Синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

Одной из главных проблем современности является ухудшение здоровья детей в результате неблагоприятного воздействия социальных, экономических, экологических факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. За время обучения в школе увеличивается почти в 4 раза количество психопатологических состояний, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита занимания с гиперактивностью (СДВГ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания как одна из проблем возрастной психологии…………………………………………….4−21
1.1 Определение и история формирования концепции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания……………………………………4−6
1.2 Частота встречаемости, этиология и патогенез синдрома дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….6−10
1.2.1 Частота встречаемости…………………………………………………..6−7
1.2.2 Этиология и патогенез ………………………………………………....7−10
1.3 Классификация форм СДВГ……………………………………………10−11
1.4 Клиническая картина СДВГ…………………………………………….11−18
1.4.1 Дошкольный возраст………………………………………………..…14−15
1.4.2 Младший школьный возраст………………………………………….15−17
1.4.3 Подростковый возраст…………………………………………………….18
1.5 Диагностика и дифференциальный диагноз…………………………...18−21
Глава 2. Методы коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания……………………………………………………………………..22−30
2.1 Основные принципы коррекционной помощи………………………...22−23
2.2 Методы коррекции………………………………………………………23−28
2.2.1 Использование корковых стимуляторов………………………………....23
2.2.2. Нейропсихологический подход……………………………………...23−24
2.2.3 Синдромальный подход…………………………………………………..24
2.2.4 Поведенческая психотерапия………………………………………..24−25
2.2.5 Семейная психотерапия……………………………………………….25−26
2.2.6 Арт-терапевтический метод…………………………………………..27−28
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам………………...28−30
Выводы…………………………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, дети с СДВГ часто сознательно выбирают для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ними обычно готовы лишь дети младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.[15, 30]

Дома дети с СДВГ обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально лабильны, недисциплинированны, непослушны. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям, неаккуратны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Поэтому не случайно у большинства детей с СДВГ постепенно формируются тревожность, неуверенность в себе и низкая самооценка. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы. Для их преодоления от родителей требуется немало сил и терпения, но время от времени у многих родителей детей с СДВГ формируется состояние фрустации. Нередко встречающиеся у гиперактивных детей тревожность, непослушание, реакции оппозиции носят вторичный характер, усиливаются из-за неправильного воспитания, и родители должны стремиться к их своевременному устранению с помощью специалистов. [6, 11]

Таким образом, нарушение внимания и явления гиперактивности, импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых, часто ведет себя совершенно непредсказуемо (не способен предвидеть последствия своего поведения), избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации), не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. [4, 15]

 

 

1.4.3 Подростковый возраст

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга. [18]

В подростковом возрасте нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе нарастают. Для таких подростков характерен «бунтарский дух», отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, агрессивность.

Отмечается влечение к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, употреблению алкоголя, чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы [15].

1.5             Диагностика и дифференциальный диагноз

Вариабельность симптоматики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обосновывает необходимость совершенствования методов диагностики данного заболевания у детей в различные возрастные периоды, уточнения некоторых аспектов патогенеза и разработки дифференцированных подходов к терапии различных форм синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

СДВГ практически не выявляется при обычном неврологическом обследовании. Только при проведении электроэнцефалограммы становится возможным обнаружить очаги патологической активности в коре головного мозга. [10]

При нейропсихологической диагностике у детей с СДВГ отмечаются нарушения концентрации и поддержания устойчивого внимания, скорости образования ассоциаций и речевой продукции, ухудшение когнитивных функций, то есть нарушений процессов нейродинамического и регуляторного характера. [19, 13]

Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, в связи с тем, что для избегания диагностических ошибок необходимо наблюдение за ребенком в течении нескольких месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться.

Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся [5]:

                 наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

                 раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

                 некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

                 симптомы не являются проявлением других заболеваний;

                 нарушение обучения и социальных функций.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

- не слушает то, что ему говорят;

- не в состоянии следовать инструкциям;

- не может организовать игру или деятельность;

- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

- часто теряет вещи;

- часто и легко отвлекается;

- бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере пяти из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

- совершает суетливые движения руками и ногами;

- часто вскакивает со своего места;

- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

- не может играть в «тихи» игры;

- всегда находится в движении;

- очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

- отвечает на вопрос, не выслушав его;

- не может дождаться своей очереди;

- вмешивается в разговоры и игры других.

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. [28]

А также,  группой неврологических и медицинских расстройств: различные генетические синдромы (синдром ломкой хромосомы, синдром Вильяма и др.), которые обычно сочетаются с нарушениями развития. Сюда относится также эпилепсия, например, малые припадки, которая включает различные формы «отключения», тяжелые и хронические физические заболевания, нарушения зрения и слуха, сна,  которые могут приводить к нарушениям внимания.

Дифференциальный диагноз нередко бывает, затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто - с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИАНИЯ

2.1 Основные принципы помощи при СДВГ

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом лечение СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. [10, 20]

Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ также осуществляется индивидуально, а при выборе препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений.

В программу наблюдения за состоянием здоровья детей с СДВГ рекомендуется включать [17]:

                 диагностику СДВГ (выделение основных и сопутствующих неврологических синдромов;

                 применение дополнительных исследований - ЭЭГ, УЗДГ, КТ, МРТ);

                 выявление биологических и социальных факторов риска (для устранения модифицируемых факторов риска) и формирование групп детей, нуждающихся в первоочередных лечебно-профилактических мероприятиях.  

В план обследования детей с СДВГ целесообразно включать исследование показателей перекисного окисления липидов и неспецифической резистентности организма для выявления детей с неблагоприятными адаптационными реакциями и проведения соответствующих лечебно-коррекционных мероприятий (назначение антиоксидантов и адаптогенов).  

В реабилитационный комплекс для детей с СДВГ рекомендуется включение средств коррекции психовегетативных нарушений и когнитивной дисфункции.  

2.2 Методы лечения СДВГ

В современной науке существует несколько  подходов к коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания [18]:

                 Использование корковых стимуляторов

                 Нейропсихологический подход

                 Синдромальный подход

                 Поведенческая психотерапия

                 Семейная психотерапия

                 Арт-терапевтический метод

2.2.1 Использование корковых стимуляторов

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.

Использование корковых стимуляторов (ноотропов), веществ, улучшающих работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры является наиболее распространённым методом лечения  синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшающие обмен веществ мозга. [12]

2.2.2. Нейропсихологический подход

Нейропсихологический метод заключается в том, что с помощью различных упражнений осуществляется возвращение на предыдущие этапы онтогенеза и заново перестраиваются те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. [19]

Это трудоемкая многомесячная работа в результате которой, мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание перестраиваются.

2.2.3       Синдромальный подход

Синдромальный подход заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (то есть когда ребёнок заинтересовался и вник в деятельность, соответственно её выполенение не требует дополнительных затрат энергии).

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется именно эта функция. Затем тренируется функция сдержанности, при этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности. [18]

2.2.4 Поведенческая психотерапия

Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного поведения главная роль отводится поведенческой психотерапии. Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. [27]

Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.

Информация о работе Синдром гиперактивности с дефицитом внимания