Система ценностей консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности это моральная проблема, иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем.

Оглавление

Введение 3
1.Модель личности консультанта 4
2.Цели психологического консультирования 8
3.Система ценностей консультанта 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

ценности консультанта.docx

— 35.39 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1.Модель  личности консультанта 4

2.Цели  психологического  консультирования 8

3.Система  ценностей консультанта 12

Заключение 14

Список  литературы 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Каждый  человек имеет собственную систему  ценностей, которая определяет его  решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях.

     Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности это моральная  проблема, иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем.

     Здесь и возникает второй вопрос: в какой  степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в  какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и  духовного нездоровья, а не как  предмет моральности, - то по второму  вопросу существуют две крайние  позиции.

     Одна  из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить  в консультативные отношения  свою жизненную философию и ценностную систему.

     Он  обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы  ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. 

1.Модель личности консультанта

     Консультирование  – это переговоры психолога или  психотерапевта и клиента (клиентов)  на его языке с целью оптимизации  его (их) функционирования. В итоге  от консультативного контакта зависит  окончательный эффект и  результат  работы консультанта.

       Отсюда вопрос: «Кто такой консультант,  от которого зависит многое, а  скорее главное в союзе с  клиентом; что представляет собой  консультант, какие требования  предъявляют ему, как личности, что делает его профессиональным  помощником в запутанных проблемах  других людей?» 

     О психологии консультирования Эйдемиллер пишет: «Консультирование  является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику.. психологию, этику и политику.

     Политика  и консультирование близки тем, что  способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта».

     Сдерживающим  моментом, предотвращающим злоупотребление  властью  и влиянием, являются  фундаментальные параметры личностного  и профессионального измерения  консультанта. Исследований в этой области достаточно много, однако, однозначного ответа, к сожалению, нет. Очень часто  при описании успевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты  употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый».

     Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США  выделяет следующие свойства личности (1990): 

     
  •  Проявление  глубоко интереса к людям терпение  в общении с ними;
  • Чувствительность к установкам и поведению других людей;
  • Эмоциональная стабильность и объективность;
  • Способность вызвать доверие других людей;
  • Уважение прав других людей.

     1964г.  Комитет по надзору и подготовке  консультантов установил следующие  шесть качеств личности:

  • Доверие людям;
  • Уважение ценностей другой личности;
  • Проницательность;
  • Отсутствие предубеждений;
  • Самопонимание;
  • Сознание профессионально долга.

     К особо вредным для консультанта чертам по материалам  того же источника, относят:

  • Авторитарность;
  • Пассивность;
  • Зависимость;
  • Замкнутость;
  • Склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей;
  • Неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов;
  • Невротическую установку в отношении денег.

     В одном из своих исследований в 1954 году Гоббс установил, что преуспевающий  консультант воспринимает других как способных решать собственные проблемы  и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.

     Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать без осуждения и ярлыков.

     Такой характер отношений клиентам весьма важен, тем не менее следует принимать  в о внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими . некоторым кажется , что выражение положительных чувств обязывает , ограничивает свободу, делает уязвимым.

     Кого-то страшит неприятие партнером  положительных чувств. Отклонение  их. Поэтому более эффективной  предоставляется  отсрочка углубления межличностных отношений.

     Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к  людям, их страхам и личностным напряжениям.

     Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие  как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные  движения тела.

     Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает перед  ним не как пресловутая "открытая книга", а как новая страна перед  путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.

     Каждая  деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице –  все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в  каждом поступке человека, в том, как  он смотрит на окружающих, в его  рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это  почти интуитивно.

     Не стоит забывать, что все эти проявления характера  имеют свои оттенки для каждого  индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в  своих выводах.

     Складывается несколько  парадоксальная ситуация: невзирая на значимость жестов, выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде  буйков на поверхности водоема, которые  в каждом отдельном случае указывают  на уникальность данной личностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц.

     Если научиться  улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток  его мыслей, то можно разгадать  их содержание. Ведь, теоретически, каждая мысль сопровождается соответствующим  мышечным движением.

       Речь идет о более тонких проявлениях, чем просто улыбка или нахмуренные брови. Если консультант легко читает такие проявления, то он развил в себе особую наблюдательность, необходимую для определения характера человека.

     В  данном случае можно сформулировать общее предостережение  для консультантов: предположительный  вывод о личностной модели индивидуума  следует делать только на основании  совокупности всех доступных и разнообразных  факторов.

       Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным полом, успех или неуспех на работе – все эти и многие другие моменты указывают на особенности характера, но ни один из них в отдельности не может быть достаточным основанием для окончательного вывода.

     Даже два, три, четыре признака не дают достоверного материала, только совокупность многих признаков, указывающих на одни и те же особенности  характера, может стать основой  для более или менее надежной гипотезы.

    2.Цели психологического консультирования

     Цели  психологического консультирования зависят  от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторых из них:

     Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.

     Для экзистенциального направления цель психологического консультирования «состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь».

     Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

     По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно чётко.

     В целом, в психологическом консультировании большое внимание уделяется достижению состоянияпсихологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта.

     Постановка  цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его  результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как  консультанта, так и клиента в  разных теоретических традициях  является обычно единым совместным творчеством  обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения  к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.

     Одно  из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной — это оказание психологической  помощи. Вместе с тем, дальнейшая конкретизация  этой цели — достаточно сложное  занятие. Например, как отмечает отечественный  исследователь в области методологии  психологии Анатолий Сергеевич Шаров, вопрос о том, что означает «помочь человеку?» не является таким уж простым. Ответ на него будет зависеть от теоретической позиции, которую занимает консультант, а точнее от её ценностной основы, которой определяется, что же является ценным, важным, существенным и значимым, а что таким не является. С другой стороны, различные сообщества, как и их члены, имеют различные базовыеценностные ориентации, и соответственно этим ценностным ориентациям должны определяться цели психологического консультирования.

     В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости  от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое  уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими  словами, предвосхищаемым результатом  консультирования является обеспечение  клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о  том, что беспокоит и тревожит его.

Информация о работе Система ценностей консультанта