Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, реферат
Одной из главных проблем современности является ухудшение здоровья детей в результате неблагоприятного воздействия социальных, экономических, экологических факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. За время обучения в школе увеличивается почти в 4 раза количество психопатологических состояний, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита занимания с гиперактивностью (СДВГ)
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания как одна из проблем возрастной психологии…………………………………………….4−21
1.1 Определение и история формирования концепции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания……………………………………4−6
1.2 Частота встречаемости, этиология и патогенез синдрома дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….6−10
1.2.1 Частота встречаемости…………………………………………………..6−7
1.2.2 Этиология и патогенез ………………………………………………....7−10
1.3 Классификация форм СДВГ……………………………………………10−11
1.4 Клиническая картина СДВГ…………………………………………….11−18
1.4.1 Дошкольный возраст………………………………………………..…14−15
1.4.2 Младший школьный возраст………………………………………….15−17
1.4.3 Подростковый возраст…………………………………………………….18
1.5 Диагностика и дифференциальный диагноз…………………………...18−21
Глава 2. Методы коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания……………………………………………………………………..22−30
2.1 Основные принципы коррекционной помощи………………………...22−23
2.2 Методы коррекции………………………………………………………23−28
2.2.1 Использование корковых стимуляторов………………………………....23
2.2.2. Нейропсихологический подход……………………………………...23−24
2.2.3 Синдромальный подход…………………………………………………..24
2.2.4 Поведенческая психотерапия………………………………………..24−25
2.2.5 Семейная психотерапия……………………………………………….25−26
2.2.6 Арт-терапевтический метод…………………………………………..27−28
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам………………...28−30
Выводы…………………………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………
Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха. [8, 24]
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять.
Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено поощрение: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).
При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».
Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст от 5 до 8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип [6].
2.2.5 Семейная психотерапия
Семейная психотерапия – необходима родителям, которые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребенка, и самому ребенку. Метод метафоры, целью которого являются инициация сознательного или подсознательного транс деривационного поиска, который может помочь человеку в использовании своих личностных ресурсов для такого обогащения внутренней картины мира, что бы суметь справится с проблемой. Иногда применяют туманные метафоры, активизации внутренних ресурсов человека. Так же в качестве метафор могут использоваться истории о других семьях [7]
Основной задачей семейной психотерапия является оптимизация взаимоотношений родителя и ребёнка (таблица 2) [26,29].
Таблица 2
Цели семейной терапии и пути их реализации
Цели социотерапевтического семейного вмешательства | Средства реализации |
1. Снижение уровня семейных стрессов, включая стрессы, связанные с поведением ребенка с СДВГ | Семейное консультирование, индивидуальное консультирование ребенка |
2. Информационное просвещение родителей о состояниях, протекающих с СДВГ; обмен информацией между родителями, формирование общего опыта разрешения общих проблем | Повышение уровня родительской компетентности: обучающий родительский семинар формирование групп родительской поддержки тренинг социальных родительских навыков |
3. Обучение стратегиям преодоления конфликтов во взаимоотношениях | Организация взаимодействия и сотрудничества групп родительской поддержки |
4. Обучение навыкам позитивного взаимодействия с ребенком, страдающим СДВГ, и межличностным взаимодействиям в семье |
|
2.2.6 Арт-терапевтический метод
Д. Энли (Henley, 1998) разработал специальную программу экспрессивной психотерапии искусством для социализации детей с СДВГ. Он указывает на необходимость структурирования занятий и их деления на три этапа [16]:
свободную игру с использованием набора изобразительных материалов, деятельность детей при этом не организуется;
«дружеский круг», когда дети садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях за прошедшую неделю;
период экспрессивной деятельности, когда ведущий побуждает детей к художественному отображению тех тем, которые были подняты на этапе «дружеского круга».
Д. Энли указывает на то, что дети с СДВГ не могут самостоятельно регулировать свое поведение, поэтому их попытки вступить в общение с другими людьми часто заканчиваются конфликтом.
Опираясь на свой опыт работы в условиях психотерапевтического лагеря, он заключает, что «агрессивное или импульсивное поведение, связанное с гиперактивностью и социальной тревогой, благодаря творческой деятельности может быть направлено в иное русло и преобразовано в социально конструктивное поведение». Групповую арт-терапию с детьми, страдающими СДВГ, он считает основной частью комплексной мультимодальной программы, в которой разные формы творческого самовыражения «усиливают эффективность всех прочих вмешательств».
Таким образом, психокоррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач [24]:
1. Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
2. Достижение послушания ребенка, привития ему аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
4. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам
Для предупреждения социальной и школьной дезадаптации ребенка с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания необходимо четко разграничивать его целенаправленную активность и бесцельную подвижность в целях снижения проявлений расторможенности. [20]
Поскольку врожденные особенности нервной системы не позволяют ребенку обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направлять и организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной активности является фундаментом обуздания расторможенности.
Вся организация деятельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи от педагогов и родителей. Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами.
Очень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.
Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить.
Необходимо поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.
Излишне говорить о том, что подход к воспитанию такого ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.
Родителям и педагогам важно различать патологические проявления в развитии ребенка, связанные с состоянием соматического или нервно-психического здоровья, и индивидуальные особенности его развития, обусловленные индивидуальным типом темперамента, характера, условиями семейного воспитания и др. Помочь им в этом смогут только специалисты.
Если родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления синдрома гипeрактивности с дефицитом внимания могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка. [25]
ВЫВОДЫ
1. Распространенность СДВГ среди детей 4-15 лет составляет 18,0%. Во всех возрастных группах чаще болеют мальчики, чем девочки. Гиперактивность чаще встречается у детей 4-6 лет, уменьшаясь в старших возрастных группах. СДВГ с преобладанием невнимательности к 15 годам значительно опережает гиперактивность и импульсивность.
2. В формировании СДВГ принимают участие генетические (биологические), экологические, социально-психологические факторы риска. Структура факторов риска характеризуется определенной неоднородностью и возрастной динамикой: в младшем возрасте выше удельный вес биологических, а у детей старшего возраста - социальных факторов риска.
3. Основным клиническим проявлениям СДВГ (гиперактивности, импульсивности, нарушению внимания) и сопутствующим синдромам (нарушение моторики, эмоционального контроля и обучения) свойственно наличие возрастной динамики.
3. Клиническими особенностями СДВГ у детей являются: полиморфизм и возрастная динамика основных клинических проявлений, высокая представленность сопутствующих синдромов, симпатической направленности вегетативных расстройств, эмоциональных, поведенческих и когнитивных нарушений (снижение, по сравнению с возрастной нормой, показателей памяти, внимания, сенсомоторной деятельности, аналитико-синтетических способностей при отсутствии снижения интеллекта).
4. В целях коррекции нарушений возникающих у детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, используется широкий комплекс мер, включающий в себя как медикаментозные, так и психотерапевтические методы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из анализа литературных источников следует, что гиперактивное поведение у детей является объектом исследования различных специалистов.
Формирование концепции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях.
В развитии синдрома гиперактивности с дефицитом внимания играют роль генетические, биологические и социально-психологические факторы.
Клиническую картину СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти проявления в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.
Таким образом, синдром гиперактивности с дефицитом внимания представляет особый вариант поведения, который выражается в характерных особенностях двигательного развития и тесно связан с нарушением внимания и эмоциональной сферы.
Коррекция синдрома гиперактивности с дефицитом внимания должна быть комплексной и включать в себя как медикаментозные (корковые стимуляторы) так и психотерапевтические (поведенческая, семейная психотерапия и пр.) методы коррекции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова, − М.: Акад. Проект, 2000 − 672с.
2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью − [Электронный ресурс] − режим доступа: http://www.nevromed.ru/zabol/s
3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях./ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001 − 96с.
4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова, − М.: издательский Дом «Ноосфера», − 1999, – 272с.
5. Дмитриева Т.Б. Клиническая психиатрия: пер. с англ., перераб. и доп. / гл. ред. Т.Б. Дмитриева. − М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, −1999 − 602с.
6. Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей / Дж. Добсон − М.: Пенаты, − 1992, − 52с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин, − М.: «КСП», 1996− 160с.
8. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина − М.:Просвещение, 1991, − 211с.
9. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей / И.В.Дубровина, М.И. Лисина − М., − 1982, −101с.
Информация о работе Синдром гиперактивности с дефицитом внимания