «Основные направления современной психотерапии» М., 2000;
  2. «Системная семейная психотерапия», под редакцией Э.Г. Эйдемиллера, Спб;
  3. «Основные направления современной психотерапии»,М., 2000.
  4. Эйдемиллер Э.Г.. Добряков И.В., Никольская И.М. «Семейный диагноз и семейная психотерапия», Спб.: Речь, 2003 г.

Информация о работе Система ценностей консультанта