Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:24, шпаргалка
Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в . сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.
Вероятность конфликтов в организации возрастает по мере ее разрастания, когда она разбивается на специализированные подразделения. Кроме того, у менеджеров и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь самые разные представления.
Зависит ли межгрупповой конфликт от руководителя?
Очень многое зависит от характера и стиля действий руководителей. Если внимательно присмотреться к стилю общения отдельных руководителей в конфликтных ситуациях, можно заметить следующую особенность. Для одного характерным лозунгом является: «Лучшая защита — нападение» (свойственно «практикам»). Для другого — «Лучше плохой мир, чем добрая ссора» (чаще проявляется в поведении «собеседников»). Для третьего: «Пускай думает, что он победил» (отличает «мыслителей»).
«Собеседники»
не способны на длительное противостояние.
Иначе протекает конфликт у «мыслителей»
и «практиков». Погруженность в
себя, медлительность «мыслителя» способствует
затяжным состояниям напряженности
отношений. «Действенность» практического
типа также увеличивает
Как оценить
глубину межгруппового
Конфликты можно
оценить по продолжительности и
остроте. Продолжительность — это
время, которое длится конфликт, острота
— это уровень, которого достигает
конфликт. От того, на каком уровне находится
конфликт, как далеко он проник, зависят
способы преодоления конфликта.
Чтобы оценить остроту
В межгрупповых
конфликтах важную роль играет непосредственно
сама группа и ее участники. Мы уже говорили,
что чем крепче корпоративная культура
организации, тем меньше вероятность возникновения
конфликтов . Но в крупных компаниях, структура
которых сложна и огромна, возникает большое
количество формальных и неформальных
групп, каждая из которых является носителем,
как корпоративной культуры организации,
так и своей собственной субкультуры.
Чем крепче группа, чем прозрачнее отношения
внутри группы, тем меньше конфликтов
возникает, и тем больше вероятность «выжить»
в конфликтных ситуациях."
26. РЕЛИГИОЗНЫЙ, РАСОВЫЙ, ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТЫ
При развитии и
усложнении общества и общественных
отношений увеличиваются
В зависимости от уровня самосознания этнос может поразному реагировать на социальные изменения. Этноцентрические группы наиболее конфликтны. В своей борьбе могут использовать религиозные принципы и установки, следовательно, вовлекать новых участников в конфликтную ситуацию.
Выделяют основные группы причин этнических, религиозных и расовых конфликтов:
– причины этнопсихологического фактора;
– политические факторы;
– социальноэкономические причины;
– социокультурные факторы и различия.
Разрушение привычного
уклада общественной и культурной жизни
этноса вызывает оборонительную или
защитную реакцию этого этноса. Так
как потеря прежних ценностей
однозначно предполагает доминирование
новых привносимых ценностей
и норм, ассимилируемый этнос воспринимает
свою культуру как второстепенную и
подавляемую. Это объясняет этнопсихологичес
Появление новой этнической группы или религиозного движения способствует созданию новых политических лидеров – политические факторы. Социальноэкономическое положение той или иной социальной группы или этноса в конкретный исторический период влияет на общее положение группы в межгрупповых отношениях либо вызывает напряженность, и бедственное экономическое положение негативно отражается на восприятии этносом любых действий, направленных на него, либо характер взаимоотношений с другими этносами и социальными группами проецирует существующую дискриминацию, которая создает условия для возгорания конфликта.
Конфликты, возникающие
по причине со циокультурных различий
, наиболее остры и продолжительны, так
как происходят вследствие насильственного
разрушения культурных различий. Ассимилируются
и разрушаются религиозные, языковые и
другие культурные нормы. Все это дезинтегрирует
этнос и поэтому встречает сопротивление.
30. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.
Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какоголибо участника конфликтной ситуации. Более сложным и, как показывает практика, менее эффективным способом предупреждения является воздействие и изменение взглядов и действий оппонента. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.
Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:
– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);
– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;
– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;
– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;
– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;
– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;
– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.
Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах : – мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;
– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;
– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;
– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;
– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.
28. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ»
Управление конфликтом – это деятельность субъекта конфликта, осуществляемая им на протяжении всех этапов конфликтного взаимодействия и предполагающая осознанное контролирование происходящего.
Управление конфликтом предполагает осуществление следующей деятельности субъектом конфликта или независимым лицом:
– обнаружение симптомов конфликтной ситуации;
– диагностика происходящих взаимоотношений и возможных противоречий в этой сфере;
– прогнозирование вероятностных конфликтов в будущем и способов их развития;
– профилактика конфликтов;
– предупреждение столкновений;
– ослабление эмоционального напряжения и интенсивности конфликтной ситуации на этапе развития и эскалации противоречия;
– разрешение конфликта с применением необходимых приемов и техник для конкретной конфликтной ситуации.
Уровень компетентности индивида влияет на его возможности в управлении конфликтом.
Компетентность
может заключаться как в
Управление уже развернувшимся конфликтом заключается в предоставлении конфликтующим сторонам возможности раскрыть и защищать свои интересы, открыто демонстрировать свою позицию. Эта возможность должна предоставляться в рамках организации неконфликтных способов выражения. Отсутствие возможности у оппонентов развивать проблемную ситуацию приводит к большей напряженности, которую следует снимать при управлении конфликтом. Управлением индивид обеспечивает взаимодействие через конструктивные способы: сотрудничество, избегание конфронтации, обоюдный компромисс.
Практика управления
конфликтом показывает, что радикальные
изменения в структуре и
нение и гашение
конфликта – приемы воздействия, используемые
при управлении конфликтом.
29. Регулирование конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
I этап. Признание
реальности конфликта
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Разрешение конфликта– это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта
может быть полным и неполным. Полное
разрешение конфликта достигается при
устранении причин, предмета конфликта
и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение
конфликта происходит тогда, когда устраняются
не все причины или конфликтные ситуации.
В таком случае неполное разрешение конфликта
может быть этапом на пути к его полному
разрешению.