Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:24, шпаргалка
Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в . сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.
19. СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ
Семейный конфликт
может возникать между
А. Анцупов и А. Шипилов выделяют не сколько основных причин конфликтов между супругами:
– несовместимость супругов по психосексуальным характеристикам;
– отсутствие уважения со стороны супруга;
– неудовлетворенность потребности в эмоциональном одобрении;
– удовлетворение своих потребностей одним из супругов в ущерб потребностям другого;
– отсутствие помощи и понимания в делах воспитания или других семейных вопросах;
– различные предпочтения отдыха и неодобряемость увлечений.
Дополнительными факторами или условиями, создающими конфликтную ситуацию, становятся некоторые этапы супружеской жизни, которые теоретики называют кризисными :
– кризис первого года жизни (период адаптации);
– появление в семье детей (большой спектр мешающих условий);
– кризис средних лет (конфликт однообразия);
– кризис семьи, живущей около 20 лет (конфликт одиночества и утраты, конфликт переживаний).
А также внешние условия социальной жизни супругов, трудности которой напрямую отражаются на характере семейных отношений (проблемы трудоустройства, ухудшенное материальное положение, жилищные проблемы и т. д.).
Семейные (супружеские) конфликты подразделяются на несколько видов.
Конфликтная семья – столкновение интересов супругов во многих сферах, преобладание негативных эмоций в отношениях. Проблемная семья – длительное существование общих социальных проблем, приводящих к обострению взаимоотношений супругов. Кризисная семья – острое столкновение интересов супругов в наиболее важных областях деятельности, преобладание непримиримого
отношения между
супругами, нежелание пойти на уступки.
Невротическая семья –
Развод
– один из радикальных способов разрешения
супружеского конфликта. Психологи считают,
что юридическому разводу предшествуют
эмоциональный и физический развод.
20. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Конфликты в организациях (или трудовые конфликты) – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением.
Конфликты в организациях подразделяются на два основных вида : межличностные (как правило, это конфликты «по вертикали»); межгрупповые.
Стороны (группы) межгрупповых конфликтов в организациях:
1) администрация;
2) трудовой коллектив;
3) профсоюз;
4) другая организация;
5) органы управления, муниципалитеты.
Выделяют три сферы деятельности, вкоторых могут происходить трудовые конфликты.
1. Сфера условий труда: режим труда, обеспечение безопасности и комфорта рабочего места, трудовые нормы и т. д.
2. Сфера закрепленных и принятых договоренностей о том или ином предмете производства.
3. Распределение ресурсов или обеспечение материальными вознаграждениями за труд.
Любая сфера
трудовых отношений может стать
предметом конфликта в
Внешними причинами могут быть:
– общий рост безработицы;
– снижение ценности труда;
– обнищание населения;
– отсутствие регуляции условий труда административными кругами.
Трудовые конфликты могут оказывать как негативные последствия, так и положительный эффект.
К положительным последствиям конфликтов в организациях относят:
1) изменение социальнопсихологического климата в сторону улучшения и взаимного уважения;
2) конфликт может помочь в преодолении различного характера трудностей (социальных, экономических и др.) организации; 3) конфликт сигнализирует о наиболее слабом месте взаимосвязи трудовых групп, после чего можно устранить дефект;4) возрастает сплоченность трудового коллектива и организации в целом.
Способы разрешения трудовых конфликтов: забастовки, выступления на собраниях, демонстрация, письменное или устное обращение к вышестоящему руководству или администрации, заявление в средствах массовой информации, урегулирование через профсоюзные комитеты, обращение в комиссию по трудовым спорам, увольнение.
Эффективным способом предупреждения и разрешения трудовых конфликтов считают заключение соглашения или трудового договора на этапе принятия на работу либо на этапе уже возникшего конфликта. Договор включает основные права и обязанности всех сторон организации, содержит допускаемые способы разрешения трудовых противоречий и позволяет демократично управлять конфликтной ситуацией.
21. КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЕНИИ
Конфликты в управлении – это конфликты, возникающие в трудовом коллективе между руководителем и подчиненным (конфликты «по вертикали»).
Характер субординации
в отношениях между подчиненным
и руководителем может
Личностные отношения , которые возникают при неформальных отношениях, могут выявлять несовпадение темпераментов, особенностей взаимодействия руководител я и подчиненного, что также влияет на характер взаимоотношений.Руководитель определяет набор требований и ролей, которые должен выполнять подчиненный, организуя все условия для их выполнения.Почти всегда возможности и условия не совпадают с предъявляемыми требованиями, поэтому возникает конфликт. Конфликты между подчиненным и руководителем детерминированы следующими особенностями :
– межличностные конфликты на производстве наиболее конфликтогенны, так как находятся в системе «человек – человек»;
– предметное содержание деятельности в отношениях подчиненного и руководителя важно, так как от него зависит качество профессиональной деятельности подчиненного, результат его работы;
– возникновение конфликтов больше происходит при более интенсивной и частой совместной деятельности руководителя и подчиненного.
(Исследователи
конфликтов управления
– более половины конфликтов происходят на уровне «непосредственный руководитель – подчиненный». Поэтому отношения близких по статусной позиции руководителя и подчиненного более конфликтогенны, чем отношения большой статусной дистанции.
Плохо организованная
связь между руководителем и
подчиненным – основная причина
конфликтов в отношениях. При наличии
нескольких руководителей подчиненный
должен четко осознавать преемственность
их требований и выполнять работу,
руководствуясь существующей на рабочем
месте иерархией. При руководстве
большим количеством
Организация рабочих условий – важное условие в предупреждении конфликтов «по вертикали». Другими словами, все функциональные обязанности подчиненных должны быть обеспечены средствами возможности их выполнения.
В условиях рыночной
экономики на уровне организаций (предприятий)
происходит радикальная перестройка.
Обладая экономической
Руководители
организаций, главные специалисты
и работники стремятся к
Инновации (или нововведения) — это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.
Нововведения вызреваютот идеи до конкретного продукта и предполагают:
Содержание и
особенность инновационной
1) обладать
достаточно высокой
2) быть способным и стремиться к самообучению в процессе своей деятельности и использовать опыт других;
3) активно участвовать в инновационном процессе, быть готовым к риску;
4) уметь находить и реализовывать нестандартные решения;
5) обладать высокой внутренней культурой, быть коммуникабельным.
Социальной базой инновационных процессов являются разные группы работников, имеющих разное статусное положение и возможности, которыми они располагают для реализации своих целей. Можно выделить следующие группы работников:
Инновации и социальные противоречия
Поскольку инновации открывают новыеперспективы изменения гибкости на изменение спроса и предложения, т.е. идет замена старого — новым, это объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового.
Всякое нововведение связано с разработкой, “пробиванием”, распространением и использованием новшеств в производстве. При этом возникает противоречие между сторонниками и противниками нововведения. Причина этого кроется в различии результатов и последствий нововведений для социальных групп работников с одной стороны, и организации в целом — с другой. Объективно между ними будут возникать достаточно противоречивые взаимоотношения. Так, возможны ситуации, когда нововведение выгодно предприятию (организации в целом), но не отвечает интересам отдельных групп его работников, или наоборот — невыгодно предприятию, но устраивает те или иные группы работников. При этом результаты инноваций могут иметь разное содержание для предприятия и работников. Например, с точки зрения интересов организации (предприятия) основным результатом может стать рост производства продукции, полученный за счет создания особых условий в одном из отделений (бригад), работающих на коллективном подряде. В бригадах результаты могут выражаться, прежде всего, в росте доходов, расширении участия в управлении, обогащении содержания труда. А в остальных звеньях, выпускающих такую же продукцию, результат данного нововведения может выразиться в ухудшении их положения из-за ограничения техники, которая была переброшена из отделения на подряд.