Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, реферат
Одной из главных проблем современности является ухудшение здоровья детей в результате неблагоприятного воздействия социальных, экономических, экологических факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. За время обучения в школе увеличивается почти в 4 раза количество психопатологических состояний, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита занимания с гиперактивностью (СДВГ)
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания как одна из проблем возрастной психологии…………………………………………….4−21
1.1 Определение и история формирования концепции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания……………………………………4−6
1.2 Частота встречаемости, этиология и патогенез синдрома дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….6−10
1.2.1 Частота встречаемости…………………………………………………..6−7
1.2.2 Этиология и патогенез ………………………………………………....7−10
1.3 Классификация форм СДВГ……………………………………………10−11
1.4 Клиническая картина СДВГ…………………………………………….11−18
1.4.1 Дошкольный возраст………………………………………………..…14−15
1.4.2 Младший школьный возраст………………………………………….15−17
1.4.3 Подростковый возраст…………………………………………………….18
1.5 Диагностика и дифференциальный диагноз…………………………...18−21
Глава 2. Методы коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания……………………………………………………………………..22−30
2.1 Основные принципы коррекционной помощи………………………...22−23
2.2 Методы коррекции………………………………………………………23−28
2.2.1 Использование корковых стимуляторов………………………………....23
2.2.2. Нейропсихологический подход……………………………………...23−24
2.2.3 Синдромальный подход…………………………………………………..24
2.2.4 Поведенческая психотерапия………………………………………..24−25
2.2.5 Семейная психотерапия……………………………………………….25−26
2.2.6 Арт-терапевтический метод…………………………………………..27−28
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам………………...28−30
Выводы…………………………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………
Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.
Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности дофаминергическими препаратами.
Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов - серотонина и норадреналина. [14]
Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания и гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей [19].
Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе - лишь у 5% [13].
1.3 Классификация форм синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).
Согласно международной классификации (DSM-IV) выделяют три формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в зависимости от преобладающих клинических симптомов [5]:
1. В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По распространенности это самая частая форма СДВГ.
2. Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения внимания, как правило, имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики).
3. В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это, скорее всего, связано с его индивидуальными особенностями, в частности с темпераментом, и здесь не всегда можно говорить о патологии.
Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.
1.4 Клиническая картина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Симптоматика СДВГ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. При этом средний возраст при обращении к специалистам составляет 7-8 лет, когда школьная неуспешность вследствие указанных причин становится очевидной.
Клинические проявления СДВГ могут быть разделены на группы, включающие основные симптомы (гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания) и сопутствующие синдромы в виде нарушения моторики, эмоционального контроля и обучения.
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
Дефицит активного внимания представляет собой неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности. [4, 18]
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, постоянным забыванием того, что нужно сделать, потерей своих вещей, необходимых в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи. [6, 21]
Импульсивность рассматривается как неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, в классе во время уроков выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встают со своего места; перебивают других, вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых; бывают не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги). [21]
Также при гиперактивности у детей отмечается слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение. [18]
При изучении клинических особенностей комбинированного типа СДВГ установлено, что частыми были жалобы на эмоциональные нарушения, психомоторные и координаторные расстройства, нарушения сна и социального поведения (таблица 1). [13]
Таблица 1
Частота встречаемости основных и сопутствующих симптомов среди детей с СДВГ
Основные жалобы | Частота встречаемости (%) | |
мальчики | девочки | |
Проявления гиперактивности и импульсивности | 100 | 100 |
Нарушения внимания | 100 | 100 |
Трудности обучения в школе (среди детей 7-13 лет) | 100 | 100 |
Тревожность | 74 | 76 |
Эмоционально-волевые нарушения | 72 | 74 |
Нарушения поведения | 71 | 68 |
Головные боли | 51 | 53 |
Ночной энурез | 14 | 12 |
Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития.
Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения (из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому, что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать. [18]
Следует отметить, что проявления синдрома гиперактивности с дефицитом внимания характеризуются определенной возрастной динамикой. Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [8].
1.4.1 Дошкольный возраст
В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. [1]
Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания. [15, 30]
Двигательная расторможенность детей с СДВГ характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, постоянно бегают, крутятся, пытаются куда-то залезть. Их избыточная моторная активность бесцельна, не соответствует требованиям конкретной обстановки. Следует отметить, что выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма). Трудности, связанные с удерживанием равновесия и недостаточностью зрительно-пространственной координации, являются причинами моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенного риска травматизма. [12]
В возрасте 4-6 лет гиперактивность и невнимательность часто сопровождают задержку речевого развития, энурез, фобии (простые и социальные), связанные с началом посещения детских дошкольных учреждений. [24]
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость, могут наблюдаться нарушения развития речи.
1.4.2 Младший школьный возраст
У детей 7-12 лет синдром гиперактивности с дефицитом внимания, как правило, сочетается с трудностями школьного обучения, такими как дисграфия, дислексия и дискалькулия; ночные страхи - парасомнии, которые проявляются эпизодами (от 1 до 10 минут в первую треть ночного сна) ужаса или паники, сопровождающимися громкими выкриками, подвижностью, вегетативными нарушениями (тахикардия, учащение дыхания, расширение зрачков, потливость). По мере взросления ребенка частота фобий уменьшается. [15]
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. [18]
Инфантильность и импульсивность поведения приводят к крайней нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации. [30]
В школьных классах они более разговорчивы, чем другие дети, и более склонны к началу общения. Но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводят к тому, что дети с СДВГ оказываются не слишком хорошими партнерами.
Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. [11]
В их действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуаций, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. Поскольку для всех проявлений СДВГ типичны существенные колебания в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. [6]
Информация о работе Синдром гиперактивности с дефицитом внимания