Шпаргалка по "Конфликтология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:24, шпаргалка

Краткое описание

Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в . сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.

Файлы: 1 файл

ответы конфликтология.docx

— 104.98 Кб (Скачать)

19. СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ

Семейный конфликт может возникать между супругами, родителями и детьми, внуками и  старшим поколением. Но всетаки, когда говорят о семейном конфликте, в первую очередь предполагают конфликт между супругами. Когда какиел-ибо потребности супругов не удовлетворяются в системе их межличностных отношений, может возникнуть конфликт.

А. Анцупов и А. Шипилов выделяют не сколько основных причин конфликтов между супругами:

– несовместимость супругов по психосексуальным характеристикам;

– отсутствие уважения со стороны супруга;

– неудовлетворенность потребности в эмоциональном одобрении;

– удовлетворение своих потребностей одним из супругов в ущерб потребностям другого;

– отсутствие помощи и понимания в делах воспитания или других семейных вопросах;

– различные предпочтения отдыха и неодобряемость увлечений.

Дополнительными факторами или условиями, создающими конфликтную ситуацию, становятся некоторые  этапы супружеской жизни, которые  теоретики называют кризисными :

– кризис первого года жизни (период адаптации);

– появление в семье детей (большой спектр мешающих условий);

– кризис средних лет (конфликт однообразия);

– кризис семьи, живущей около 20 лет (конфликт одиночества и утраты, конфликт переживаний).

А также внешние  условия социальной жизни супругов, трудности которой напрямую отражаются на характере семейных отношений (проблемы трудоустройства, ухудшенное материальное положение, жилищные проблемы и т. д.).

Семейные (супружеские) конфликты подразделяются на несколько видов.

Конфликтная семья  – столкновение интересов супругов во многих сферах, преобладание негативных эмоций в отношениях. Проблемная семья  – длительное существование общих  социальных проблем, приводящих к обострению взаимоотношений супругов. Кризисная  семья – острое столкновение интересов  супругов в наиболее важных областях деятельности, преобладание непримиримого

отношения между  супругами, нежелание пойти на уступки. Невротическая семья – накопление психологических и социальных трудностей, ухудшающих самочувствие супругов, вследствие которого нарушается психологический  микроклимат семьи. Определяют скрытую  и открытую формы конфликтного поведения  супругов. Разрешение конфликтов между  супругами должно происходить благодаря  обоюдному пониманию и компромиссам, основываться на уважении и умении прощать супруга. Рекомендуется  не копить обиды и отрицательные  эмоции, а разрешать возникающие  противоречия по мере их появления.

Развод – один из радикальных способов разрешения супружеского конфликта. Психологи считают, что юридическому разводу предшествуют эмоциональный и физический развод. 

20. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Конфликты в организациях (или трудовые конфликты) – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением.

Конфликты в организациях подразделяются на два основных вида : межличностные (как правило, это конфликты «по вертикали»); межгрупповые.

Стороны (группы) межгрупповых конфликтов в организациях:

1) администрация;

2) трудовой коллектив;

3) профсоюз;

4) другая организация;

5) органы управления, муниципалитеты.

Выделяют три сферы деятельности, вкоторых могут происходить трудовые конфликты.

1. Сфера условий труда: режим труда, обеспечение безопасности и комфорта рабочего места, трудовые нормы и т. д.

2. Сфера закрепленных и принятых договоренностей о том или ином предмете производства.

3. Распределение ресурсов или обеспечение материальными вознаграждениями за труд.

Любая сфера  трудовых отношений может стать  предметом конфликта в организации, если какая либо из сторон (группа) не будет справляться с возложенными на них обязательствами и функциями. Существует большое число возможных  причин возникновения конфликтов в  организации.

Внешними причинами могут быть:

– общий рост безработицы;

– снижение ценности труда;

– обнищание населения;

– отсутствие регуляции условий труда административными кругами.

Трудовые конфликты  могут оказывать как негативные последствия, так и положительный  эффект.

К положительным последствиям конфликтов в организациях относят:

1) изменение социальнопсихологического климата в сторону улучшения и взаимного уважения;

2) конфликт может помочь в преодолении различного характера трудностей (социальных, экономических и др.) организации; 3) конфликт сигнализирует о наиболее слабом месте взаимосвязи трудовых групп, после чего можно устранить дефект;4) возрастает сплоченность трудового коллектива и организации в целом.

Способы разрешения трудовых конфликтов: забастовки, выступления на собраниях, демонстрация, письменное или устное обращение к вышестоящему руководству или администрации, заявление в средствах массовой информации, урегулирование через профсоюзные комитеты, обращение в комиссию по трудовым спорам, увольнение.

Эффективным способом предупреждения и разрешения трудовых конфликтов считают заключение соглашения или трудового договора на этапе  принятия на работу либо на этапе уже  возникшего конфликта. Договор включает основные права и обязанности всех сторон организации, содержит допускаемые способы разрешения трудовых противоречий и позволяет демократично управлять конфликтной ситуацией.

21. КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЕНИИ

Конфликты в управлении – это конфликты, возникающие в трудовом коллективе между руководителем и подчиненным (конфликты «по вертикали»).

Характер субординации в отношениях между подчиненным  и руководителем может распространяться на две сферы: официальну ю и личностную. Официальные отношения предполагают формальные правила и нормы и требуют выполнения функциональных предписаний работника.

Личностные отношения , которые возникают при неформальных отношениях, могут выявлять несовпадение темпераментов, особенностей взаимодействия руководител я и подчиненного, что также влияет на характер взаимоотношений.Руководитель определяет набор требований и ролей, которые должен выполнять подчиненный, организуя все условия для их выполнения.Почти всегда возможности и условия не совпадают с предъявляемыми требованиями, поэтому возникает конфликт. Конфликты между подчиненным и руководителем детерминированы следующими особенностями :

– межличностные конфликты на производстве наиболее конфликтогенны, так как находятся в системе «человек – человек»;

– предметное содержание деятельности в отношениях подчиненного и руководителя важно, так как от него зависит качество профессиональной деятельности подчиненного, результат его работы;

– возникновение конфликтов больше происходит при более интенсивной и частой совместной деятельности руководителя и подчиненного.

(Исследователи  конфликтов управления определяют  май и январь наиболее конфликтными  месяцами, так как в эти периоды  происходит выполнение основных  отчетов и аттестаций, предполагающих  частные контакты руководителя  и подчиненного);

– более половины конфликтов происходят на уровне «непосредственный руководитель – подчиненный». Поэтому отношения близких по статусной позиции руководителя и подчиненного более конфликтогенны, чем отношения большой статусной дистанции.

Плохо организованная связь между руководителем и  подчиненным – основная причина  конфликтов в отношениях. При наличии  нескольких руководителей подчиненный  должен четко осознавать преемственность  их требований и выполнять работу, руководствуясь существующей на рабочем  месте иерархией. При руководстве  большим количеством подчиненных  руководитель должен оперативно управлять  функциональными обязанностями  каждого работника. Это поможет  предотвратить или уменьшить  число конфликтов в управлении.

Организация рабочих условий – важное условие в предупреждении конфликтов «по вертикали». Другими словами, все функциональные обязанности подчиненных должны быть обеспечены средствами возможности их выполнения.

22. Инновационные конфликты

В условиях рыночной экономики на уровне организаций (предприятий) происходит радикальная перестройка. Обладая экономической самостоятельностью, отвечая полностью за результаты своей хозяйственной деятельности, организации стремятся использовать различные факторы, которые обеспечили быим высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость.

Руководители  организаций, главные специалисты  и работники стремятся к обновлению производства; к разработке и внедрению  нововведений в различных подсистемах  своих организаций — производственной (технической), экономической, социальной. В этих сферах инновации приобретают экономическую значимость. Они направлены на создание условий для эффективной работы, позволяют увеличить спрос и предложения на выпускаемую продукцию, наращивать прибыль.

Инновации (или нововведения) — это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.

Нововведения  вызреваютот идеи до конкретного продукта и предполагают:

  • обновление средств и методов производства;
  • изменения, затрагивающие организационные формы хозяйственной деятельности (например, ликвидация некоторых профессий, рабочих мест, использование дополнительно новых знаний);
  • изменение отдельных звеньев управления (внедрениеАСУ, диспетчеризация, новые формы делопроизводства, учета и контроля);
  • изменения в содержании и условиях труда и быта работников (внедрение прогрессивных режимов труда и отдыха, организация питания на производстве и др.).

Содержание и  особенность инновационной деятельности, в которой участвуют люди, предъявляют  ряд требований к членам коллектива:

    1) обладать  достаточно высокой квалификацией  и нестандартным творческим мышлением;

    2) быть способным  и стремиться к самообучению  в процессе своей деятельности  и использовать опыт других;

    3) активно  участвовать в инновационном  процессе, быть готовым к риску;

    4) уметь находить  и реализовывать нестандартные  решения;

    5) обладать  высокой внутренней культурой,  быть коммуникабельным.

Социальной  базой инновационных  процессов являются разные группы работников, имеющих разное статусное положение и возможности, которыми они располагают для реализации своих целей. Можно выделить следующие группы работников:

  • “независимые новаторы” — ученые, инженеры, рабочие, сделавшие какое-то открытие или изобретение, не способствующее профилю организации, в которой они работают. Например, рабочий создает станок, чтобы ставить заклепки на джинсах. Но в таком новшестве не заинтересована его организация;
  • “новаторы по должности” — специалисты и руководители предприятий, которым вменяется в должностные обязанности внедрение достижений науки и передового опыта;
  • “новаторы по духу” — это те, кто более ориентирован на высокую самостоятельность, активность в сфере обновления производства.

Инновации и социальные противоречия

Поскольку инновации  открывают новыеперспективы изменения гибкости на изменение спроса и предложения, т.е. идет замена старого — новым, это объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового.

Всякое нововведение связано с разработкой, “пробиванием”, распространением и использованием новшеств в производстве. При этом возникает противоречие между сторонниками и противниками нововведения. Причина этого кроется в различии результатов и последствий нововведений для социальных групп работников с одной стороны, и организации в целом — с другой. Объективно между ними будут возникать достаточно противоречивые взаимоотношения. Так, возможны ситуации, когда нововведение выгодно предприятию (организации в целом), но не отвечает интересам отдельных групп его работников, или наоборот — невыгодно предприятию, но устраивает те или иные группы работников. При этом результаты инноваций могут иметь разное содержание для предприятия и работников. Например, с точки зрения интересов организации (предприятия) основным результатом может стать рост производства продукции, полученный за счет создания особых условий в одном из отделений (бригад), работающих на коллективном подряде. В бригадах результаты могут выражаться, прежде всего, в росте доходов, расширении участия в управлении, обогащении содержания труда. А в остальных звеньях, выпускающих такую же продукцию, результат данного нововведения может выразиться в ухудшении их положения из-за ограничения техники, которая была переброшена из отделения на подряд.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтология"