Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:55, реферат
Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности это моральная проблема, иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем.
Введение 3
1.Модель личности консультанта 4
2.Цели психологического консультирования 8
3.Система ценностей консультанта 12
Заключение 14
Список литературы 15
Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:
Психологическое
консультирование отличается
В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи.
В психотерапии делается акцент на изменении
в личности, в то время как в психологическом
консультировании на использовании имеющихся
у клиентов ресурсов. В психологическом
консультировании, как правило, большее
чем в психотерапии значение придаётся информированию и
Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжёлыми расстройствами, более глубинными проблемами, а «психотерапия» является более медицинским термином, чем «консультирование». Ю. Е. Алёшина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании «часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи» со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб.
Клиентов,
нуждающихся в психологическом
консультировании, отличает обычно подчёркивание
ими негативной роли других людей
в возникновении их собственных
жизненных сложностей, в то время
как клиентов, нуждающихся в
Кроме
того, клиенты, нуждающиеся в психологическом
консультировании уже проделали
часть работы по анализу собственных
проблем и неудач, решили, что
им нужна помощь — это уже «шаг,
требующий определённого
Некоторые авторы, например Ю. Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях.
Если реально посмотреть на ситуацию консультирования. Станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты консультативного контакта с клиентом просто невозможно. если понимать консультирование как отношение двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное.
Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы.
Однако ясная ценностная
В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают его философию жизни.
Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, придерживаясь в работе определенных ориентиров, консультант неизбежно вносит в консультировании свое воззрение на систему сущностные вопросов жизни.
По мнению Д.Корей консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросом. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, религия, наркотики.
Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой.
В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, таким образом, они могут изменить поведение или даже сами ценности.
Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант ориентируясь на свою систему ценностей, так же помогает клиенту понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.
Обобщая
проанализируемые выше требования, предъявляемые
к личности консультанта можно утверждать,
что эффективный консультант
– это, прежде всего зрелый человек.
Чем разнообразнее у консультанта
стиль профессиональной жизни, тем
эффективнее будет его
Иногда выражать чувства, а
иногда попросту слушать, что
говорит клиент, - это самое лучшее,
но опасно ограничиваться
Нарисованная
модель консультанта с первого взгляда
может показаться слишком величественной
и далекой от действительности. При
этом легко заметить, что черты
эффективного консультанта совпадают
с чертами преуспевающего человека.
К такой модели и должен стремиться
консультант.
Таким образом, на основании вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы по представленной проблеме.
Обобщая вышесказанное, можно
сказать, что понимание
В
настоящее время в мире распространяется
эклектическое
В
свое время М. Балинт и Е. Балинт писали:
«Знание можно получить из книг и
лекций, навыки приобретаются в процессе
работы, но их ценность ограничена без
совершенствования личности консультанта.
Консультирование становиться ремеслом,
вымощенными добрыми