Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:24, шпаргалка
Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в . сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.
2. Структурноуправленческие, или организационные.
3. Социальнопсихологические факторы.
4. Субъективные причины.
Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни – примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.
Вторая группа
причин включает структурные, функциональные,
ситуативные причины
Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.
Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.
Разделение причин
конфликтов на субъективную и объективную
составляющие важно при реальном
конфликте.
7. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Конфликты оказывают значительное влияние как на участников, так и на их социальное окружение. Это влияние неоднозначно. В рамках функционального анализа рассматриваются все возможные последствия конфликта, а так же роль, которую он играет в обществе. Обыденное представление о конфликте связано с отрицательной стороной последствий конфликта, так как конфликт нарушает привычный темп жизни, отнимает силы. Научные взгляды на функциональность конфликта не столь однозначны. Есть теоретики, которые считают конфликт сигналом о том, что система связей нарушена и необходимо восстановить баланс. Конфликты порождают нестабильность всех внутренних и внешних частей, поэтому требуют немедленной реакции на устранение всех обнаруженных противоречий. Такой взгляд на конфликт считает любую конфликтную ситуацию неестественной и ненормальной для межличностных отношений и для общества в целом.
Например, теория систем и функционального конфликта Т. Парсонса относится к такому пониманию конфликта.
Функции конфликта:
1) позитивные (явление, когда обе стороны приобретают положительный опыт);
2) негативные (явление, когда конфликт разрушает отношения).
Другие теоретики склонны считать конфликт явлением необходимым и естественным для общества, так как через конфликт общество развивается и совершенствует свои связи. Теоретиков данного направления в научном мире гораздо больше, чем придерживающихся противоположной точки зрения. Например, взгляды Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Вебера, Маркса, Козера, Дарендорфа оправдывают положительные характеристики конфликта.
В обществе на протяжении
всего исторического развития существует
недостаток тех или иных ресурсов,
происходит смена ценностей. Стремление
к обладанию дефицитными
Различная оценка
функциональной значимости конфликтов
для общества и отдельного человека
делает каждую функцию конфликта
одновременно и позитивной, и деструктивной.
Наука конфликтология еще не определила
четких критериев оценки, а субъекты конфликта
не способны дать объективное обобщенное
мнение. Для каждого участника оценка
может происходить поразному. Поэтому
необходимо осознавать двойственность
функций конфликта.
8. ДИНАМИКА КОНФЛИКТА
Конфликт – это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.
Возможные этапы (или стадии) конфликта :
1) предконфликтная стадия (латентный этап);
2) стадия открытого конфликта;
3) стадия завершения конфликта;
4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).
На латентном
этапе возникает противоречие между
субъектами или проблемная ситуация,
которая после осознания
Стадия открытого
конфликта – это непосредственные действия
противоборствующих участников, составляющих
конфликтное взаимодействие. Этап начинается
со столкновения сторон – инцидента, а
затем продолжается взаимным обменом
конфликтных действий. Каждое новое действие,
направленное на оппонента, увеличивает
эмоциональную составляющую взаимодействия,
затрудняет рациональное восприятие действий
и позиции другого участника. Это приводит
к усилению столкновения и делает взаимодействие
более агрессивным – наступает эскалация
конфликта. На стадии завершения конфликта
степень противоборства ослабевает, взаимодействие
становится не столь интенсивным и негативно
окрашенным. Участники конфликта видят,
что все их действия не приводят к поставленным
целям и не разрешают противоречия, поэтому
ищут другие способы урегулирования конфликтной
ситуации. После чего конфликт разрешается.
Форм разрешения конфликтов может быть
достаточно много, но основными считают:
затухание, разрешение, устранение проблемы,
видоизменение конфликта в другой конфликт.
Послеконфликтная стадия необходима,
чтобы восстановить разрушенные конфликтом
межличностные отношения между участниками.
Если конфликт разрешен способом, не полностью
удовлетворяющим индивида, могут оставаться
условия, которые мешают построить прежние
отношения. В этом случае на послеконфликтной
стадии происходит частичная нормализация
отношений. Если участники завершенного
конфликта видят необходимость совместной
конструктивной деятельности и обоюдно
стремятся восстановить прежние отношения,
наступает полная нормализация межличностного
взаимодействия.
10. Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Выбор стратегии детерминируется индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Выбранная стратегия не трансформируется в другую даже под воздействием стратегии, занимаемой оппонентом. Стратегия поведения в конфликтной ситуации
– это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения:
1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) избегание;
4) приспособление;
5) соперничество.
Помимо индивидуальных предпочтений субъекта конфликта и его морально-нравственных принципов, на выбор стратегии влияют и объективные факторы : степень ущерба и размер потерь при конфликтном взаимодействии; объективная оценка нанесения ущерба оппоненту; количество и качество ресурсов, которые можно использовать при достижении своих целей и удовлетворении интересов; статус оппонента; позиция оппонента в отношении другой стороны в конфликтном взаимодействии (выбранная стратегия поведения оппонента); оценка последствий конфликта при той или иной стратегии действий; временная и пространственная характеристики конфликта; принципиальность решения проблемы, значимость того или иного исхода противоречия для субъекта конфликта.
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
При отсутствии
желания активных действий по достижению
цели или времени на ее реализацию
выбирают стратегию избегания. Если
избегание используется на начальном
этапе развития противоречия, конфликт
затухает и сохраняет силы и ресурсы
субъектов конфликта
Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.
Соперничество
оценивается практиками двояко, так как
иногда приносит мгновенные позитивные
последствия, но может также наносить
значительный ущерб одной из сторон конфликта.
11. Пять типов конфликтных личностей
Исходя из результатов исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности.
Конфликтная личность — демонстративный тип:
Конфликтная личность — ригидный тип:
Конфликтная личность — неуправляемый тип: