Система ценностей исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:27, реферат

Краткое описание

Ислам, самая молодая из мировых религий, возник в VII веке н.э. в Аравии, в условиях, когда в арабском обществе, уставшем от беспрерывных кровавых и разорительных усобиц, вызрела идея всеарабского государственного единства. Этому мешало господствовавшее у арабов племенное многобожие.

Оглавление

1. Введение
2. Картина мира
3. Система ценностей
4. Пять столпов ислама
5.1 Свидетельство веры
5.2 О значении намаза.
5.3 О важности Закята
5.4 Пост в месяц Рамадан
5.5 Очарование Хаджа
6. Заключение.
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение
  2. Сущность исламского мировозрения
  3. Пять столпов ислама

    3.1 Свидетельство  веры

    3.2 О значении  намаза.

    3.3 О важности  Закята

    3.4 Пост в  месяц Рамадан

    3.5 Очарование  Хаджа

    4.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Ислам, самая молодая из мировых религий, возник в VII веке н.э. в Аравии, в условиях, когда в арабском обществе, уставшем от беспрерывных кровавых и разорительных усобиц, вызрела идея всеарабского государственного единства. Этому мешало господствовавшее у арабов племенное многобожие.

В 610 году уважаемый  мекканский (г. Мекка) купец Мухаммад ибн Абдуллах (ок.570 - 632 гг.) выступил с проповедью, провозглашавшей величие единственного и единого Бога всех арабов - Аллаха. Мухаммад учил, что милостивый и всемогущий Аллах является создателем Вселенной, Земли, растений, животных, человека. Ничто в мире не происходит без воли и веления Аллаха. Для всех тех, кто отвергнет Аллаха, как единственного Бога, останется язычником, уготованы посмертные муки ада.

Как видим, в  своей проповеди Мухаммад не был оригинален, но он и не претендовал на создание новой религии. Во-первых, Аллах и в доисламской Аравии, в северной и центральной ее частях, в т.ч. в г. Мекке, почитался как один из самых могущественных богов. Это божество не было связано с каким-либо определенным племенем, носило общеарабский характер, что, очевидно, и привлекло Мухаммада. Во-вторых, Аллах по Мухаммаду - тот же Бог, которому поклоняются и иудеи и христиане. В свое время Господь (т.е. Аллах) неоднократно посылал к людям пророков, чтобы они наставили их на праведный путь. Такими посланниками были, в частности, Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса). Они приносили людям слово Божие, книги Откровения. Однако, люди забыли или исказили то, чему их учили. Поэтому Аллах направил людям Мухаммада, своего последнего пророка ("печать пророков"). Это заключительная попытка Аллаха наставить людей на праведный путь. 
 
 

Пять столпов  Ислама.

Свидетельство веры.

    Как  известно, Ислам покоится на пяти  столпах, представляющих собой

 своеобразный  каркас   мудрой   религии,   поддерживающий   всю

 конструкцию  в жестком состоянии. Первым  из них является необходимость

 произнесения   свидетельства    веры,    "шахадатайн",    традиционно

 выражаемого  формулой "Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад -  пророк

 Его!", с  момента искреннего и чистосердечного  произнесения которой  в

 присутствии  добропорядочных свидетелей человек  официально  признается

 мусульманином  и приступает к изучению обрядов. Высокая Исламская духовность-    

 это воистину  бесценный  дар Всевышнего Аллаха,  который Он  ниспосылает

 людям с   той  минуты,  как  только  вера  воссияет  в  их  измученной

 духовными  исканиями и бесконечными сомнениями  душе. С этого  момента,

 под  воздействием  нового,  духовного,  мышления,  озаряющего   самые

 глубины   человеческой  души  и   развивающего   в   человеке   способность

 удивительно   тонко  чувствовать  радость   и  боль  окружающего  мира,

 верующие  становятся еще более  деятельными,  еще  более  развитыми  в

 морально-нравственном  и  интеллектуальном  отношении   людьми,  хорошо

 понимающими  что единственным надежным убежищем  во Вселенной  является

 Аллах и   его  мудрые  законы.  Набожность  и  искреннее  благочестие,

 благородство  характера и не показное милосердие, нравственная чистота

 и неуклонное стремление к знаниям  -  таков мир истинно верующего

 человека, которого  любая радость и любой успех  все более  приводят  к

 пониманию  безмерной доброты Всевышнего  Аллаха. Независимо  от  возраста,

 профессии  и  социального положения, верующий  человек  всегда  работает  на  совесть,

 принося большую пользу обществу, он трудится  до старости, не  покладая  рук,

 создавая  все  новые  духовные,  научные,  культурные  ценности   или

 воплощая  свою творческую энергию в какие-то материальные  объекты. Правоверный

никого  не  предает,  а  служит примером честности и великодушия, он справедлив к

окружающим  и  вся его жизнь наполнена милосердием и отзывчивостью. Он служит  для

всех окружающих ярким образцом веры и душевной  стойкости,  не  притесняет других и,

конечно же, сам  не живет в унижении, он  всегда  придет  на помощь слабому и поделится

с нуждающимся  всем тем, что сам имеет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О значении Намаза.

    Вторым  столпом  Ислама  является  "намаз"   (перс.),   по-арабски "салят", что в

переводе означает  "молитва".  Он  имеет  колоссальное значение для правоверных в свете

откровения Всевышнего Аллаха, которое гласит: "Соблюдай намаз.  Истинно,  молитва

оберегает от всякой непристойности и явного греха". Молитва требует к себе предельно

внимательного отношения, ибо: "Горе молящимся, которые читают намазы, но

невнимательны  к  намазам  своим!",  предупреждает Всевышний  Аллах  правоверных  в

Священном  Коране,  что  совершенно справедливо, поскольку намаз - это самое первое, о

чем будет спрошен  любой  человек  после  смерти  и  все  остальные  земные  дела  будут

оцениваться в  зависимости от его усердия  в  молитве. "Тот, кто отказался от него,  -

неверующий, Отказ от  намаза  означает  язычество  и  безбожие"  - наставлял

правоверных Посланник Аллаха, ведь  молитва это непосредственное,  личное

предстояние мусульманина перед Всевышним. Все правоверные лично ответственны

перед Творцом  за свои мысли и поступки,  должны всемерно  стремиться  к  тому,  чтобы

благочестивым  поведением,  усердием  в  молитве, добрыми  делами  и воздержанием от

запрещенного  сподобиться великой  милости Всевышнего Аллаха, получив прощение

грехов и возможность райского блаженства. Святой  Пророк наставлял мусульман

молиться  таким  образом, как будто они видят Аллаха перед собой, поскольку если  мы

не  видим своего Творца, то Всевышний, несомненно, видит и слышит нас. Святой Пророк

так разъяснял своим сподвижникам значение намаза: "Представьте себе,  что у дома

одного из вас протекал бы чистый, прозрачный ручей и он каждый день пятикратно

совершал бы в нем омовение. Разве осталось бы на этом человеке что-нибудь

оскверняющее?", "Нет, о Посланник Аллаха!  Ничего оскверняющего  на  нем  не

осталось  бы!"  -  отвечали  благородные сподвижники. "Вот таким же образом

ежедневной  пятикратной  молитвой Аллах очищает ваши души от грехов!", разъяснял

Пророк. Пятикратно в течение суток мы на короткое время отрешаемся от всего земного,

стремясь  к  прямому, откровенному общению с Аллахом и это  каждый  раз  напоминает

нам  о главных жизненных целях, о высшем смысле бытия, приносит долгожданное

душевное удовлетворение, возвышенную  радость,  желанное  для  многих ощущение

глубокого покоя  разума  и  сердца.

  Во  время   намаза  искренне  верующий человек забывает обо всем на свете и чувствует

только одно, - что в этот важный момент он предстоит перед  самим  Аллахом и

малейшая неискренность, а также любая небрежность  в  его богослужении, будут

немедленно отмечены Творцом. Значение  молитвы  в жизни каждого мусульманина

поистине  огромно.  "Молитесь  Мне,  и  Я отвечу на моление ваше", повелел

правоверным Всевышний  Аллах и лишь только  наступает время следующего  намаза,

каждый истинно  верующий мусульманин и каждая мусульманка, отложив все срочные

дела,   спешат   на   откровенный   разговор   с   Аллахом. Неудивительно,  что они

испытывают  такую   стойкую   благочестивую потребность в личном общении с

Всевышним, ведь многие  вещи  о  самом себе человек знает только сам и ни с кем,  кроме

Аллаха,  не  желает этим поделиться.В то же время, обращаясь к Всевышнему с искренней

молитвой, взывая к  Его  милосердию  и  состраданию, мусульманин никогда не

сталкивается  с невниманием и  безразличием  со стороны  Творца,  а  может  получить  от

Него  действенную   помощь, успокоение и поддержку в любое время дня  и  ночи.  Люди

страдают  и чувствуют, мыслят и действуют сообразно  своему  бытию  и  существует

определенная  связь  между  возрастом  человека  и  его  интересом  к духовности. 
 

О важности Закята.

    Третьим  столпом Ислама  является  "закят",  то  есть  обязательные отчисления

верующих на благочестивые  дела  мусульманской  общины,  в размерах, установленных

Шариатом. Размеры  закята весьма невелики и  в денежном выражении составляют

приблизительно  2,5  %  от  ежегодной прибыли правоверных, причем существует еще и

необлагаемый  минимум,  в который включается дом или квартира, вся домашняя утварь и

транспорт мусульманина,  не  принимаемые  в  расчет  при   исчислении   закята.

Поскольку  Ислам  устанавливает   лишь   минимальные   размеры   этих отчислений,

предоставляя  каждому  верующему  право   самостоятельно определять их максимальный

предел, мусульмане, которым в текущем году удалось получить хоть  какой-то

существенный  доход,  самостоятельно делают  все  необходимые  расчеты  и  вносят

соответствующую   долю деньгами, скотом или чем-то иным, без  дополнительных

напоминаний  с чьей-то стороны. При этом никакого специального контроля за  выплатой

закята не ведется, поскольку это является делом  личного  благочестия каждого

правоверного  и  будучи  разумными  людьми  мусульмане  сами прекрасно понимают, что

без сбора необходимых  средств община верующих не сможет выполнять свои

коллективные  обязанности,  а  также  вносить свой посильный вклад в благородное дело

дальнейшего  распространения Ислама. Помимо закята существует еще и свободная форма пожертвований, в  посильных  каждому  из  верующих  пределах,   которая

называется "садака". Все эти деньги вносятся во имя Всевышнего Аллаха и  являются

своеобразной  формой  поклонения  Ему,  при которой,  уплачивая закят и подавая

садака,  мусульманин   теряет незначительную часть своего дохода, но в то же  время

демонстрирует, что любовь к Аллаху для него  превыше всяких материальных благ.

Информация о работе Система ценностей исламской культуры